Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-158/2020 ~ М-171/2020 от 29.09.2020

Дело № 2а-158/2020

                                                                 УИД: 28RS0-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 октября 2020 года                                                                                         с. Ромны

Ромненский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Коломеец М.А.,

при секретаре судебного заседания Сенчуре Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Дальневосточного сельсовета Ромненского района Амурской области к отделу судебных приставов по Ромненскому району УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец администрация Дальневосточного сельсовета Ромненского района Амурской области обратилась в суд с данным административным иском, мотивируя свои требования тем, что 26 июля 2019 года Ромненским районным судом Амурской области выдан исполнительный лист об обязании администрации Дальневосточного сельсовета Ромненского района в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда установить приборы учёта тепловой энергии, систему водо-химического режима на котельные, расположенные в с. Дальневосточное ул. Садовая, д. 14, в с. Григорьевка ул. Восточная, д. 46А. На основании указанного исполнительного документа ФС от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> Жуковой И.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что требования исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения заявителем не исполнены, судебный пристав-исполнитель вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 рублей. В установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства в срок в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда, содержащиеся в исполнительном документе требования администрацией Дальневосточного сельсовета исполнены не в полном объёме - в связи с тяжелым имущественным и материальным положением. В августе 2019 года теплоснабжающая организация за собственные средства установила систему водо-химического режима. Бюджет Дальневосточного сельсовета на очередной финансовый год принимался с дефицитом на первоочередные цели, включить данные мероприятия по установки приборов учета не представилось возможным. Администрация Дальневосточного сельсовета для фактического исполнения решения проводила мероприятия, направленные на выделения денежных средств, для исполнения решения Ромненского районного суда. В связи с тяжелым материальным положением и невозможностью выделения денежных средств из бюджета поселения, администрация Дальневосточного сельсовета обратилась в администрацию Ромненского района по вопросу финансирования по установки приборов учёта на котельные в с. Дальвосточное, с. Григорьевка. Глава администрации Ромненского района Опаленко А.А. обратился в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области с просьбой выделить денежные средства в рамках программы «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2014-2020». На данное обращение с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области получен ответ, что финансирование денежных средств по данной программе не представляется возможным. Нецелевое использование денежных средств бюджета поселения недопустимо.

Администрации Дальневосточного сельсовета Ромненским районным судом Амурской области дважды была предоставлена отсрочка исполнения Решения суда от 03.06.2019 сроком до 03 июня 2020 года, и до 03 июня 2021 года срок который ещё не вышел. Полагают, что у администрации Дальневосточного сельсовета имеются основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора, так как отсутствует вина в неисполнении требований исполнительного листа, поскольку административный истец со своей стороны принял все зависящие от него меры для исполнения вышеуказанного исполнительного документа. На основании ст. ст. 112, 118 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" просит суд освободить администрацию Дальневосточного сельсовета Ромненского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству

В судебное заседание представитель административного истца – администрации Дальневосточного сельсовета Ромненского района Амурской области не явился. Уведомлены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом. О причинах неявки в суд не сообщили.

Представитель административного ответчика - отдела судебных приставов по Ромненскому району в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного рассмотрения уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Поступил отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что постановление о взыскании исполнительного сбора судебным приставом-исполнителем ОСП по Ромненскому району Жуковой И.В. вынесено законного и обоснованно. На момент вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора, исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, приостановлено не было. Установленный срок для добровольного исполнения, заявителем не было представлено и сообщено судебному приставу-исполнителю о невозможности исполнения судебного акта, а также не предпринято каких-либо действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа. В связи с чем, в удовлетворении требований просят отказать.

При этом, суд учитывает сроки рассмотрения и разрешения дела и, руководствуясь положениями статей 150, 358 КАС РФ, в силу которых неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих невозможность явки в судебное заседание, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела и исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно положениям ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным ч. 2 ст. 358 настоящего Кодекса.

