Дело № 2-198/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации-России
28 февраля 2012 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Л.В.Колобовой,
при секретаре Е.С.Ульяновской,
с участием представителя истца Каипова Р.Р., представителя ответчика Курманчука С.С., представителей третьих лиц Николаева С.А., Утенова А.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орска о признании действий администрации МО «Город Орск» по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории МО «Город Орск» незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Орский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.Орска об оспаривании бездействия по непринятию мер к обустройству контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов. В обоснование иска указал, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением <данные изъяты> Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области ФИО1 в декабре 2011 года проведена проверка исполнения законодательства при сборе, вывозе, утилизации твердых бытовых отходов и мусора на территории МО «Город Орск». Проверкой установлено, что деятельность по сбору и утилизации твердых бытовых отходов на территории МО «Город Орск» осуществляется с нарушениями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охране окружающей среды. На <адрес> расположена контейнерная площадка c 2 контейнерами для временного складирования твердых бытовых отходов. Контейнеры расположены на почве без твердого водонепроницаемого покрытия, ограждение отсутствует. Контейнеры на момент осмотра переполнены. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 08.12.2011г. №. В ходе проведения проверки документов, подтверждающих переданные полномочия по обслуживанию контейнерной площадки, землеотводных документов на ее размещение, документов на согласование с органами санитарно-эпидемиологического благополучия населения размещения контейнерной площадки администрацией МО «Город Орск», не представлено. Просит суд признать бездействие администрации муниципального образования «Город Орск» по расположению контейнеров для организованного сбора твердых бытовых отходов, расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения незаконным. Обязать администрацию МО «Город Орск» в срок до 01.06.2012г. устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем принятия мер по обустройству контейнерной площадки по указанному адресу в соответствии с действующим законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: оборудовать бетонным или асфальтовым покрытием, ограничить бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, установить на площадке не более 5 контейнеров.
В судебном заседании представитель истца Каипов Р.Р. изменил предмет исковых требований и просил признать действия администрации муниципального образования «Город Орск» по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории муниципального образования «Город Орск» путем размещения контейнерной площадки в жилом секторе по адресу: <адрес> в отсутствие землеотводных документов на земельный участок под размещение контейнерной площадки, в отсутствие твердого водонепроницаемого покрытия контейнерной площадки, в отсутствие бордюра и зеленых насаждений (кустарников) по периметру контейнерной площадки, незаконными. Обязать администрацию МО «Город Орск» в срок до 01.06.2012г. устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем принятия мер по обустройству контейнерной площадки в жилом секторе по адресу: <адрес>, а именно: оформления землеотводных документов на контейнерную площадку; оборудования контейнерной площади твердым водонепроницаемым покрытием; ограничения контейнерной площадки бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.
Определением суда от 22.02.2012г. заявление об изменении предмета исковых требований принято к производству, иск рассмотрен с учетом изменений.
Определением суда от 22.02.2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены УЖКХ администрации г.Орска, администрация Советского района г.Орска.
