Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-310/2021 (3а-1605/2020;) ~ М-1313/2020 от 07.10.2020

Дело № 3а-310/2021

РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 февраля 2021года                       г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи                 Шулико О.Г.,

при секретаре             Каминской К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <ФИО>2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю», департаменту имущественных отношений Краснодарского края, администрации Краснодарского края об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, используемых при определении кадастровой стоимости,

установил:

административный истец <ФИО>2 через своего представителя по доверенности Трофимову Е.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит изменить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 1 004 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Прикубанский внутригородской округ, <Адрес...>, в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости ввиду неправильного применения данных при расчете кадастровой стоимости путем установления кадастровой стоимости указанного земельного участка с кадастровым номером <№...> в размере 8 267 940 руб. на период с 01 января 2016 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведенной очередной государственной кадастровой оценки, то есть до 01.02.2017 г.; указать в решении суда, что оно является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№...>

Требования обоснованы тем, что из полученного в конце декабря 2018 года налогового уведомления №481870 от 19.12.2018 года о перерасчете налога на имущество физических лиц через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России, административный истец узнал, что начисленный налог на имущество физических лиц за 2017 год на принадлежащее ему здание составляет 535 636 рублей 00 копеек из расчета 1% от кадастровой стоимости здания в размере 53 563 641,72 рубль.

Административный истец считает, что в ходе определения кадастровой стоимости здания были допущены ошибки, приведшие к неверному определению кадастровой стоимости, которые повлекли за собой необоснованное увеличение налога на имущество физических лиц, что существенно нарушает права административного истца как налогоплательщика.

В отзыве на административное исковое заявление представитель департамента имущественных отношений по Краснодарскому краю Лаврентьева И.А., действующая на основании доверенности, указывает, что нарушений действующего законодательства, регулирующего основания и порядок проведения государственной кадастровой оценки земель при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, в состав которых также входит спорный земельный участок, допущено не было. Считает недоказанным нарушение прав <ФИО>2 установлением и размером кадастровой стоимости земельного участка. Ссылается, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению налоговых платежей, которые в данном случае отнесены к источникам доходов бюджета, что в свою очередь повлияет на наполняемость бюджета. Просит вынести законное и обоснованное решение.

Представителем администрации Краснодарского края по доверенности Дорофеевым Д.М. подан отзыв, из которого следует, что администрация Краснодарского края не является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, принимающим решения о проведении государственной кадастровой оценки и утверждения её результаты. Проверка соблюдения установленных законодательством требований к формированию методики кадастровой оценки и ее применению к полномочиям администрации Краснодарского края не относится. Полагая, что администрация Краснодарского края является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, её представитель просит суд исключить администрацию Краснодарского края из числа административных ответчиков. Протокольным определение от 23.12.2020 г. ходатайство представителя администрации Краснодарского края об исключении из числа участников процесса удовлетворено.

В своем отзыве представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю» по доверенности Сергеевская И.С., считая филиал учреждения ненадлежащим административным ответчиком, просит в удовлетворении требований отказать, поскольку кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с требованиями закона.

В отзыве на административное исковое заявление представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Юртаева С.А. указывает, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№...> были внесены в ЕГРН в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца Трофимова Е.Н., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Рягузова М.В. и представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю» по доверенности Сергиевская И.С. возражали против удовлетворения административных исковых требований, просили в их удовлетворении отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили. Лицо, участвующее в деле, должно проявлять повышенную осмотрительность при совершении процессуальных действий и заботу о своих процессуальных делах, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что со стороны неявившихся лиц, участвующих в деле, имеет место отсутствие процессуального интереса в исходе рассмотрения данного дела.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законам.

Согласно ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из материалов дела следует, что административный истец <ФИО>2 является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 1 004+/-11 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Прикубанский внутригородской округ, <Адрес...>, что подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта.

Таким образом, у <ФИО>2 имеется публично-правовая обязанность уплатить налог на имущество физических лиц.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <№...> поставлен на государственный кадастровый учет 16.07.2003г. с видом разрешенного использования - «Для индивидуального жилищного строительства» и категорией земель – земли населенных пунктов.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...> в размере 1 414 525,56 руб. была утверждена распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 №1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края» и 11.04.2008 внесена в кадастр недвижимости.

При государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№...> с «Для индивидуального жилищного строительства» на «Для эксплуатации нежилого здания» на основании заявления о внесении текущих изменений характеристик земельного участка от 01.09.2008 № 00/08ГКУ-9989 филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю» (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Краснодарскому краю») 08.09.2008 определена кадастровая стоимость земельного участка в размере 21 947 891,80 рублей.

В ходе проведения III тура работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (ГКОЗ НП) в 2011 году (объектами оценки являлись земельные участки, сведения о которых содержались в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2011г.), результаты которого утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011г. №1756 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края», земельный участок с кадастровым номером <№...> с видом разрешенного использования - «Для эксплуатации нежилого здания» исполнителем данных работ ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ был исключен из Перечня объектов оценки ввиду неоднозначности указанного вида разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, кадастровая стоимость данного земельного участка на 01.01.2016г. и до 01.02.2017г. осталась в прежнем значении 21 947 891,80 рублей.

В конце 2018 года ИФНС России №4 по г.Краснодару произведено доначисление земельного налога за указанный земельный участок, принадлежащий <ФИО>2, за 2016 год в размере 205 432 рублей, за 2017 год – в размере 291 907 рублей.

В связи с несогласием с размером кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой исчисляется земельный налог, административный истец обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Краснодарскому краю» об исправлении технической ошибки, произведенной при определении кадастровой стоимости земельного участка.

Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Краснодарскому краю» исправлена техническая ошибка в кадастровых сведениях от 08.11.2019г. №23/19-249793, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> изменилась с 21 947 891,80 руб. на 25 733 303,12 руб. Указанная кадастровая стоимость внесена в ЕГРН 06.11.2019г.

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края №1756 от 22.11.2011 года «Об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края» кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка установлена в размере 5 396 941, 76 рублей по состоянию на 01 января 2016 года, утверждена 16 декабря 2016 года, внесена в ЕГРН - 01 февраля 2017 года.

Таким образом, административным истцом <ФИО>2 оспаривается кадастровая стоимость земельного участка в размере 25 733 303,12 руб., ставшая архивной.

В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пунктах 14, 15 постановления от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Учитывая изложенное, административный иск <ФИО>2 подлежит рассмотрению.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

В соответствии с пунктом 19 указанного постановления по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверяя доводы административного истца о недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, судом установлено следующее.

С 01.01.2016г. по 31.01.2017г. кадастровая стоимость земельного участка составляла 21 947 891,80 рублей.

До 2 марта 2019 года определение кадастровой стоимости земельных участков осуществлялось в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 №222 (далее - Методические указания №222).

В соответствии с пунктом 2.3.2. указанных Методических указаний №222 (действовавших в момент определения кадастровой стоимости земельного участка, ныне утратившие силу), в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Согласно пункту 2.1.16 Методических указаний № 222, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка. Исключение составляет случай образования в составе земель населенных пунктов земельного участка, одним из видов разрешенного использования которого является жилая застройка. Для указанного случая кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, занятых многоэтажной и среднеэтажной или малоэтажной, в том числе индивидуальной жилой застройкой, на площадь земельного участка.

Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» (ныне утративший силу) определен состав 16 групп видов разрешенного использования земель.

В связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№...> с «Для индивидуального жилищного строительства» на «Для эксплуатации нежилого здания» на основании заявления о внесении текущих изменений характеристик земельного участка от 01.09.2008 № 00/08ГКУ-9989 филиалом ГБУ «ФКП Росреестра по Краснодарскому краю» 08.09.2008 определена кадастровая стоимость земельного участка в размере 21 947 891,80 рублей.

Поскольку указанный в кадастре недвижимости вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№...> «Для эксплуатации нежилого здания», исходя из его наименования можно отнести к нескольким оценочным группам видов разрешенного использования, указанным в приложении №2 к распоряжению главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 №1202-р, за исключением групп, одним из видов разрешенного использования является жилая застройка (первой группы - «земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки» и второй группы - «земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки»), при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№...> в размере 21 947 891,80 руб. первоначально сотрудниками филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Краснодарскому краю» была допущена техническая ошибка, а именно: ошибочно применено значение удельного показателя кадастровой стоимости земель, равное 21 860,45 руб. за 1 кв.м, соответствующего пятой группе видов разрешенного использования, указанных в приложении № 2 к распоряжению главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 №1202-р «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», которое не является наибольшим для разрешенного использования земельного участка «Для эксплуатации нежилого здания».

Впоследствии в соответствии с пунктом 1 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на основании решения государственного регистратора прав от 08.11.2019 № 23/19-249793 кадастровая стоимость земельного участка в результате устранения технической ошибки изменилась с 21 947 891,80 руб. на 25 733 303,12 рублей. При этом, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по Краснодарскому краю» был применено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель, равного 25 630,78 руб. за 1 кв.м, являющегося наибольшим для земельного участка с видом разрешенного использования «Для эксплуатации нежилого здания», с категорией земель «земли населенных пунктов», расположенного в кадастровом квартале <№...>

Согласно приложению №2 выше названного распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 №1202-р наибольшее значение удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровому кварталу, в котором расположен земельный участок (за исключением 1 вида разрешенного использования земель населенных пунктов - «Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки» и 2 вида разрешенного использования земель населенных пунктов - «Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки») для 6 вида разрешенного использования земель населенных пунктов - «Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц», равно 25 630,78 руб./кв.м, утвержденного распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007г. №1202-р.

Таким образом, в соответствии с Методическими указаниями № 222, кадастровая стоимость земельного участка составляет: 25 630,78 руб./кв.м (значение удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования земельного участка) х 1 004 кв.м (площадь земельного участка) = 25 733 303,12 рублей.

Таким образом, обстоятельств, позволяющих признать наличие недостоверных сведений об объекте оценки, используемых при определении кадастровой стоимости, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Суд считает, что административным истцом не доказано использование недостоверных сведений о земельном участке с кадастровым номером <№...>, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.

В свою очередь, административным ответчиком предоставлена совокупность допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих обоснованность отнесения земельного участка с кадастровым номером <№...> к 6-ой группе видов разрешенного использования и установление его кадастровой стоимости в размере 25 733 303,12 рублей.

При указанных обстоятельствах административный иск <ФИО>2 не подлежит удовлетворению.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░>2 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-310/2021 (3а-1605/2020;) ~ М-1313/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Семенов Андрей Юрьевич
Ответчики
Управление Росреестра по КК
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по КК
ДИО КК
Администрация Краснодарского края
Другие
АМО г. Краснодар
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Шулико Оксана Георгиевна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
07.10.2020Регистрация административного искового заявления
08.10.2020Передача материалов судье
09.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.11.2020Предварительное судебное заседание
18.11.2020Предварительное судебное заседание
08.12.2020Предварительное судебное заседание
23.12.2020Предварительное судебное заседание
18.01.2021Предварительное судебное заседание
01.02.2021Судебное заседание
12.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021Дело оформлено
11.05.2021Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее