Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4944/2021 ~ М-4409/2021 от 27.07.2021

Дело № 2-4944/2021г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Волгоград 07 октября 2021 года

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Д.И. Коротенко,

при секретаре Павлове Ф.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Заместителя прокурора Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, семьи, материнства, отцовства и детства к Комитету финансов Волгоградской области, Комитету промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, Комитету строительства Волгоградской области об устранений нарушений законодательства о газоснабжении,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Прокурора Волгоградской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, семьи, материнства, отцовства и детства к Комитету финансов Волгоградской области, Комитету промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, Комитету строительства Волгоградской области об устранений нарушений законодательства о газоснабжении, свои требования мотивирует тем, что Прокуратурой Волгоградской области по обращению Мордовина В.И. проведена проверка по вопросам обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков в ..., в ходе которой установлено следующее.

На территории, расположенной западнее 1-й очереди жилого района Ергенинского в Кировском районе г. Волгограда, комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области образовано и предоставлено гражданам в собственность бесплатно 104 земельных участка (начало предоставления земельных участков гражданам - 2013 г.).

Земельные участки сформированы в соответствии с Генеральным планом г. Волгограда и проектом планировки и межевания территории западнее 1-й очереди жилого района Ергенинского в Кировском районе, утвержденными постановлением администрации г. Волгограда от 25.12.2012 № 3605 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории».

Территория западнее 1-й очереди жилого района Ергенинский, земельные участки на которой выделены многодетным семьям, жизненно важной инженерной инфраструктурой - системой газоснабжения, не обеспечена.

Законом Волгоградской области от 21.11.2019 № 97-ОД «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» региональному комитету строительства предусматривались бюджетные ассигнования в размере 2 815 тыс. руб. на проектирование объекта «Строительство газораспределительных сетей к земельным участкам в целях жилищного строительства для семей, имеющих трех и более детей, на территории жилого района Ергенинский Кировского района Волгограда».

В этой связи постановлением губернатора региона от 12.08.2020 № 492 в Программу включено мероприятие по разработке проектной документации с целью строительства газораспределительных сетей к земельным участкам на территории жилого района Ергенинский в целях жилищного строительства для семей, имеющих трех и более детей (далее - мероприятие по проектированию газопровода) со сроком исполнения - 4 квартал 2020 г.

Реализация мероприятия по проектированию газопровода позволила бы обеспечить возможность газификации вышеуказанных 104 домовладений.

Вместе с тем проведенной прокуратурой области в июле - августе 2020 г. проверкой установлено, что в связи с дефицитом средств областного бюджета мероприятие по проектированию газопровода не реализовано.

14.08.2020 прокуратурой области председателю регионального комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического

комплекса внесено представление об устранении нарушений законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации.

По доводам представления о неисполнении администрацией региона запланированных на 2020 г. мероприятий по проектированию газораспределительных сетей сообщено об отсутствии ассигнований, необходимых для проектирования, в связи с сокращением доходной части бюджета региона на 2020 г. Также сообщено о направлении в региональный комитет финансов заявки по включению мероприятий по проектированию газопровода в проект закона Волгоградской области «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

Поскольку законом Волгоградской области от 11.12.2020 № 113-ОД «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» финансирование данных работ не предусмотрено, 01.04.2021 прокуратурой области руководителю аппарата губернатора области направлена информация, в которой поставлен вопрос о необходимости принятия администрацией региона дополнительных исчерпывающих мер, направленных на финансирование в 2021 г. мероприятий по проектированию газопровода.

Согласно представленному администрацией области ответу, вопрос обеспечения финансированием строительства газопровода отложен до формирования проекта закона Волгоградской области об областном бюджете на 2022 - 2024 гг.

В ходе проведенной проверки установлено, что с момента предоставления семьям земельных участков (предоставление земельных участков осуществляется с 2013 г.) до момента обращения органов прокуратуры в суд прошло более 7 лет, между тем обязанность региональных комитетов строительства, промышленной политики, торговли и топливно- энергетического комплекса по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой (системой газоснабжения), от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенных жилых объектов, не выполнена. Комитетом финансов области не профинансированы данные работы.