В судебном заседании помощник Орского межрайонного природоохранного прокурора Каипов Р.Р. поддержал исковые требования в полном объеме. Дал пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель администрации г.Орска Курманчук С.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что решением Орского Совета депутатов Оренбургской области от 06.09.2010г. утверждено Положение об УЖКХ администрации г.Орска. Согласно п. 3.1.9 данного Положения УЖКХ администрации г.Орска осуществляет организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 02.12.2009г. утверждены Правила сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в МО «Город Орск». Согласно п.3.10 указанных Правил в городе утвержден контейнерный способ сбора и вывоза ТБО для муниципального и индивидуального жилых фондов. Организации, осуществляющие управлением многоквартирными домами, заключают договоры со специализированной организацией на выполнении услуг по сбору и вывозу отходов. Юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели обязаны в силу требований действующего законодательства, муниципальных правовых актов содержать территории, здания, сооружения. Контейнеры не принадлежат администрации г.Орска, не находятся в ее собственности или хозяйственном ведении. Не установлено, кому принадлежит контейнерная площадка в районе <адрес>. На земельный участок с контейнерами свидетельство о праве собственности не оформлялось, земля относится к государственной собственности. Совершать какие-либо действия по оборудованию контейнеров, вывозу мусора администрация не может. Владелец смежного с контейнерами жилого дома должен дать согласие, чтобы отвести землю для установки контейнеров. УЖКХ, районные администрации проводят организационные работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по сбору, вывозу и размещению отходов и направляют полученную информацию в отдел экологии администрации города. В соответствии с п.2.1.1, 2.1.3, 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» на территории домовладения должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с Положением об УЖКХ именно УЖКХ администрации г.Орска осуществляет организацию сбора, вывоза, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, организацию работ по благоустройству и озеленению городских территорий. Просил суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица администрации Советского района г.Орска Николаев С.А., действующий на основании доверенности, просил вынести решение на усмотрении суда. Пояснил, что контейнерная площадка по <адрес> расположена на проезжей части дороги, там имеется два контейнера, вывоз мусора производится МУП «<данные изъяты>». В обязанности администрации района не входит создание и благоустройство бордюров и зеленых насаждений в местах установления контейнеров, так как она принимает меры по сообщениям о нарушениях, допущенных специализированными организациями по вывозу мусора. Пояснить, кому принадлежат контейнеры по <адрес>, не смог.
Представитель третьего лица УЖКХ администрации г.Орска Утенов А.Ж., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснил, что они обслуживают и следят за благоустройством тех контейнерных площадок, которые указаны в распоряжении администрации г.Орска № от 14.12.2004г. Спорная контейнерная площадка не указана в данном распоряжении. Оборудование площадки и установка контейнеров в обязанности УЖКХ не входит. УЖКХ является отраслевым функциональным органом администрации г.Орска, следовательно данную площадку должна оборудовать администрация г.Орска.
Заслушав представителей истца, ответчика, третьих лиц, допросив специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.п.11,24,25,26 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.На основании ч.1 ст. 12 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Согласно п.1 ст. 22 того же закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Актом Орской межрайонной природоохранной прокуратуры осмотра местности от 07.12.2011г. установлено, что на земельном участке по <адрес> расположено 2 контейнера для временного складирования твердых бытовых отходов. Контейнеры расположены на почве без твердого водонепроницаемого покрытия. Контейнеры на момент осмотра переполнены.
Справкой <данные изъяты> Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области подтверждено, что контейнерная площадка в районе <адрес> в нарушение требований действующего санитарного законодательства не ограждена, установленные 2 контейнера переполнены, вокруг разбросаны бытовые отходы.
Допрошенный в судебном заседании <данные изъяты> Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области ФИО1, показал, что в его обязанности входит проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства об охране окружающей среды. В начале декабря 2011 года совместно с Орской межрайонной природоохранной прокуратурой осмотрена контейнерная площадка, расположенная по <адрес>. В нарушение требований СанПиНа вокруг контейнерной площадки разбросаны бытовые отходы, стояло два контейнера, площадка оборудована в нарушение требований санитарных правил, отсутствует асфальтовое покрытие. В настоящее время нормы СанПиНа 1988 года не отменены, но Роспотребнадзор руководствуется в своей работе новыми документами, подготовленными с учетом СанПиНа 2010 года. Контейнерные площадки находятся на балансе города Орска. В Правилах благоустройства есть придворовая схема установления контейнерных площадок, в связи с чем, собственники домов не должны сами организовывать контейнерные площадки. Контейнеры по <адрес> расположены на обочине проезжей части, жалоб от ГИБДД и граждан по поводу расположения данных контейнеров не поступало.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд не соглашается с доводами ответчика о возложении на УЖКХ администрации г.Орска обязанности отвечать по заявленным требованиям, по следующим основаниям.
Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 06.09.2010г. №68-1213 утверждено Положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Орска. В соответствии с п. 3.1.9 данного положения УЖКХ администрации г.Орска осуществляет организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Иных обязанностей по организации контейнерных площадок на УЖКХ существующее Положение не возлагает.
Как пояснил в судебном заседании представитель третьего лица УЖКХ администрации г.Орска Утенов А.Ж., УЖКХ администрации г.Орска контролирует только те контейнерные площадки, которые указаны в распоряжении администрации города № от 14.12.2004г.
Согласно распоряжению администрации г.Орска № от 14.12.2004г. установка контейнерных площадок на территории муниципального жилого фонда разрешена по адресам, указанным в приложении №, а на территории индивидуального жилого фонда - по адресам согласно приложению №. Контейнерная площадка по <адрес> в приложениях № к распоряжению не значится.
Ответчиком не представлено доказательств того, что данный земельный участок, на котором расположены контейнеры, находится в частной собственности граждан или является государственной собственностью.
В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции с изменениями на момент рассмотрения спора) до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок расположенный в <адрес> находится в ведении муниципального образования «Город Орск».
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Судом установлено, что на территории муниципального образования «Город Орск» в <адрес> отсутствует специальная площадка для размещения металлических контейнеров для сбора твердых бытовых отходов.
«Правилами сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в муниципальном образовании город Орск», утвержденными Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 02.12.2009г. №57-1015, в городе утвержден контейнерный способ сбора и вывоза ТБО для муниципального и индивидуального жилых фондов. Контейнерные площадки для сбора ТБО на территории города Орска должны соответствовать требованиям СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», градостроительного, земельного, природоохранного законодательства РФ, законодательства Оренбургской области, муниципальных нормативных актов города Орска (п.3.10 Правил).
Контейнерные площадки устанавливаются в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и оформлением землеотводных документов (п.3.11 Правил).
П.п.5.2,5.6 указанных Правил предусмотрено, что УЖКХ, районные администрации проводят организационные работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по сбору, вывозу и размещению отходов и направляют полученную информацию в отдел экологии администрации города. Участниками отношений в сфере обращения с отходами являются: УЖКХ администрации г.Орска; отдел экологии администрации г.Орска; районные администрации г.Орска и т.д. Районные администрации, УЖКХ принимают и регистрируют сообщения и иную поступающую информацию о нарушениях в сфере сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов, своевременно направляют полученную информацию в отдел экологии администрации города для применения соответствующих мер; принимают меры по выявлению нарушений в сфере сбора, вывоза, утилизации и переработки, в пределах своих полномочий; в рамках своих полномочий принимают меры к устранению нарушений в сборе, вывозе, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с Положением об УЖКХ администрации г.Орска, утвержденным решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области № 68-1213 от 06.09.2010 г., УЖКХ осуществляет организацию сбора, вывоза, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов (п.3.1.9 Положения).
Анализ вышеуказанных Правил сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в муниципальном образовании «Город Орск», Положения об УЖКХ администрации г.Орска, позволяет прийти к выводу о том, что вышеуказанными муниципальными нормативными актами не предусмотрена обязанность районных администраций и УЖКХ по оформлению землеотводных документов на контейнерную площадку и оборудованию контейнерных площадок для сбора мусора.
В материалы дела представлена публичная оферта МУП «<данные изъяты>», опубликованная в официальном городском печатном издании «<данные изъяты>» 30.09.2011г. № согласно которой граждане, проживающие в индивидуальном жилищном фонде г.Орска, вправе принять условия договора по оказанию услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на предложенных условиях путем оплаты данных услуг. Акцепт данных условий подтверждает заключение договоров по вывозу мусора с МУП «<данные изъяты>». П.3.1 договора предусмотрено, что исполнитель МУП «<данные изъяты>» обязуется предоставлять услуги по сбору и вывозу ТБО по утвержденным тарифам.
Представленной выпиской из лицевого счета МУП «<данные изъяты>» подтверждено, что жители домов, расположенных по <адрес>, ежемесячно производят оплату услуг по сбору и вывозу ТБО. Таким образом, граждане, проживающие в жилых домах, имеют потребность в утилизации бытовых отходов.
В письменных возражениях на иск представитель администрации г.Орска сослался на п.3.6 Правил сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в муниципальном образовании «Город Орск», согласно которому на организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, возложена обязанность по заключению договоров со специализированной организацией на выполнение услуг по сбору и вывозу отходов.
Судом не принимаются указанные возражения, так как на <адрес> расположены не многоквартирные дома, а частные жилые дома №. Поэтому п.3.6 Правил сбора, вывоза… бытовых и промышленных отходов в МО «Город Орск» в данном случае не применим.
По этому же основанию не могут быть приняты доводы ответчика о существующем положении п.3.7.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», согласно которому обязанность по установке на обслуживаемой территории сборников для твердых бытовых отходов возложена на организации по обслуживанию жилищного фонда.
В материалы дела представлены «Правила благоустройства, озеленения, санитарного состояния территорий и строений города Орска», утвержденные решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 25.02.2004 г. № 397. Из п.2.10 данных Правил следует, что в зоне санитарной ответственности пользователь земельного участка оборудует места сбора мусора мусорными контейнерами или урнами, не допуская нахождения мусора вне отведенных устройств в течение всего времени, и обеспечивает своевременный вывоз в установленном порядке данного мусора на городской полигон твердых бытовых отходов. Однако, доказательств того, что контейнеры по сбору мусора на участке <адрес> находятся в зоне санитарной ответственности закрепленной за каким-либо пользователем земельного участка, администрация г.Орска суду не представила.
Таким образом, исходя из действующего законодательства, суд приходит к выводу, что ответственность по организации места для сбора отходов несут органы местного самоуправления.
Поскольку п.3.11 «Правил сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в муниципальном образовании город Орск» предусмотрено, что контейнерные площадки для сбора ТБО на территории города Орска располагаются в соответствии с оформленными землеотводными документами, обязанность по оформлению такой документации должна быть возложена на ответчика. В указанной части требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Суд не может согласиться с доводами ответчика об отсутствии законодательной обязанности по ограждению контейнерной площадки зелеными насаждениями.
Действительно, в СанПиНе 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» такие требований отсутствуют, говорится только о возможности ограждения контейнерной площадки зелеными насаждениями.
Но в силу п.п. 8.2.1, 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010г. №64, специальная площадка для установки контейнеров должна быть оборудована бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20м, но не более 100м.
Таким образом, суд соглашается с прокурором и главным специалистом Роспотребнадзора, что для размещения мусорных контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. В указанной части требования иска также подлежат удовлетворению: обязанность по оборудованию специальной площадки для размещения мусорных контейнеров в <адрес> твердым водонепроницаемым покрытием, ограничением бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру должна быть возложена на администрацию г.Орска.
На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Эксплуатация неорганизованной надлежащим образом контейнерной площадки привела к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду и влечет причинение вреда их здоровью.
Определить круг лиц, права и интересы которых нарушены оспариваемыми действиями ответчика, не возможно, поэтому прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
В силу ст. 206 ГПК РФ суд может обязать ответчика совершить определенные действия.
Поскольку спор рассматривается в зимний период, предложенный истцом срок для выполнения ответчиком работ (до 01.06.2012 года), суд находит разумным.
При таких обстоятельства, исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявленные требования Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - признать незаконным действие администрации МО «Город Орск» по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории МО «Город Орск» путем размещения контейнерной площадки в <адрес> в отсутствие землеотводных документов на земельный участок под размещение контейнерной площадки, в отсутствие твердого водонепроницаемого покрытия контейнерной площадки, в отсутствие бордюра и зеленых насаждений (кустарников) по периметру контейнерной площадки.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Орск» в срок до 01.06.2012 г. устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории МО «Город Орск» путем принятия мер по обустройству контейнерной площадки в <адрес>, а именно: оформления землеотводных документов на земельный участок под размещение контейнерной площадки, оборудования твердого водонепроницаемого покрытия контейнерной площадки и ее ограничения бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.
Решение может быть обжаловано и на него принесено апелляционное представление в Оренбургский областной через Октябрьский районный суд г.Орска в течение 30 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05 марта 2012 года.
Судья Л.В. Колобова