Дело № 2-364/2020
24RS0029-01-2020-000380-87
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2020 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О. В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Козульского района Красноярского края Павлюченко М.С.,
при секретаре Слугиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Козульского района Красноярского края в интересах Российской Федерации к Первухину М.В. о возложении обязанности произвести очистку места рубки от порубочных остатков,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Козульского района Красноярского края в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Первухину М.В. о возложении обязанности произвести очистку места рубки от порубочных остатков в делянке <адрес>
Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой Козульского района совместно с главным специалистом - государственным инспектором по Ачинской группе районов отдела государственного контроля и надзора в области охраны и использования среды обитания объектов животного мира и среды их обитания Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования. В ходе проведения проверки установлено, что на основании договора купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ № лесозаготовительную деятельность осуществляет Первухин М.В. на лесных насаждениях: <адрес> 2. В соответствии с п.п. 7,8 договора купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ № очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с ее заготовкой в срок до ДД.ММ.ГГГГ следующим способом: сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и подкормки диких животных в зимний период времени в следующие сроки: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Проведенным ДД.ММ.ГГГГ обследованием лесных насаждений расположенных: <адрес> установлено, что какие-либо лесозаготовительные работы не ведутся, техника для рубки на месте отсутствует. С погрузочных площадок осуществлен вывоз заготовленной древесины. Очистка указанной лесосеки не произведена на всей площади. После лесозаготовительных работ в указанной лесосеке оставлены завалы из порубочных остатков (вершинной части деревьев). Порубочные остатки разбросаны по всей площади лесосеки, что не соответствует способу очистки лесосек указанной в технологической карте - укладка порубочных остатков на волока с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке для темнохвойных насаждений, также порубочные остатки частично сдвинуты к стене леса. Таким образом, по результатам выездной проверки прокуратурой района установлено, что Первухин М.В. нарушила требования ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», что влечёт нарушение ответчиком надлежащего состояния территории лесосеки, выраженное в виде её захламления и не позволяющее проведению работ по лесовосстановительным и иным лесохозяйственным мероприятиям, чем нарушены интересы Российской Федерации как собственника захламленного лесного участка.
В судебном заседании помощник прокурора Козульского района Павлюченко М.С. требования иска поддержал в полном объёме по изложенным в нём основаниям. Против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражал.
Ответчик Первухин М.В. и представитель третьего лица КГБУ «Козульское лесничество» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
На основании изложенного, с согласия истца, суд считает возможным рассмотреть данное дело в порядке заочного производства в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора Козульского района Павлюченко М.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Как следует из п. 8 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Статья 2 ЛК РФ предусматривает, что лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При использовании лесов должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции.
В соответствии с пп. «г» п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 ЛК РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 г. № 474 запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 г. № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с п. 14 которых при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, в силу п. 16 которых при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Отходы древесины от лесоразработок, включая отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, отходы корчевания пней, зелень древесная, отходы раскряжевки отнесены приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к отходам при лесоводстве и лесозаготовках.
Согласно ч. 4 ст. 30 ЛК РФ граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Согласно ч.ч. 1, 2 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице руководителя КГБУ «Козульское лесничество» ФИО2 и Первухиным М.В. заключён договор купли-продажи лесных насаждений №, согласно которому Первухину М.В. переданы лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности: <адрес>. Согласно п. 7 договора вывоз древесины должен был осуществляться одновременно с её заготовкой в срок до ДД.ММ.ГГГГ.2020 г.. В силу п. 8 договора очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на основании договора купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ № лесозаготовительную деятельность осуществляет Первухин М.В. на лесных насаждениях: <адрес> В соответствии с п.п. 7,8 договора купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ № очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с ее заготовкой в срок до ДД.ММ.ГГГГ следующим способом: сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и подкормки диких животных в зимний период времени в следующие сроки: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Проведенным ДД.ММ.ГГГГ обследованием лесных насаждений расположенных: <адрес> установлено, что какие-либо лесозаготовительные работы не ведутся, техника для рубки на месте отсутствует. С погрузочных площадок осуществлен вывоз заготовленной древесины. Очистка указанной лесосеки не произведена на всей площади. После лесозаготовительных работ в указанной лесосеке оставлены завалы из порубочных остатков (вершинной части деревьев). Порубочные остатки разбросаны по всей площади лесосеки, что не соответствует способу очистки лесосек указанной в технологической карте - укладка порубочных остатков на волока с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке для темнохвойных насаждений, также порубочные остатки частично сдвинуты к стене леса. К акту приложена фототаблица с фотографией деляны ответчика.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт нарушения ответчиком природоохранного законодательства, а также условий договора от ДД.ММ.ГГГГ.
Несоблюдение норм природоохранного законодательства влечёт нарушение ответчиком надлежащего состояния территории лесосеки, выраженное в виде её захламления и не позволяющее проведению работ по лесовосстановительным и иным лесохозяйственным мероприятиям. Поскольку порубочные остатки (сучья, ветви, вершины срубленных деревьев, хворост) являются отходами от лесозаготовок и входят в категорию отходов производства, такие отходы должны быть убраны установленным законом и договором от ДД.ММ.ГГГГ способом.
Пунктом 1 ст. 8 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из указанного следует, что нарушены интересы Российской Федерации как собственника захламленного лесного участка.
Нарушение интересов Российской Федерации влечет за собой нарушение интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории государства, так как в силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, в случае удовлетворения искового заявления взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, составляет 300 руб..
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Козульского района суд считает законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Козульского района Красноярского края в интересах Российской Федерации к Первухину М.В. о возложении обязанности произвести очистку места рубки от порубочных остатков удовлетворить.
Обязать Первухина М.В. произвести очистку места рубки от порубочных остатков в делянке № 2 лесосеки № 23 выдела № 3 квартала № 10 Курбатовского участкового лесничества КГБУ «Козульское лесничество» Козульского района Красноярского края.
Взыскать с Первухина М.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Ответчик вправе подать в Козульский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения. Ответчиком заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а так же лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд Красноярского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, в месячный срок со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья: О.В. Чижикова
Мотивированное решение изготовлено: 30.07.2020