Гражданское дело № ****** Мотивированное решение изготовлено 12 июня 2014 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2014 года город Екатеринбург
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А., при секретаре ФИО5, с участием представителя истца ФИО6, представителя ответчика ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «ФИО11» Министерства обороны РФ о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование заявленных требований истец указал, что уволен с военной службы в Вооруженных силах РФ в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе по пп. «А» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на основании приказа командира войсковой части № ****** № № ****** от ДД.ММ.ГГГГ Согласно приказа командира войсковой части № ****** № ****** от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части. На момент увольнения имел общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 20 лет 07 месяцев, в льготном исчислении – 28 лет 04 месяца. В период прохождения военной службы ему на состав семьи из четырех человек было предоставлено по договору социального найма жилое помещение в виде трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ЗАТО Сибирский, <адрес>. Перед увольнением с военной службы истец подал на имя командира войсковой части рапорт с пакетом требуемых документов с ходатайством об увольнении и предоставлении жилого помещения в избранном месте жительства в <адрес> или <адрес>, выразил согласие на увольнение только при условии обеспечения жильем по избранному им месту жительства. На основании поданного рапорта жилищной комиссией войсковой части № ****** в августе 2005 г. принято решение о признании его с членами семьи нуждающимися в получении жилого помещения в избранном месте жительства, в связи с чем в 2005 г. он был внесен в журнал КЭУ «№ ****** ЭТК» «Учет военнослужащих и граждан, нуждающихся в получении жилья в избранном месте жительства» под регистрационным № № ******. При этом командованием войсковой части он был введен в заблуждение, что жильем в избранном месте жительства по факту он будет обеспечен по линии Министерства обороны уже после увольнения с военной службы. Ни он, ни члены его семьи не имеют в собственности жилых помещений. Вместе с тем, на его обращение в ФГКУ «ФИО12» Министерства обороны РФ в феврале 2013 г., им было получено в июле 2013 г. решение ответчика № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии его с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по линии Министерства обороны РФ. В связи с чем истец настаивает на удовлетворении заявленных требований и просит признать его в составе семьи три человека нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства за счет средств федерального бюджета и обязать ФГКУ «ФИО13» Министерства обороны РФ принять его на соответствующий учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, включить в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства.
Истец в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя.
В судебном заседании представитель истца ФИО6 заявленные ФИО2 исковые требования поддержал, в обоснование которых привел доводы, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика ФГКУ «ФИО14» Министерства обороны РФ ФИО7 иск не признала, в обоснование своих возражений указала, что в ФГКУ «ФИО15» Министерства обороны РФ отсутствуют сведения о признании истца в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, ФИО2 был обеспечен жильем по последнему месту своей службы с учетом состава его семьи, исходя из площади занимаемого жилого помещения, нуждающимся в предоставлении жилья не является. Просит в иске отказать.
Представители ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, войсковой части № ******, войсковой части № ****** в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещались о времени и месте проведения слушания по делу, сведений об уважительности причины неявки, заявления об отложении слушания по делу, рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по иску своевременно в суд не представили.
Приведенные в иске в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом, в своих письменных заявлениях просят рассмотреть дело в их отсутствие, заявленные исковые требования поддержали.
Суд, заслушав доводы участвующих в деле представителя истца, представителя ответчика ФГКУ «ФИО16» Министерства обороны РФ, изучив письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Названная норма также предполагает, что отдельные положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилищного и других отраслей законодательства, устанавливающих формы реализации права и соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации – ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих».
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволен с военной службы в Вооруженных силах РФ в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе по пп. «А» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на основании приказа командира войсковой части № ****** № № ****** от ДД.ММ.ГГГГ Согласно приказа командира войсковой части № ****** № ****** от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части. На момент увольнения имел общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 20 лет 07 месяцев, в льготном исчислении – 28 лет 04 месяца. В период прохождения военной службы истец и члены его семьи были обеспечены непосредственно по месту прохождения истцом военной службы жилым помещением по договору социального найма в виде трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ЗАТО Сибирский, <адрес>.
В силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства – ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По общим правилам, установленным ст. ст. 49, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Это правило распространяется и на военнослужащих, как категорию граждан, наделенных законодательством о статусе военнослужащих особыми льготами в области жилищных прав.
Только наличие статуса нуждающегося в получении жилья позволяет военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) реализовать права на жилье - как в форме получения жилого помещения по договору социального найма, так и в форме предоставления государственного жилищного сертификата.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Таким образом, помимо необходимого стажа военной службы (в случае истца – более 20 лет выслуги в календарном исчислении) военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо было к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья. Порядок постановки на учет нуждающихся, действовавший в период прохождения службы ФИО2 и увольнения его с военной службы, регламентировался приказом Министра обороны РФ № 80 от 15.02.2000 г., утвердившим Инструкцию «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Согласно п. 28 указанной инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подавался в порядке подчиненности рапорт, к которому прилагался пакет документов, установленный п. 29 данной Инструкции. Учет военнослужащих осуществлялся довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников с внесением всей информации в автоматизированную систему учета. Выполнение указанного порядка обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем. Это гарантировалось пунктом 13 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащих, не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могли исключить без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы до обеспечения жилыми помещениями в установленном законодательством порядке.
При указанных обстоятельствах данное право не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации № 80 от 15.02.2000г. и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации № 1280 от 30.09.2010г., утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция).
Так, согласно п. 10 Инструкции, военнослужащие, ранее принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (или в форме получения ГЖС).
Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с заявлением о постановке на учет нуждающихся.
Из материалов дела и пояснений истца следует, что на момент увольнения ФИО2 изъявил желание получить жилое помещение для постоянного проживания по избранному месту жительства, что непосредственно отражено и в рапорте об увольнении, согласно которому он ходатайствует об увольнении с военной службы после предоставления постоянной жилой площади в <адрес> по нормам жилищного законодательства, где отражено, что истец указал на обеспеченность лишь жильем по месту службы и дал согласие на увольнение при предоставлении ему постоянного жилья по избранному месту службы.
Как следует из ответа на запрос привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица войсковой части № ****** от ДД.ММ.ГГГГ г., в войсковой части № ****** (№ ****** эксплуатационно-технической комендатуре (№ ****** ЭТК)) велся учет (списки) военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в избранном месте жительства, а также велся мониторинг указанной категории военнослужащих. В настоящее время № ****** ЭТК ликвидируется. Вместе с тем, в войсковой части № ****** сохранен журнал учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения в избранном месте жительства, который велся в № ****** ЭТК. Данные в указанный журнал включались на основании рапорта военнослужащего с приложенным к нему пакетом документов. В журнал учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилья в избранном месте жительства, ФИО9 включен под № № ******.
Данные сведения подтверждаются выкопировкой из указанного журнала и свидетельствуют о том, что на основании подтвержденного рапорта от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке ФИО2 был признан нуждающимся в жилом помещении в избранном месте жительства и поставлен на соответствующий учет.
После чего только приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен с военной службы, а с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части.
Отсутствие же надлежащего оформления, контроля за хранением и передачей уполномоченному органу учетных материалов не может быть поставлена в вину истцу и препятствовать реализации прав ФИО2
При этом, в ходе судебного разбирательства установлено, что по месту прохождения истцом военной службы осуществлялся учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, в том числе в избранном после увольнения месте жительства, что не позволяет сделать вывод об ином основании включения истца в число указанных лиц, доказательств обратному ответчиком не представлено, подтверждается сведениями базы учета, которая велась органами военного управления. Заявленное в иске основание учета истца, а именно, как лица, уволенного с военной службы, который в период ее прохождения был признан нуждающимся в предоставлении жилья по избранному после увольнения месту жительства, с достоверностью подтверждается вышеуказанными доказательствами, копии которых находятся в материалах дела.
Как указывает истец и что подтверждается материалами дела, в виду отсутствия у него сведений о передаче в адрес ответчика его учетного дела для внесения информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, он обратился с соответствующими требованиями в ФГКУ «ФИО23» МО РФ самостоятельно. Вместе с тем, на его обращение в ФГКУ «ФИО17» Министерства обороны РФ вынесено решение № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в виду отсутствия у ФИО2 статуса военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженный Силах Российской Федерации.
Считая данный отказ незаконным, истец обратился за защитой своих прав в суд, ссылаясь на то обстоятельство, что не утратил права на получение жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, при этом получить указанное жилье он может только в случае нахождения в списке очередников на обеспечение жильем бывших военнослужащих, во включение в который ответчиком отказано. Органами местного самоуправления истец жилой площадью в избранном месте жительства не обеспечивался.
Как указывает истец, в настоящее время он и члены его семьи проживают в жилом помещении, предоставленном ему в период прохождения военной службы, по договору социального найма в виде трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ЗАТО Сибирский, <адрес>.
При этом, суд находит несостоятельными приведенные в судебном заседании представителем ответчика ФГКУ «ФИО18» Министерства обороны РФ доводы об отсутствии оснований для удовлетворения иска в виду обеспеченности истца жилым помещением площадью по нормам действующего законодательства, поскольку в силу вышеприведенных норм права данное обстоятельство не может являться основанием для отказа лицу в реализации права на обеспечение жильем по избранному месту жительства. Истец не выразил отказа в сдаче занимаемого жилья в случае предоставления ему для постоянного проживания жилого помещения в избранном месте жительства. Освободить занимаемое по договору социального найма жилое помещение, предоставленное военнослужащему ранее по месту службы, последний обязан непосредственно при предоставлении жилья в избранном месте жительства.
Таким образом, со стороны истца были выполнены все необходимые условия для реализации своего права, невыполнение органами военного управления обязанностей по надлежащему учету не может являться препятствием для реализации жилищных прав военнослужащего.
Исследовав обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что жилищные права ФИО2 не реализованы. Его право на получение жилого помещения остается нарушенным с момента начала процедуры увольнения и подлежит судебной защите. Ответчик является надлежащим органом, в чью компетенцию входит восстановление этого права истца. Отказ же ответчика ФГКУ «ФИО19» Министерства обороны РФ в удовлетворении заявленных ФИО2 требований осуществлен без учета того обстоятельства, что право на получение постоянного жилья по избранному месту жительства у ФИО2 возникло в связи с увольнением с военной службы. Невыполнение командованием всех необходимых мероприятий при увольнении истца свидетельствует только лишь о ненадлежащем выполнении должностными лицами обязанности, определенной для них статьей 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В настоящее же время истец лишен возможности иным образом реализовать самостоятельно свое право на жилье.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу, что ФИО2 обращался в установленном порядке по вопросу признания его нуждающимся в обеспечении постоянным жильем, на момент исключения из списков личного состава воинской части был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в установленном на тот момент порядке, принято соответствующее решение уполномоченным органом, в связи с чем данные внесены в учетные материалы по месту службы, сведений о ничтожности либо порочности которых ответчиком не представлено, непредоставление сведений в автоматизированную базу учета (командиром войсковой части, КЭЧ) не зависело от воли истца. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено. Обеспечение жильем по месту прохождения военной службы в период непосредственного осуществления военной службы не свидетельствует об обеспеченности истца жильем по избранному месту жительства в соответствии с требованиями ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Таким образом, с учетом положений ст. 5 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», в силу которых никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, суд полагает заявленные истцом исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «ФИО20» Министерства обороны РФ о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета, - удовлетворить.
Признать ФИО2 в составе семьи, с учетом ФИО3, ФИО4, нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "ФИО21" Министерства обороны Российской Федерации принять ФИО2 в составе семьи, с учетом ФИО3, ФИО4, на учет военнослужащих, нуждающимся в получении жилых помещений, и включить его в соответствующий реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий: Н.А. Бабкина