№2-3995/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23.10.2019г. Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Галактионова Д.В., при секретаре Залесовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегионального профсоюза работников государственных, муниципальных и коммерческих организаций, коммунального хозяйства, учреждений образования и культуры, медицинских и финансовых учреждений, сельского хозяйства, строительства, торговли и спорта «СПЕЦПРОФ» к Государственному унитарному предприятию РО «Управление развития систем водоснабжения» о признании незаконным отказа в предоставлении сведений по социально-трудовым вопросам, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
В Шахтинский городской суд поступил указанный иск, иск был изменен, из уточненной редакции иска следует, что с 15.01.2019 года в составе Межрегионального профсоюза работников государственных, муниципальных и коммерческих организаций, коммунального хозяйства, учреждений образования и культуры, медицинских и финансовых учреждений, сельского хозяйства, строительства, торговли и спорта «СПЕЦПРОФ» (ОГРН 1186196037774, ИНН6163211263) (далее по тексту - Истец) находится первичная профсоюзная организация (ППО) работников ГУП РО «УРСВ», действующая в интересах работников ГУП РО «УРСВ» (ОГРН 1136195001227, ИНН 6167110467), его филиалов: «Орловский», «Шахтинский», «Октябрьский», «Усть-Донецкий», «Белокалитвенский», и производственных участков: «Новошахтинский», «Красносулинский», «Гуковский», «Зверевский», «Зерноградский», «Цимлянский» (далее по тексту - Ответчик).
Протоколом организационного собрания первичной профсоюзной организации работников ГУП РО «УРСВ» от 15 января 2019 года была создана ППО работников ГУП РО «УРСВ». Выборным руководящим органом ППО определен местком, председателем ППО избрана Скороход О.В..
В соответствии со ст. 3 ФЗ № 10-ФЗ от 12.01.1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а также в соответствии с Уставом МП «СПЕЦПРОФ» Совет МП «СПЕЦПРОФ» постановил принять ППО работников ГУП РО «УРСВ» в состав МП «СПЕЦПРОФ» и внести ее в реестр первичных организаций МП «СПЕЦПРОФ».
Правоспособность межрегионального профсоюза «СПЕЦПРОФ» в качестве юридического лица возникла с момента его государственной регистрации, т.е. 07 сентября 2018 года. Запись о регистрации МП «СПЕЦПРОФ» была внесена в единый государственный реестр юридических лиц.
Целью создания первичной профсоюзной организации работников ГУП РО «УРСВ» являлось представление и защита прав и интересов членов профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений.
Официальным письмом исх. № 22-2-У-УРСВ от «22» июля 2019 года МП «СПЕЦПРОФ» уведомил вр. исполняющего обязанности директора ГУП РО «УРСВ» Бреус С.А. о том, что с 15 января 2019 года в составе Межрегионального профсоюза «СПЕЦПРОФ» находится первичная профсоюзная организация работников ГУП РО «УРСВ».
В настоящий период в составе МП "СПЕЦПРОФ" состоит более 300 членов профсоюза, осуществляющих трудовую деятельность в ГУП РО «УРСВ» и его подразделениях.
Также Советом МП «СПЕЦПРОФ» установлено, что на предприятии ГУП РО «УРСВ», а также в составе филиалов и производственных участков осуществляют трудовую деятельность свыше четырех тысяч работников, в связи с чем максимальное включение их в состав членов профсоюза «СПЕЦПРОФ» является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнёрства и служит основой для разработки и заключения отраслевых и региональных соглашений, обеспечивающих интересы сторон социального партнерства.
В соответствии ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
В соответствии со ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений.
В соответствии ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.
В соответствии со ст. 30 ТК РФ первичные профсоюзные организации и их органы представляют интересы работников, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах.