Указывает, что само по себе отсутствие достаточных финансовых средств на осуществление возложенных законом на органы исполнительной власти региона полномочий в сфере газоснабжения не может являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий.

Просит суд обязать комитет финансов Волгоградской области обеспечить финансирование работ по газоснабжению территорий жилого района Ергенинский Кировского района Волгограда.

Обязать комитет промышленной политики, торговли и топливно- энергетического комплекса Волгоградской области и комитет строительства Волгоградской области обеспечить территорию жилого района Ергенинский Кировского района Волгограда системой газоснабжения для газификации 104 земельных участков.

В судебном заседании представитель прокуратуры требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - Комитету финансов Волгоградской области в судебном заседании по иску возражал, согласно письменных возражений.

Председатель ответчика Комитету промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области в судебное заседание не явился, предоставил письменные возражения по иску, также возражал.

Представитель ответчика Комитету строительства Волгоградской области в судебном заседании по иску возражала, по доводам изложенных в письменных возражениях.

Представитель третьего лица ООО « Газпром газораспределение Волгограда» в судебном заседании по иску полагалась на усмотрение суда, суду пояснила, что во исполнение, в том числе мероприятий по газификации в Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" внесены изменения, направленные на введение института Единого оператора газификации. Согласно действующей ст. 17 названного Федерального закона Единый оператор газификации обеспечивает технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2021 № 2000-р Единым оператором газификации определено общество с ограниченной ответственностью "Газпром газификация" и установлен перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых действует Единый оператор газификации, Волгоградская область определена в числе таких регионов (пункт 31 приложения к названному распоряжению). Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, вступающие в силу только с 18.10.2021 г.

Третье лицо Мордовин В.И. в судебном заседании иск прокурора поддержал.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и материалы дела, приходит к следующему:

Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д.

В силу ст. 2, ч.1 ст. 7 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, что прямо предусмотрено ст. 18 Конституции РФ.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).

Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения определен статьей 17 названного выше Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Включение земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в Перечень осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта либо при условии, что на обеспечение инженерной инфраструктурой этих земельных участков предусмотрено финансирование на текущий финансовый год.

Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 года N 372, в качестве условий предоставления земельных участков упомянутой категории граждан указано на то, что земельные участки предоставляются при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологическойобстановки (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения, для органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены принципы государственной политики в указанной области: поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики; повышение уровня газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на основе формирования и реализации региональных программ газификации.

В ходе судебного разбирательства было установлено Прокуратурой Волгоградской области по обращению Мордовина В.И. проведена проверка по вопросам обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков в ... в ходе которой установлено следующее.

На территории, расположенной западнее 1-й очереди жилого района Ергенинского в Кировском районе г. Волгограда, комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области образовано и предоставлено гражданам в собственность бесплатно 104 земельных участка (начало предоставления земельных участков гражданам - 2013 г.).

Земельные участки сформированы в соответствии с Генеральным планом г. Волгограда и проектом планировки и межевания территории западнее 1-й очереди жилого района ... в Кировском районе, утвержденными постановлением администрации г. Волгограда от 25.12.2012 № 3605 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории».

Территория западнее 1-й очереди жилого района Ергенинский, земельные участки на которой выделены многодетным семьям, жизненно важной инженерной инфраструктурой - системой газоснабжения, не обеспечена.

Законом Волгоградской области от 21.11.2019 № 97-ОД «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» региональному комитету строительства предусматривались бюджетные ассигнования в размере 2 815 тыс. руб. на проектирование объекта «Строительство газораспределительных сетей к земельным участкам в целях жилищного строительства для семей, имеющих трех и более детей, на территории жилого района Ергенинский Кировского района Волгограда».

В этой связи постановлением губернатора региона от 12.08.2020 № 492 в Программу включено мероприятие по разработке проектной документации с целью строительства газораспределительных сетей к земельным участкам на территории жилого района Ергенинский в целях жилищного строительства для семей, имеющих трех и более детей со сроком исполнения - 4 квартал 2020 г. Реализация мероприятия по проектированию газопровода позволила бы обеспечить возможность газификации вышеуказанных 104 домовладений.

