РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2014 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Фефеловой З.С.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-739/2013 по иску Максимова Р. В. и Максимовой Д. А. к Муниципальному образованию город Нижний Тагил о сохранении жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии,
Установил:
Максимовы Р.В., Д.А. обратились в суд к МКУ Администрация города Нижний Тагил о признании незаконным решения об отказе переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и обязании принять решение о согласовании перепланировки жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано: ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. К заявлению были приложены все необходимые документы в соответствии со сти.26 Жилищного кодекса Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ истцы получили решение об отказе переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 года № 266. Полагают, что данное решение является необоснованным и незаконным.
В судебном заседании истцы Максимовы Р.В., Д.А., не меняя предмет и основание иска, уточнили просительную часть искового заявления и правовое обоснование. Указали, что просят суд сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в перепланированном состоянии и узаконить существующую перепланировку. В обоснование заявленных требований дополнительно указали, что они являются собственниками указанного жилого помещения. Ими была проведена перепланировка квартиры без оформления необходимых разрешительных документов. Поскольку перепланировка в помещении уже проведена, в выдаче согласования на перепланировку им было отказано, на том основании, что оно не может быть выдано в установленном законом порядке. При этом, в силу п.4 ст.29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Помещение квартиры после выполненных работ по перепланировке и переустройству отвечает предъявляемым к нему требованиям надежности и возможной безопасной эксплуатации без угрозы для здоровья и жизни людей, в соответствии с требованием действующих технических регламентов, работы, предусмотренные перепланировкой и переустройством, выполнены по проекту, о чем свидетельствует заключение № «По обследованию выполненных строительно-монтажных работ на объекте». Просили суд удовлетворить уточненные исковые требования.
Представитель ответчика МО город Нижний Тагил Зайцев Д.С., действующий на основании доверенности, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, вопрос об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда (л.д.54-56).
Заслушав истцов, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам:
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что истца Максимовы Д.А., Р.В. являются правообладателя на праве общей совместной собственности жилого помещения - трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истцы получили решение об отказе переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 года № 266.
В соответствии со ст.26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Между тем, как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривалось сторонами, переустройство и перепланировка жилого помещения были осуществлены истцами Максимовыми до получения предусмотренного разрешительного документа на проведение переустройства и перепланировки, то есть в нарушение вышеизложенных норм законодательства, являясь самовольными.
Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса (п.1 ст.29 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (п.3 ст.29 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Однако пунктом 4 ст.29 Жилищного кодекса Российской федерации закреплено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Таким образом, законодательство предусматривает возможность сохранения самовольно перепланированного жилого помещения в переустроенном виде в случае отсутствия признаков нарушения прав и законных интересов граждан, если это не создает угрозу их жизни или здоровью и не оказывает влияния на конструктивные особенности здания.
При этом бремя доказывания наличия оснований для сохранения жилого помещения в перепланированном состоянии в силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возложено на лицо, обращающееся с такими требованиями.
Вопросы перепланировки помещений регулируются специальными положениями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации N 170.
Согласно п.1.7.1. Правил, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
1.7.2. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Таким образом, для признания права на сохранение жилого помещения в перепланированном виде, истцам необходимо представить документы, свидетельствующие о соответствии произведенной перепланировки вышеперечисленным требованиям.
В судебном заседании стороной истца в материалы дела представлено заключение ЗАО «НТ ГОСТ» по результатам обследования выполнены строительно-монтажных работ на объекте: перепланировка и переустройство квартиры <адрес>. В представленном заключении содержится оценка технического состояния фундамента, стен, перекрытий квартиры, а именно: работоспособное - категория технического состояния, при которой некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров, не отвечающих требованиям проекта, норм, стандартов, но имеющиеся нарушения требований в данных конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и несущая способность конструкций, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается.
При производстве работ по перепланировке и переустройству квартиры выполнены следующие работы, предложенные в проектных решениях: 1. Устройство санузла № за счет площади шкафа № и части площади туалета №; 2. Демонтаж шкафов № с последующим устройством их на площади шкафов-купе № и 11; 3. Демонтаж части перегородок и устройство новых из ГКЛ по оцинкованному профилю; 4. Зашивка всех стен и потолков ГКЛ по оцинкованному профилю; 5. Устройство ванной № на площади ванной № и части площади туалета №; 6. Заделка проема в перегородке между жилой комнатой № и шкафом №; 7. Изменение конструкции пола во всех помещениях. Демонтаж старого деревянного пола с последующим устройством новых полов по фанере &=18 мм с утеплением между лагами плитами KNAUF. В ванной и туалете полы из керамогранита по ГВЛ - 10 мм и фанере - 20 мм с оклеечной гидроизоляцией - 2 слоя из гидроизола. В жилых комнатах и коридоре полы из ламината по фанере - 18 мм; 8. Переустройство предусматривает установку нового сантехнического оборудования: унитаза, раковины, ванны. Перенос раковины на кухне. Замена системы отопления на полимерные материалы. Вышеперечисленные работы выполнены согласно проектных решений. Примечание: нумерация помещений согласно плану БТИ.
В результате проведенного обследования квартиры установлено, что работы, предусмотренные перепланировкой и переустройством, выполнены по проекту. Проект согласован с Управлением архитектуры и градостроительства г.Н.Тагил и со всеми заинтересованными организациями (см.приложение № 3). Состояние строительных конструкций после выполненных строительно-монтажных работ по перепланировке и переустройству: несущих наружных и внутренних стен и перекрытий работоспособное. Помещение квартиры, после выполнены работ по перепланировке и переустройству, отвечает предъявляемым к нему требованиям надежности и возможности безопасной эксплуатации без угрозы для здоровья и жизни людей, в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, при условии постоянного наблюдения за несущими конструкциями и проведении планово-предупредительных ремонтных работ. При выполнении работ по переустройству помещений, существующие системы вентиляции и инженерные сети (водоснабжение, отопление и канализация) сохранены, за исключением местных подводок ко вновь установленному сантехническому оборудованию (л.д.63-91).
Ознакомившись с представленным стороной истца заключением, суд принимает его во внимание, поскольку он является объективным и достоверным, отражает в себе действительное состояние квартиры, отраженное специалистами организации, имеющей свидетельство о допуске к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
При этом суд также исходит из того, что в представленном заключении имеется подробное описание обследования фундаментов, стен, перекрытий, их состояние, а также соответствие выполнены работ проектным решениям, само заключение является мотивированным и аргументированным, к нему приложен список нормативно-правовых документов, которыми руководствовались специалисты при проведении работ, техническая документация на квартиру, проект перепланировки и переустройства с листом согласования и фототаблица объекта исследования.
Данные обстоятельства позволят суду придти к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных истцами исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 209, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Сохранить жилое помещение - трехкомнатную квартиру <адрес> в переустроенном и перепланированном состоянии.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил.
Судья-подпись.
Копия верна. Судья- З.С.Фефелова