В соответствии с нормами Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» Ответчику было предложено в целях исполнения требований п. 1 ст. 19 ФЗ № 10-ФЗ о контроле за соблюдением должностными лицами законодательства о труде предоставить сведения по социально-трудовым вопросам соблюдения правил и норм, обеспечивающих безопасность и охрану труда на предприятии, в том числе:
• запрос на имя врио Генерального директора ГУП РО «УРСВ» Бреус С.А. от 23.07.2019 г. Исх. №23-6-У/УРСВ о предоставлении подтвержденной информации о наличие приточно-вытяжной и вытяжной вентиляции с расчетным воздухообменом в помещениях ВНС и КНС ПУ «Новошахтинский» и ПУ «Красносулинский», связанной с возможным выделением вредных веществ, обеспечивающей отсутствие непосредственной угрозы жизни и здоровья работников ГУП РО «УРСВ», что может явиться нарушением требований п.2.1.1., п.2.4.13., п.4.2.1., п.5.4.19. «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства»; а также п. 199 «Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве»;
• запрос на имя врио Генерального директора ГУП РО «УРСВ» Бреус С.А. от 23.07.2019 г. Исх. № 23-5-У/УРСВ о предоставлении копии надлежащим образом разработанной организационно-технологической документации по проведению ремонтных работ, которая должна содержать конкретные проектные решения по безопасности труда, определяющие технические средства и методы работ, обеспечивающие выполнение нормативных требований безопасности труда, согласно требованиям п.п.2.1.1., 1.1.13. «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства»;
• запрос на имя врио Генерального директора ГУП РО «УРСВ» Бреус С.А. от 23.07.2019 г. Исх. № 23-4-У/УРСВ о предоставлении копии Положения о системе технического обслуживания и ремонта объектов, утвержденного руководителем, определяющего порядок использования средств, обеспечивающих безопасность технического обслуживания объектов; списочный перечень профессий и должностей с вредными условиями труда, работа на которых дает право на получение бесплатной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, в котором определен перечень выдаваемых СИЗ; журнал проведения инструктажа на рабочем месте работников ГУП РО «УРСВ»; сведения об аттестационной комиссии по проверке знаний безопасных методов и приемов выполнения работ;
• запрос на имя врио Генерального директора ГУП РО «УРСВ» Бреус С.А. от 23.07.2019 г. Исх. № 23-1 Зп-НВШ/УРСВ о предоставлении сведений, подтверждающих законность осуществления деятельности ПУ «Новошахтинский» ГУП РО «УРСВ» по эксплуатации химически опасного производственного объекта - склада хлора на участке «Водострой»; информацию о наличии или отсутствии у ГУП РО «УРСВ» (ПУ «Новошахтинский» ГУП РО «УРСВ») санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии использования подземных и поверхностных источников в целях питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения г. Красный Сулин, населенных пунктов Красносулинского района и г. Новошахтинска; а также лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации химически опасного производственного объекта - склада хлора, расположенного на производственном участке «Новошахтинский» ГУП РО «УРСВ»;
• запрос на имя врио Генерального директора ГУП РО «УРСВ» Бреус С.А. от 23.07.2019 г. Исх. № 23-2 -У/УРСВ о предоставлении нормативных документов в отношении применяемых ПУ «Новошахтинский» ГУП РО «УРСВ» систем оплаты труда, форм материального поощрения, размеров тарифных ставок (окладов), а также установленных норм труда работников предприятия, штатное расписание ПУ «Новошахтинский»; заверенные копии действующих инструкций по технике безопасности и охране труда; действующих в ПУ «Новошахтинский» ГУП РО «УРСВ» инструкций по технике безопасности при работе с электрооборудованием; действующих инструкций по пожарной безопасности; материалы по СОУТ на ПУ «Новошахтинский» ГУП РО «УРСВ» (специальной оценке условий труда); приказы об утверждении графиков работы с января 2019 года ПУ «Новошахтинский» ГУП РО «УРСВ».
Основанием для запроса вышеуказанной информации являются нормы ч. 2 ч. 3 ст. 20 ФЗ «0 профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в соответствии с которыми профсоюзы вправе осуществлять профсоюзный контроль состояния охраны и безопасности труда на предприятии.
Указанное право предоставляет возможность профсоюзному органу защищать интересы работников не только при наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью либо при наличии доказательств нарушения работодателем условий труда, но и при фактически имеющихся сведениях несоблюдения таких правил и норм. При иных обстоятельствах необоснованный отказ работодателя в предоставлении указанной информации не позволяет первичной профсоюзной организации, представляющей интересы работников, осуществлять в полном объеме функции, возложенные на нее в силу закона, а также проверять правомерность привлечения к работе с наличием информации, свидетельствующей о наличии небезопасных условий труда, в результате чего может наступить массовое нарушение трудовых прав работников, в том числе сопряженных уже с реальной угрозой жизни и здоровью. (Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 года).
Из перечня запрашиваемых сведений и документов Ответчик был обязан представить Истцу конкретную информацию и документы, касающиеся обеспечения безопасности труда. Истребование перечисленных выше документов обусловлено непосредственным наличием социально-трудовых вопросов и не основано на злоупотреблении профсоюзом правом на осуществление контроля над соблюдением работодателем трудового законодательства.
Вместе с тем запрашиваемые сведения и документы отвечают требованиям исполнимости, обусловленной фактическим наличием у Ответчика таких документов, их конкретизацией, позволяющей идентифицировать данные документы. Положения ст. 370 ТК РФ, положения Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» указывают о наличии у профсоюза права на осуществление профсоюзного контроля над соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе и по вопросам безопасности труда. В противном случае, не исполнение законных требований профсоюзной организации лишь свидетельствует о фактическом наличии со стороны работодателя нарушений, влекущих за собой негативные последствия для работников предприятия независимо от их фактического членства в профсоюзе.
Также на имя врио Генерального директора ГУП РО «УРСВ» Бреус С.А. были направлены следующее запросы:
• запрос на имя врио Генерального директора ГУП РО «УРСВ» Бреус С.А. от 23.07.2019 г. Исх. № 23-1-У/УРСВ о предоставлении профсоюзному комитету ППО работников ГУП РО «УРСВ» оборудованного, отапливаемого, электрифицированного помещения, а также оргтехники, средств связи и необходимых правовых докуменов, с предоставлением возможности размещения информации в доступном для всех работников местах (информационные стенды в структурных подразделениях);
• запрос на имя врио Генерального директора ГУП РО «УРСВ» Бреус С.А. от 23.07.2019 г. Исх. № 23-3-У/УРСВ об обеспечении представителям межрегионального профсоюза «СПЕЦПРОФ» возможности беспрепятственно посещать объекты ГУП РО «УРСВ» для реализации уставных задач и предоставленных межрегиональному профсоюзу «СПЕЦПРОФ» прав.
В соответствии со ст. 32 ТК РФ работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.
В соответствии с ч. 2 ст. 377 ТК РФ работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.
На предприятии ГУП РО «УРСВ», а также в составе филиалов и производственных участков осуществляют трудовую деятельность свыше четырех тысяч работников, следовательно, у Ответчика возникает предусмотренная законодательством обязанность предоставить профсоюзной организации помещение, соответствующее требованиям законодательства.
Аналогичные вышеуказанным запросам также были направлены запросы в адрес директора ПУ «Новошахтинский» ГУП РО «УРСВ» Шкробот В.В. с целью обеспечения дополнительной осведомленности должностных лиц Ответчика и соблюдения законных сроков предоставления информации.
Однако до настоящего времени от Ответчика не поступило ни одного ответа и документа в установленные законодательством сроки.
В соответствии с частью 1 статьи 11 ФЗ от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
Право на информацию относится к основополагающим правам профсоюзов, поскольку если не обеспечена его реализация, затрудняется использование других профсоюзных прав.
В соответствии с ч. 7 ст. 37 ТК РФ стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Согласно ст. 53 ТК РФ получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, является одной из основных форм участия работников в управлении организацией. В указанной статье приведен перечень вопросов: реорганизация или ликвидация организации; введение технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников; другие вопросы, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями. Данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен в соответствии с перечисленными актами.
В силу ст. 370 ТК РФ профсоюз вправе осуществлять контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с ч. 2 ст. 370 ТК РФ работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Позиция Ответчика свидетельствует о незаконном бездействии при рассмотрении обращений профсоюзного органа и нарушает свободы и права профсоюзной организации, а также работников предприятия.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 39 ГПК РФ, истец в уточненной редакции иска просил:
1.Обязать ГУП РО «УРСВ» (ОГРН 1136195001227, ИНН 6167110467) предоставить Межрегиональному профсоюзу работников государственных, муниципальных и коммерческих организаций, коммунального хозяйства, учреждений образования и культуры, медицинских и финансовых учреждений, сельского хозяйства, строительства, торговли и спорта «СПЕЦПРОФ» (ОГРН 1186196037774, ИНН 6163211263) документы и информации по следующим запросам:
По запросу на имя врио Генерального директора ГУП РО «УРСВ» Бреус С.А. от 23.07.2019 г. Исх. № 23-6-У/УРСВ;
По запросу на имя врио Генерального директора ГУП РО «УРСВ» Бреус С.А. от 23.07.2019 г. Исх. № 23-5-У/УРСВ;
По запросу на имя врио Генерального директора ГУП РО «УРСВ» Бреус С.А. от 23.07.2019 г. Исх. № 23-4-У/УРСВ;
По запросу на имя врио Генерального директора ГУП РО «УРСВ» Бреус С.А. от 23.07.2019 г. Исх. № 23-2 -У/УРСВ;
По запросу на имя врио Генерального директора ГУП РО «УРСВ» Бреус С.А. от 23.07.2019 г. Исх. №23-1 Зп - НВШ/УРСВ.
2.Обязать ГУП РО «УРСВ» (ОГРН 1136195001227, ИНН 6167110467) безвозмездно предоставить Межрегиональному профсоюзу работников государственных, муниципальных и коммерческих организаций, коммунального хозяйства, учреждений образования и культуры, медицинских и финансовых учреждений, сельского хозяйства, строительства, торговли и спорта «СПЕЦПРОФ» (ОГРН 1186196037774, ИНН 6163211263) в пользование оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.
3.Обязать ГУП РО «УРСВ» (ОГРН 1136195001227, ИНН 6167110467) обеспечить Межрегиональному профсоюзу работников государственных, муниципальных и коммерческих организаций, коммунального хозяйства, учреждений образования и культуры, медицинских и финансовых учреждений, сельского хозяйства, строительства, торговли и спорта «СПЕЦПРОФ» (ОГРН 1186196037774, ИНН 6163211263) беспрепятственное посещение объектов ГУП РО «УРСВ» для реализации уставных задач и предоставленных межрегиональному профсоюзу «СПЕЦПРОФ» прав.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика при явке в судебное заседание иск не признал, представил итоговое письменное возражение на измененный иск, из которого следует, что ответчик полагает исковые требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям, далее в отзыве указал, что истец просит суд обязать ГУП РО «УРСВ» представить документы и информацию по следующим запросам:
1. по запросу исх. №23-6-У/УРСВ от 23.07.19г. - вх. № 723 от 24.07.19 г. в части предоставить подтвержденную информацию о наличии приточно-вытяжной и вытяжной вентиляции с расчетным воздухообменом в помещениях ВНС и КНС ПУ «Новошахтинский» и ПУ «Красносулинский».
Правовое основание не предоставления ответчиком информации - п.1 ст. 11 ФЗ от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке. По сути обращения права и интересы ни одного члена профсоюза не могут быть затронуты. В материалах дела отсутствуют надлежащим образом оформленные полномочия истца действовать от имени всех сотрудников ГУП РО «УРСВ». Запрашиваемая информация не содержит сведений о совершении работодателем действий, затрагивающих интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также в области коллективных прав и интересов, которые требуют осуществления профсоюзного контроля, тогда как взаимоотношения профсоюза и работодателя должны быть направлены на обеспечение баланса соответствующих конституционных прав и законных интересов сторон.
2. по запросу исх. №23-5-У/УРСВ от 23.07.19 г.- вх. №722 от 24.07.19 г. в части предоставить надлежащим образом разработанную организационно-технологическую документацию по проведению ремонтных работ, которая должна содержать конкретные проектные решения по безопасности труда, определяющие технические средства и методы работ, обеспечивающих выполнение нормативных требований безопасности труда.
Правовое основание не предоставления ответчиком информации - п.1 ст. 11 ФЗ от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В запросе нет указания о месте ремонтных работ, в каком помещении, касается ли это рабочих мест членов профсоюза. Запрашиваемая информация не содержит сведений о совершении работодателем действий, затрагивающих интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также в области коллективных прав и интересов, которые требуют осуществления профсоюзного контроля, тогда как взаимоотношения профсоюза и работодателя должны быть направлены на обеспечение баланса соответствующих конституционных прав и законных интересов сторон.
3. исх. №23-4-У/УРСВ от 23.07.19 г. - вх. №721 от 24.07.19 г. в части предоставить Положение о системе технического обслуживания и ремонта объектов, утвержденную руководителем определяющего порядок использования средств, обеспечивающих безопасность технического обслуживания объектов. Списочный перечень профессий и должностей с вредными условиями труда, работа на которых дает право на получение бесплатной спец одежды, спец обуви и других средств индивидуальной защиты, в котором определен перечень выдаваемых СИЗ. Возможность ознакомиться с журналами проведения инструктажа на рабочем месте работников ГУП РО «УРСВ». Сведения об аттестационной комиссии, по проверке знаний безопасных методов и приемов выполнения работ.
Правовое основание не предоставления ответчиком информации - п.1 ст. 11 ФЗ от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Запрашиваемая информация не содержит сведений о совершении работодателем действий, затрагивающих интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также в области коллективных прав и интересов, которые требуют осуществления профсоюзного контроля, тогда как взаимоотношения профсоюза и работодателя должны быть направлены на обеспечение баланса соответствующих конституционных прав и законных интересов сторон.
4.исх. №23-1 Зп-НВШ/УРСВ от 23.07.19 г. в части предоставить сведения, подтверждающие законность осуществления деятельности ПУ «Новошахтинский» ГУП РО «УРСВ» по эксплуатации химически опасного производственного объекта - склада хлора на участке «Водострой»; предоставить информацию о наличии или отсутствии у ГУП РО «УРСВ» (ПУ «Новошахтинский») санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии использования подземных и поверхностных источников в целях питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения г. Красный Сулин, населенных пунктов Красносулинского района и г. Новошахтинск; предоставить лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации химически опасного объекта - склада хлора, расположенного на ПУ «Новошахтинский».
Правовое основание не предоставления ответчиком информации - п. 1 ст. 11 ФЗ от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», положения Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ не предоставляют профсоюзам безусловные права на истребование от работодателей любых принимаемых ими документов, как в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений, так и в целях проверки соблюдения работодателями социально-трудовых прав работников.
Запрашиваемая информация не содержит сведений о совершении работодателем действий, затрагивающих интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также в области коллективных прав и интересов, которые требуют осуществления профсоюзного контроля, тогда как взаимоотношения профсоюза и работодателя должны быть направлены на обеспечение баланса соответствующих конституционных прав и законных интересов сторон.
Указанный выше вывод согласуется с позицией апелляционного определения Свердловского областного суда от 29.01.2019 по делу N 33-1484/2019(33-24053/2018).
5. исх. №23-2-У/УРСВ от 23.07.19 г. - вх. №719 от 23.07.19 г. в части предоставить нормативно-правовые документы в отношении применяемых ПУ «Новошахтинский» ГУП РО «УРСВ» систем оплаты труда, форм материального поощрения, размеров тарифных ставок (окладов), а также установленных норм труда работников предприятия; штатное расписание ПУ «Новошахтинский»; предоставить заверенные копии действующих инструкций по технике безопасности и охране труда; действующих в ПУ «Новошахтинский» инструкций по технике безопасности при работе с электрооборудованием; действующих инструкций по пожарной безопасности; предоставить материалы СОУТ на ПУ «Новошахтинский»; предоставить приказы об утверждении графиков работы с января 2019 г. ПУ «Новошахтинский»; предоставить копии актов проведенных проверок и вынесенных постановлений Государственной инспекции труда в Ростовской области в отношении, как работников, так и ПУ «Новошахтинский» ГУП РО «УРСВ».
Правовое основание не предоставления ответчиком информации - п.1 ст. 11 ФЗ от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Положения Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ не предоставляют профсоюзам безусловные права на истребование от работодателей любых принимаемых ими документов, как в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений, так и в целях проверки соблюдения работодателями социально-трудовых прав работников.
В настоящее время имеется заключенный договор с ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» №2019-01-179/46-SNG от 09.01.2019 г. на предмет выполнения специальной оценки условий труда рабочих мест ГУП РО «УРСВ», на сегодняшний день по ПУ «Новошахтинский» работы еще не окончены. За отсутствие проведенной специальной оценки условий труда рабочих мест ГУП РО «УРСВ» понесло административную ответственность, о чем также известно Истцу.
Опять же в материалах дела отсутствует копия обращения работника ПУ «Новошахтинский», который заявил о нарушении его прав, в этой части, является ли этот работник членом профсоюза или нет, т.е. имеются ли законные основания требовать в этой части исполнения от ответчика. Имеются другие государственные органы, уполномоченные в этой части осуществлять контроль.
Бездействие ГУП РО «УРСВ», не предоставившего ответчику запрашиваемые документы, не связанные с работой членов профсоюза, является законным.
6. исх. №23-1-У/УРСВ от 23.07.19 г. - вх. №718 от 24.07.19 г. в части предоставить профсоюзному комитету ППО работников ГУП РО «УРСВ» оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые правовые документы; предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников местах (информативные стенды в структурных подразделениях).
Правовое основание не предоставления ответчиком информации - порядок материально-технического обеспечения деятельности профсоюзов определяется коллективным договором.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением.
По смыслу данной нормы права вопросы материально-технического обеспечения деятельности профсоюзов должны решаться в коллективном договоре. Доказательства наличия заключенного коллективного договора между Межрегиональным профсоюзом «СПЕЦПРОФ» и ГУП РО «УРСВ» в материалах дела отсутствуют.
Более того, по информации ответчика в ППО работников ГУП РО «УРСВ», созданной 15.01.19г., состоит 6 сотрудников, целесообразность предоставления отдельного помещения отсутствует, однако в исковом заявлении истец указывает, что в составе МП «СПЕЦПРОФ» состоит более 300 членов профсоюза без предоставления подтверждающих документов.
7. исх. №23-3-У/УРСВ от 23.07.19г. - вх. №720 от 24.07.19г. в части предоставить возможность беспрепятственно посещать объекты ГУП РО «УРСВ».
В данном требовании не содержится указания, какие именно объекты, те, где непосредственно трудятся члены профсоюза, или объекты, которые могут затрагивать социально-трудовые права работников, членов профсоюзов. Указанное требование выходит за пределы защиты интересов только членов профсоюза МП «СПЕЦПРОФ».
Правовое основание не предоставления ответчиком информации - п.1 ст. 11 ФЗ от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Запрашиваемая информация не содержит сведений о совершении работодателем действий, затрагивающих интересы членов профсоюзов по вопросам социально-трудовых и связанных с трудом отношений, а также в области коллективных прав и интересов, которые требуют подтверждения полномочий, в целях осуществления профсоюзного контроля, тогда как взаимоотношения профсоюза и работодателя должны быть направлены на обеспечение баланса соответствующих конституционных прав и законных интересов сторон.
Более того, в материалах дела отсутствуют обращения работников ПУ «Новошахтинский» - членов профсоюза, которые заявили о нарушении их прав в части запрашиваемой информации. Документы, уполномочивающие, что профсоюз вправе действовать в области коллективных прав от лица работников, не являющихся членами профсоюза, в материалах дела отсутствуют.
Ссылка истца в своих возражениях на отзыв, довод под №13 (исх. №18/9-2-УРСВ/ГС от 18.09.2019 г.), о предоставлении копий обращений в МП «СПЕЦПРОФ» от членов профсоюза, работников ПУ «Новошахтинский» Коробковой Б.Д., Дроменко И.А., Матчановой Е.А., Крутских К.М., Райхельс Н.Н., Масловой Н.А., Вдовина А.И., Ляшенко О.Я., которые подтверждают факт обращения с просьбой защитить их права, несостоятельна. Поскольку самих жалоб от сотрудников так и не было представлено в материалы дела, также ни в одном из перечисленных обращений МП «СПЕЦПРОФ» нет вопросов, связанных с обязанием ГУП РО «УРСВ» предоставить документы и информацию согласно исковым требованиям. Представленные жалобы связаны с не предоставлением справки о доходах или с доплатой и данными, которые не были внесены в трудовой договор и т.д.
Статья 22 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», предусматривает права профсоюзов в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников регулируются соответствующими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.
Названная статья посвящена отдельно праву профсоюзов на социальную защиту работников, в ст. 370 ТК РФ конкретизируется право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений, что также является одной из форм защиты прав и интересов работников, и т.п.
Указанная выше статья непосредственно формулирует право профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций и их органов представлять и защищать права и интересы работников и одновременно с этим устанавливает пределы осуществления профсоюзами данного права в зависимости от того, являются ли соответствующие работники членами профсоюзов.
Так, согласно буквальному смыслу данной нормы, если затрагиваются права и интересы работника по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, то профсоюзы вправе представлять и защищать их в случае, если этот работник является членом профсоюза. Если же дело касается коллективных прав и интересов работников, то соответствующее право может быть также распространено и на защиту прав и интересов тех работников, которые членами профсоюзов не являются, но только при условии, что профсоюзы наделены соответствующими полномочиями в установленном порядке. Условием для распространения данного права на работников, не являющихся членами профсоюза, является наделение профсоюза соответствующими полномочиями на условиях, установленных первичной профсоюзной организацией. При этом представляется обоснованным суждение, что такие условия должны быть заранее определены в акте, принимаемом органами первичной профсоюзной организации, а сами работники, не являющиеся членами профсоюза, должны быть ознакомлены с этими условиями.
Ссылка истца в своих возражениях на отзыв (исх. №18/9-2-УРСВ/ГС от 18.09.2019 г.) на ст. 30 ТК РФ как на безусловное право профсоюзных представителей действовать в интересах всех сотрудников предприятия, независимо от членства в профсоюзе, а также беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач (Устав так и не представлен истцом) несостоятельна.
В силу ст. 30 ТК РФ первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
Положения Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ не предоставляют профсоюзам безусловные права на истребование от работодателей любых сведений или принимаемых ими документов, как в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений, так и в целях проверки соблюдения работодателями социально-трудовых прав работников.
В соответствии со ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
По смыслу указанной нормы закона право работника на получение документов распространяется на документы, которые могут содержать информацию о трудовой деятельности работника у работодателя.
При этом истец ни в одном из запросов об истребовании не запрашивает информацию, касающуюся функциональных обязанностей работников - членов профсоюза, по социально-трудовым вопросам и не указывает причины отсутствия у самих работников документов, связанных с исполнением их трудовых обязанностей.
Исковые требования МП «СПЕЦПРОФ» сводятся к обоснованию нарушения прав профсоюзной организации, но сами по себе не содержат сведений о совершении работодателем действий, затрагивающих интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также в области коллективных прав и интересов, которые требуют осуществления профсоюзного контроля, тогда как взаимоотношения профсоюза и работодателя должны быть направлены на обеспечение баланса соответствующих конституционных прав и законных интересов сторон.
В нарушение правил ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих обстоятельства, что профсоюз работников ГУП РО «УРСВ» существует в качестве первичной профсоюзной организации и входит в состав Межрегионального профсоюза «СПЕЦСТРОЙ», также доказательств наделения правом представлять интересы работников Межрегиональным профсоюзом «СПЕЦСТРОЙ», о каких нарушениях трудовых прав сотрудников идет речь, чем мотивирован их профсоюзный контроль.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 56 ГПК РФ, ответчик просит суд отказать в удовлетворении уточненных исковых требований Межрегиональному профсоюзу работников государственных, муниципальных и коммерческих организаций, коммунального хозяйства, учреждений образования и культуры, медицинских и финансовых учреждений, сельского хозяйства, строительства, торговли и спорта «СПЕЦПРОФ» о признании незаконным отказа в предоставлении сведений по социально-трудовым вопросам в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
При разрешении иска суд исходит из ряда норм, закрепляющих права и обязанности работодателя и профсоюзов, в том числе исходит из права, предоставленного профессиональным союзам на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации) и права профсоюзов на информацию, предусмотренного ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
В силу ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ) профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.
Такое правовое регулирование, с учетом положений ст. ст. 2, 7, ч. ч. 1, 2 ст. 19, ч. 2 ст. 34, ч. 2 ст. 35, 37, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации направлено на обеспечение баланса соответствующих конституционных прав и законных интересов профсоюзов, работников и работодателей, являющегося необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве.
Выше приведенное законодательство в большей части касается запросов в адрес работодателя и допуска на объекты работодателя. При разрешении указанных требований суд учитывает также следующее законодательство, в том числе приводит нормативную базу, касающуюся предоставления служебного помещения.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" необходимые для деятельности профсоюзов оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи предоставляются работодателем в бесплатное пользование в соответствии с коллективным договором, соглашением.
В соответствии с положениями статей 15, 16 названного Федерального закона отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений. Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества.
Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации закреплены также в 377 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 377 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).
Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.
В статье 37 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок ведения коллективных переговоров при наличии двух и более первичных профсоюзных организаций, установлено, что две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборного органа могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
В силу положений статьи 37 Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (статьи 15, 16) коллективный договор является единым. Взаимоотношения между существующими на предприятии первичными профсоюзными организациями, а также между этими организациями и работодателем должны строиться на его основе.
Судом установлен факт подачи иска по изложенным выше основаниям, иск приведен выше в целях максимально точного отражения позиции истца в полном объеме, оснований для повторного приведения нет.
Судом произведен анализ иска.
Иск содержит три группы требований.
Первая связана с непредставлением ответов на конкретные запросы, вторая – с требованием о предоставлении должного служебного помещения, третья – с допуском на объекты ответчика без ограничений.
При анализе требований суд учитывает нормы приведенного законодательства, собранные доказательства.
В материалы дела, в частности, представлены следующие доказательства:
На лд 9 - свидетельство от 13.09.2018г. о государственной регистрации некоммерческой организации МП «СПЕЦПРОФ».
На лд 10 - свидетельство о постановке на учет в МИ ФНС № 26 по РО некоммерческой организации МП «СПЕЦПРОФ».
На лд 11-14- выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 10.09.2018г.
Устав профсоюзной организации представлен не был.
На лд 15-20, 22-26 – запросы МП «СПЕЦПРОФ» в адрес директора ПУ «Новошахтинский» ГУП РО «УРСВ» Шкробот В.В. от 08, 09,12, 29,31 июля 2019г.
На лд 21- копия приказа о вступлении в должность президента МП «СПЕЦПРОФ» Чумакова С.В.
На лд 27-28 – запросы МП «СПЕЦПРОФ» в адрес врио Генерального директора ГУП РО «УРСВ» Бреус С.А.от 23 июля 2019г.
На лд 39-42 – отзыв от 12.09.2019г. на исковое заявление.
На лд 45-46 – ходатайство о приобщении к делу дополнительных материалов.
На лд 47 - запрос МП «СПЕЦПРОФ» в адрес директора ПУ «Новошахтинский» ГУП РО «УРСВ» Шкробот В.В. от 08 июля 2019г.
На лд 48-54 – уведомления МП «СПЕЦПРОФ» в адрес врио Генерального директора ГУП РО «УРСВ» Бреус С.А. о заявлениях работников от 14,15,16 августа 2019г.
На лд 58-59 – протокол организационного собрания ППО работников ГУП РО «УРСВ» от 15.01.2019г.
На лд 60-71 – заявления работников ГУП РО «УРСВ» о вступлении в МП «СПЕЦПРОФ» от 15.01.19г., 05, 06, 12, 15, 16 августа 2019.
На лд 73- заявление МП «СПЕЦПРОФ» прокурору г.Новошахтинска от 29.07.2019г.
На лд 74- ответ прокурора г.Новошахтинска.
На лд 75- ответ государственной инспекции труда в РО, из которого следует, что заявление по обращению Скороход О.В. уже рассмотрено, по нему принято решение компетентным органом, вынесено административное взыскание. Повторность вынесения взыскания недопустимо. Кроме того, как и по всем иным обращениям, в суд не представлено доказательств обращений Скороход О.В. к истцу с заявлением о защите своих трудовых прав. Суд обращает внимание на то, что данный ответ и письмо прокурора на лд 74 являются единственными доказательствами обращения в компетентные органы работника за защитой своих прав. Причем даже в данном случае не приобщается само обращение.
Т.е. никакие обращения истца не содержат доказательной базы в виде заявлений работников. При этом суд учитывает, что истцом не приобщено доказательств обращения к истцу, которое может являться основанием наличия полномочий для обращения в суд за защитой прав и Скороход О.В.
Из сказанного следует необоснованность направления обращения истца в адрес ответчика.
Итак, ни одно из обращений истца не содержит указания на конкретные обращения работников за защитой своих прав.
Суд обращает внимание, что истец ни в одном из запросов об истребовании не запрашивает информацию, касающуюся функциональных обязанностей работников - членов профсоюза, по социально-трудовым вопросам и не указывает причины отсутствия у самих работников документов, связанных с исполнением их трудовых обязанностей.
На лд 76-78 – уведомления МП «СПЕЦПРОФ» в адрес врио Генерального директора ГУП РО «УРСВ» Бреус С.А. о заявлениях работников от 08,14 августа 2019г.
На лд 80-84 – дополнения от 18.09.19г. к отзыву на исковое заявление.
На лд 85-91 –возражения МП «СПЕЦПРОФ» от 18.09.19 г. на отзыв к исковому заявлению.
На лд 99-103- выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 19.09.2019г.
На лд 105-125 – копия Устава и изменений в Устав ГУП РО «УРСВ».
На лд 126-128 – копия Положения о производственных участках ГУП РО «УРСВ».
Также представлены приведенные выше дополнения от 22.10.19г. к отзыву на уточненное исковое заявление.
В судебном заседании ответчик приобщил копии приказов о расторжении трудовых договоров с работниками ГУП РО «УРСВ» от 18.09.2019г., 07,08,11, 21.10.2019г.
Также приобщена справка от 23.10.2019г. ГУП РО «УРСВ», из которой следует, что фактическая численность работников составляет на 23.10.19 4152 человека, в профсоюзной организации ОО «Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения» состоит 832 члена, данному профсоюзу предоставлено помещение по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова,18. В профсоюзе «Спецпроф» в ПУ «Новошахтинский» по сведениям работодателя состоит 6 работников ответчика.
Суд проанализировал характер обращений истца.
Запросы, в частности, касаются наличия вентиляции, общей документации по проведению ремонтных работ, общих сведений о системе технического обслуживания и ремонта объектов, сведений, связанных с вредными условиями труда, законность эксплуатации опасного объекта, состава питьевой воды в городах Красный Сулин и Новошахтинск, нормативные документы, касающиеся оплаты труда, иных внутренних документов.
Отдельной группой являются запросы, касающиеся предоставления помещения и обеспечения допуска.
При анализе собранных доказательств суд приходит к выводу о согласии суда по основным моментам с высказанной ответчиком позиции (суд не может допустить согласие с импульсивной постановкой вопросов ответчиком, с приведением ссылок на постановления апелляционных инстанций). В общем же позиция верна, суд привел ее выше, оснований в дублировании нет.
При разрешении дела суд учел полное отсутствие доказательств самих обращений работников. Судом была проведена подготовка, истец не представил все документы, даже запрошенные ответчиком (для примера, устав).
При отсутствии доказательств наличия обращений (суд описал выше факт получения ответа из прокуратуры и т.д., однако даже данного обращения в деле нет), суд с учетом ст. 56 ГПК РФ приходит к выводу об отсутствии оснований для направления ответов на запросы истца.
Суд анализирует законодательство, порядок и сроки предоставления ответов. Закрепленный законодателем алгоритм действий таков, что ответы на запросы должны предоставляться, установлен и срок, ответы на приведенные запросы представлены не были.
Суд учитывает именно исковые требования.
С учетом формулировки требований, содержащих указание на указанный в них массив документов, суд однозначно не может принять решение о предоставлении именно желаемых истцом ответов.
Перед судом не был поставлен вопрос о предоставлении любого ответа на запросы. Истец желал получить именно запрошенные документы. С учетом данной редакции оснований для обязания ответчика подготовить любой ответ на запрос истца у суда нет, а исковые требования удовлетворению не подлежат.
Итак, о подготовке любого ответа истец не просил. Суд рассматривает заявленные требования. Указание суда на предоставление отрицательного ответа невозможно, т.к. предопределяет именно данное содержание ответа.
Т.е. общий вывод по п.1 иска: удовлетворяются только законные запросы истца в адрес ответчика.
С учетом характера запросов, отсутствия доказательств факта обращений работников суд не может прийти к выводу о том, что иск заявлен в связи с защитой интересов конкретного члена (членов) профсоюза.
Также нет ни одного доказательства наличия полномочий на защиту прав иных работников – не членов профсоюза, что также в силу действующего законодательства является обязательным условием проявления истцом инициативы.
Далее, истец не представил порядка взаимодействия профсоюза и работодателя, т.е. не представил колдоговора (в связи с его отсутствием иска о понуждении его заключения не заявлено, иного не доказано).
Не был предоставлен устав истца, суд учитывает нормы законодательства.
В деле не представлена копия запроса № 23-1 Зп НВШ/УРСВ от 23.07.19, однако ответчик не оспаривает наличие запроса, производит его анализ, также не предоставляя копии. Истец описал запрос, ответчик высказал позицию, суд учитывает позицию сторон, факт направления запроса не является спорным для сторон.
С учетом приведенного законодательства суд приходит к выводу, что истцом заявлены необоснованные требования о предоставлении достаточно большого объема локальных актов работодателя – ответчика, причем необходимость их предоставления ничем не обусловлена, может лишь способствовать фактическому получению превалирующего контроля над администрацией ответчика. Получение данного контроля над предприятием, обеспечивающим жизнеобеспечение в целом регионе – Ростовской области, никак не может способствовать реализации законных целей любых профессиональных союзов. Данное, кстати, относится и к п. 3 исковых требований (касаются допуска на любые объекты).
Весь иск является подтверждением данной позиции. То, что интересы истца распространены на весь регион, подтверждается общедоступными сведениями об ответчике, да и самими исковыми требованиями, в которых истец, якобы, защищает интересы жителей всего Красносулинского района, жителей г. Красный Сулин, г. Новошахтинска – лд 95, заботясь о качестве поставляемой воды.
Т.е. при заявлении иска истец явно нарушил паритет интересов сторон.
Позиция суда в отношении допуска на объекты ответчика схожа и позицией, и применимым законодательством, не представлено ни одного доказательства в обоснование необходимости явки на любые объекты (нет обращений работников, иных членов коллектива, не доказательств их работы на объектах неограниченного истцом перечня, и т.д.). К тому же в эксплуатации ответчика имеются опасные объекты (склады хлора, допуск на которые регламентируется законодательством, что также не учтено истцом). Желание явки на данные объекты также не обосновано.
Что касается предоставления служебного помещения, то данное помещение уже предоставлено действующему профсоюзу. Законодатель не обязывает работодателя предоставлять каждому из создаваемых профсоюзов отдельного служебного помещения. Необходимое для анализа требований законодательство приведено выше. Взаимоотношения между профсоюзами должны быть урегулированы самими общественными организациями.
При разрешении данных требований суд в т.ч. учитывает нормы ст. 32, 377 ТК РФ, ст. 28 ФЗ 10-ФЗ от 12.01.96 г.
Из данных норм следует необходимость обеспечения по меньшей мере одним помещением, данная обязанность выполнена, иных критериев, кроме указанных в законодательстве, нет. Нет запрета и предоставления помещения в одном из офисов работодателя, офисы которого находятся в ряде городов (в данном случае офис представлен в центре города областного значения). К тому же сам истец и без того располагается в г. Ростов-на-Дону – лд 2, так что проблем с использованием уже предоставленного помещения нет.
Далее, что касается офиса, то суд учитывает нормы и ст. 37 ТК РФ, из которой следует, что две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган), а, следовательно, могут находиться в едином помещении.
Вопрос о необходимости учета интересов истца тем более спорен с учетом данной позиции законодателя, т.к. из информации истца (при отсутствии доказательств) следует, что Спецпроф объединяет около 300 членов (см. иск – лд 94), ответчик сообщает о 6 членах данного профсоюза в г. Новошахтинск. При этом с учетом представленной истцом и ответчиком информации общее количество членов профсоюза намного меньше ? членов коллектива (суд указывал ранее, что с учетом справки ответчика от 23.10.19 всего членов коллектива ответчика – 4142 человека, в ранее созданном профсоюзе – 832). А законодатель обратил внимание на учет интересов профсоюзов, которые объединяют в совокупности не менее половины работников.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца через Шахтинский городской суд.
Решение (резолютивная часть) изготовлено в совещательной комнате.
Мотивированное решение изготовлено 29.10.2019.
Судья (подпись)
Копия верна
Судья Галактионов Д.В.