Вместе с тем проведенной прокуратурой области в июле - августе 2020 г. проверкой установлено, что в связи с дефицитом средств областного бюджета мероприятие по проектированию газопровода не реализовано.

Как установлено п. 1.1 Положения о комитете финансов Волгоградской области, утвержденного постановлением губернатора региона от 08.04.2014 № 309, комитет является финансовым органом Волгоградской области, органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, составление и организацию исполнения областного бюджета, управление государственным долгом, исполнение полномочий органа внутреннего государственного финансового контроля, общее руководство организацией финансов в Волгоградской области.

Комитет финансов области организует составление и непосредственно составляет проект областного бюджета (п. 2.1.1.Положения).

Согласно п. 2.8 Положения о комитете промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 23.03.2020 № 162-п, на комитет возложены полномочий по разработке и реализации региональных программ в области газоснабжения и газификации, утверждению специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и осуществлению контроля за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения указанных надбавок.

Постановлением губернатора области от 21.11.2017 № 769 утверждена региональная программа «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Волгоградской области на 2017 - 2021 годы» (далее - Программа).

Ответственным исполнителем Программы определен региональный комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса, соисполнителем - комитет строительства Волгоградской области.

В силу п. 2.1.1 Положения о комитете строительства Волгоградской области, утвержденного постановлением губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 170, на комитет возложена обязанность по организации в границах городских округов Волгоградской области газоснабжения населения в части проектирования, строительства, реконструкции объектов газоснабжения.

В Программу включены все мероприятия, направленные на повышение уровня газификации Волгоградской области, в том числе мероприятия, реализация которых предусмотрена за счет областного бюджета в рамках подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Волгоградской области» государственной программы Волгоградской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области», утвержденной постановлением администрации региона от 08.02.2016 № 46-п (далее - Подпрограмма).

Подпрограммой предусмотрена реализация в 2020 - 2021 гг. мероприятий по обеспечению сетями газоснабжения 11 территорий г. Волгограда, в границах которых земельные участки предоставлены гражданам, имеющим трех и более детей.

Суд считает, что доводы прокурора обоснованы о том, что само по себе отсутствие достаточных финансовых средств на осуществление возложенных законом на органы исполнительной власти региона полномочий в сфере газоснабжения не может являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Исходя из ч.1 ст. 68 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.11.2017 № 2516-0 «По жалобе администрации ... на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной наудовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых-затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Названные обстоятельства свидетельствуют о непринятии в течение разумного срока региональными комитетами строительства, промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса должных мер для обеспечения земельных участков на территории жилого района Ергенинский в г. Волгограде необходимой инфраструктурой, а именно системой газоснабжения. Комитетом финансов области не приняты меры, направленные на финансирование таких работ.

На основании изложенного, суд полагает, что требования заместителя прокурора Волгоградской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Заместителя прокурора Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, семьи, материнства, отцовства и детства к Комитету финансов Волгоградской области, Комитету промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, Комитету строительства Волгоградской области об устранений нарушений законодательства о газоснабжении, - удовлетворить.

Обязать комитет финансов Волгоградской области обеспечить финансирование работ по газоснабжению территорий жилого района Ергенинский Кировского района Волгограда.

Обязать комитет промышленной политики, торговли и топливно- энергетического комплекса Волгоградской области и комитет строительства Волгоградской области обеспечить территорию жилого района Ергенинский Кировского района Волгограда системой газоснабжения для газификации 104 земельных участков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.И. Коротенко

Решение изготовлено в окончательной форме 08.10.2021 года.

Д.И. Коротенко

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

2-4944/2021 ~ М-4409/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Волгоградской области
Ответчики
Комитет финансов Волгоградской области
Комитет строительства Волгоградской области
Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области
Другие
Мордовин Валерий Иванович
ООО "Газпром газораспределение Волгоград"
Суд
Центральный районный суд г. Волгограда
Судья
Коротенко Дмитрий Иванович
Дело на сайте суда
zent--vol.sudrf.ru
27.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2021Передача материалов судье
30.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.09.2021Предварительное судебное заседание
07.10.2021Судебное заседание
08.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2022Дело оформлено
23.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее