Дело № 2-1512/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении искового заявления без рассмотрения
г. Волгоград 10 августа 2021 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.
при секретаре Горочкиной В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончаровой Марины Викторовны к ООО СК «Сбербанк Страхование жизни» о взыскании суммы страхового возмещения, неустойки и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Гончарова М.В., являясь наследником ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика в свою пользу страховую выплату в связи с наступлением смерти последнего в размере 424 648 рублей, неустойку за нарушение срока страховйй выплаты в размере 424 648 рублей, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, а также предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей штраф.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключил с ответчиком договор обязательного страхования жизни и здоровья заемщика № Р002254211 сроком на 34 месяца, в соответствии с п. 1.2 которого страховым риском (случаем) является смерть застрахованного лица. Условиями договора страховая сумма по риску «Смерть застрахованного лица» определена в размере 424 648 рублей. Она приходится дочерью ФИО1 и после его смерти вступила в праве наследования к его имуществу по закону, получив ДД.ММ.ГГГГ у нотариуса г. Волгограда Глубокой Ж.В. свидетельство о праве на наследство по закону. ДД.ММ.ГГГГ она направила в адрес ответчика заявление о страховой выплате по договору страхования, а ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с уведомлением страховщика о необходимости предоставления медицинской документации обо всех обращениях ФИО1 за медицинской помощью за предшествовавшие наступлению его смерти 5 лет через своего представителя, наделенного статусом адвоката, направила в ГУЗ «Поликлиника №» адвокатский запрос о предоставлении таких сведений, на что ей получен письменный отказ в предоставлении информации. Между тем страховщик в соответствии с условиями страхования и требованиями п. 8 ст. 10 Закона № мог и должен был истребовать данные сведения самостоятельно. Указанное дает основание для вывода о незаконном уклонении ответчика от выплаты ей страхового возмещения, что в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей возлагает на страховщика ответственность в виде выплаты ей неустойки в размере невыплаченной суммы страхового возмещения. Кроме того, считает, что своими действиями ответчик причинил ей моральный вред, который ей оценен в 30 000 рублей. Поскольку общий размер имущественных требований превышает 500 000 рублей, необходимости в обращении за разрешением возникшего спора по вопросу страховой выплаты к финансовому уполномоченному не требуется, а потому обратилась за судебной защитой нарушенных прав.
В судебное заседание истец Гончарова М.В., будучи надлежаще извещенной, не явилась, об уважительности причин неявки не сообщила, об отложении слушания дела не ходатайствовала, воспользовавшись правом на ведение гражданского дела в суде через представителя.
Представитель истца Сидельникова А.А. иск поддержала, приведя вышеуказанное обоснование.
Ответчик, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание явку своего полномочного представителя не обеспечил, согласно представленным письменным возражениям полагает требования Гончаровой М.В. необоснованными и неподлежащими удовлетворению и просит учесть, что с заявлением о наступлении страхового случая установленной Правилами страхования она не обращалась и до сих пор, несмотря на неоднократные уведомления, не предоставила страховщику предусмотренные п. 3.11.1 Условиями страхования документы, а именно: свидетельство о смерти ФИО1 или решение суда о его признании умершим, справку о смерти с указанием причины смерти или другой документ, устанавливающий причину смерти, а также выписку из амбулаторной карты или истории болезни из медицинского учреждения, в которое обращалось застрахованное лицо за указанный страховщиком период времени, с указанием диагнозов и точных дат их установления, назначенного и проводимого лечения, дат госпитализаций и их причин, установленных групп инвалидности или направления в бюро медико-социальной экспертизы с указанием дат направления и причин. В этой связи решения по факту наступления смерти ФИО1 страховщиком не принималось.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд усматривает основания для оставления искового заявления без рассмотрения.
В силу абз. 2 ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения, в том числе, в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора, либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором.
Соглашаясь с наличием к тому правовых оснований, суд руководствуется следующим.
Согласно ст. 1 ГК РФ субъекты гражданского права приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (ст. 421 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашение сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 22 Постановления Пленума от 27 июня 2013 года N 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан», участниками договора добровольного страхования имущества являются страховщик, как профессиональный участник страховых услуг, действующий на основании лицензии, с одной стороны, и страхователь, выгодоприобретатель, как потребитель услуг, с другой стороны, которые должны действовать добросовестно при установлении, осуществлении и защите своих прав при исполнении обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В соответствии с пунктом 2 статьи 940 Гражданского кодекса Российской Федерации договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.
В силу статьи 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Согласно ст. 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и федеральными законами и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о сроке осуществления страховой выплаты, а также исчерпывающий перечень оснований отказа в страховой выплате и иные положения.
В силу ч. 2 ст. 9 Закона РФ от 27 ноября 1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 20 "О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан" отношения по добровольному страхованию имущества граждан регулируются нормами главы 48 "Страхование" Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной специальными законами.
Как установлено и следует из материалов дела, 04 августа 2016 года Миронов В.Т. заключил с ответчиком договор обязательного страхования жизни и здоровья заемщика № Р002254211 сроком на 34 месяца, в соответствии с п. 1.2 которого страховым риском (случаем) является смерть застрахованного лица.
Настоящий договор заключен на основании заявления Миронова В.Т. на страхование по программе добровольного страхования жизни и здоровья заемщика, поданного через Волгоградское отделение ПАО Сбербанк № 8621, в соответствии с утвержденными страховщиком Условиями участия в программе страхования, которые применяются для застрахованных лиц, принятых на страхование, начиная с 21 марта 2016 года (далее – Условия страхования).
Пунктами 3.11.1, 3.11.3 настоящих Условий страхования определен порядок уведомления страховщика о наступлении страхового случая и перечень документов, подлежащих предоставлению страховщику для подтверждения наступления страхового случая, застрахованным лицом или выгодоприобретателем.
Как установлено, Гончарова М.В. приходится дочерью ФИО1 и после наступления его смерти вступила в праве наследования к его имуществу по закону, получив ДД.ММ.ГГГГ у нотариуса г. Волгограда Глубокой Ж.В. свидетельство о праве на наследство по закону, а, следовательно, как единственный наследник ФИО1, она является выгодоприобретателем по настоящему договору страхования.
Объективно подтверждено и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства представителем истца, что с заявлением о наступлении страхового случая по форме, установленной Условиями страхования, Гончарова М.В. к ответчику фактически не обращалась, и несмотря на неоднократные уведомления, не предоставила страховщику предусмотренные п. 3.11.1 Условиями страхования документы, в том числе: свидетельство о смерти ФИО1 и справку о его смерти с указанием причины смерти или другой документ, устанавливающий причину смерти, вследствие чего решения по факту наступления смерти ФИО1 страховщиком не принималось.
Указанное при сопоставлении с содержанием Условий страхования дает основание для вывода о несоблюдении истцом предусмотренного договором обязательного порядка урегулирования спора, что препятствует рассмотрению заявленных Гончаровой М.В. исковых требований по существу, а потому поданное ей исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 1, 199, 222, 224-225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Исковое заявление Гончаровой Марины Викторовны к ООО СК «Сбербанк Страхование жизни» о взыскании суммы страхового возмещения, неустойки и компенсации морального вреда оставить без рассмотрения.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.
На определение может быть подана частная жалоба в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение 15 рабочих дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Определение вынесено в окончательной форме 17 августа 2021 года.
Председательствующий Т.Ю. Болохонова