Администрация Дальневосточного сельсовета Ромненского района Амурской области обратилась с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Решением Ромненского районного суда Амурской области от 03.06.2019, вступившим в законную силу на администрацию Дальневосточного сельсовета Ромненского района Амурской области возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда установить приборы учёта тепловой энергии, систему водо-химического режима на котельные, расположенные в с. Дальневосточное ул. Садовая, д. 14, в с. Григорьевка ул. Восточная, д. 46А.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ромненскому району Жуковой И.В. на основании исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ромненским районным судом Амурской области 03.06.2019 по делу № 2-34/2019, возбуждено исполнительное производство

Из указанного постановления следует, что должнику - администрации Дальневосточного сельсовета <адрес> установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Указанное постановление получено сотрудником администрации Дальневосточного сельсовета Лузан М.В. 23.06.2020 года. Следовательно срок, предоставленный для добровольного исполнения требований истекал 01.07.2020 года.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. п. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

На основании п. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В силу ч. 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

По заявлению администрации Дальневосточного сельсовета Ромненского района Амурской области, Ромненским районным судом Амурской области дважды предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 03.06.2019 до 03 июня 2020 года, и до 03 июня 2021 года, срок которой ещё не истек.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, при рассмотрении требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора выяснению подлежат вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.

Из разъяснений, содержащихся в п. 75 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Из представленных административным истцом и административным ответчиком документов установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства от 19.06.2020 года получено сотрудником администрации Дальневосточного сельсовета 23.06.2020 года, 5-дневный срок, предоставленный для добровольного исполнения требований, истек 01.07.2020 года. Администрацией Дальневосточного сельсовета в Ромненский районный суд подано нарочно заявление об отсрочке исполнения решения суда от 03.06.2019 года, согласно входящего штампа лишь 07.07.2020 года. Определением Ромненского суда Амурской области от 14.07.2020 года администрации Дальневосточного сельсовета предоставлена отсрочка в срок до 03.06.2021 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что должник-администрация Дальневосточного сельсовета, обратилась в суд и в последующем получила отсрочку исполнения решения суда после предоставления ей срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа и после вынесения постановления судебным приставом-исполнителем ОСП по Ромненскому району о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в пункте 75 которого указано, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Анализируя представленные истцом в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований администрации Дальневосточного сельсовета, поскольку у административного истца имелась возможность с момента вступления решения суда в законную силу, предпринять меры для исполнения судебного акта. Истцом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано какими-либо чрезвычайными, непредвиденными и непреодолимыми обстоятельствами.

Доводы администрации о невозможности исполнения исполнительного документа не подкреплены какими-либо доказательствами, доказательств невозможности исполнения решения суда и исполнительного документа вследствие отсутствия в муниципальном бюджете на 2020 год денежных средств на исполнение требований решения суда, не могут приняты судом как объективные причины задержки исполнения исполнительного документа, в соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 75 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".

При этом, администрация Дальневосточного сельсовета при той степени заботливости и осмотрительности, какая от неё требовалась по характеру обязательств, имела возможность при наличии оснований, своевременно обратиться с заявлением в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, не откладывая этого до момента вынесения ОСП по Ромненскому району постановления о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что администрацией Дальневосточного сельсовета предпринимались недостаточные меры для исполнения судебного акта, бездействие по неисполнению исполнительного документа имело место, в связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения требований администрации Дальневосточного сельсовета об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления администрации Дальневосточного сельсовета Ромненского района Амурской области к ОСП по Ромненскому району УФССП по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, указанного в постановлении судебного пристава-исполнителя ОСП по Ромненскому району от 09.07.2020 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ромненский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        Вступившее в законную силу решение суда в соответствии с главой 41 ГПК РФ может быть обжаловано в суд кассационной инстанции - Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток, ул. Светланская, д.54) в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, путем подачи кассационной жалобы через Ромненский районный суд Амурской области.

         Судья                                                                                                 М.А. Коломеец

2а-158/2020 ~ М-171/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
администрация Дальневосточного сельсовета
Ответчики
Отделение Судебных приставов по Ромненскому району Амурской области
Суд
Ромненский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
romnenskiy--amr.sudrf.ru
29.09.2020Регистрация административного искового заявления
29.09.2020Передача материалов судье
30.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2020Судебное заседание
08.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее