Дело № 2-1189/2013г
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2013 года г. Кузнецк
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Шелахаевой Е.М.,
при секретаре Маньковой С.А.,
рассмотрев в помещении Кузнецкого районного суда Пензенской области по адресу: Пензенская обл., г. Кузнецк, ул. Рабочая, 199, в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кузнецкого района Пензенской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кузнецкого района Пензенской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий, указав, что прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области проведена проверка по соблюдению требований законодательства в сфере пожарной безопасности и противодействий терроризму, в ходе которой были выявлены нарушения в указанной сфере правоотношений.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69- ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 7 ст. 63 указанного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
В соответствии с п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390, на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается, в том числе, наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре.
Согласно п.п. 5, 7, 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма, выражающийся в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
При этом под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Вместе с тем, как установлено проведенной прокуратурой района проверкой, звуковая сигнализация, предназначенная для оповещения людей при пожаре, на территории населенных пунктов Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области отсутствует.
Бездействие администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по установлению звуковой сигнализации, предназначенной для оповещения людей при пожаре, на территории населенных пунктов Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области может привести к угрозе совершения террористических актов, поставить под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц в случае возникновения пожаров на территории Посельского сельсовета, в том числе лесных пожаров.
Просит признать незаконным бездействие администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по установлению звуковой сигнализации, предназначенной для оповещения людей при пожаре, на территории населенных пунктов Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области; обязать администрацию Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области установить звуковую сигнализацию, предназначенную для оповещения людей при пожаре на территории населенных пунктов Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.
В судебном заседании помощник прокурора Кузнецкого района Пензенской области Зябирова Р.М. поддержала заявленные требования и просила суд признать незаконным бездействие администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по установлению звуковой сигнализации, предназначенной для оповещения людей при пожаре, на территории населенных пунктов Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области; обязать администрацию Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области установить звуковую сигнализацию, предназначенную для оповещения людей при пожаре на территории населенных пунктов Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.
Представитель администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области Курашова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании подтвердила факт невыполнения представления прокурора Кузнецкого района Пензенской области, указав, что данное обстоятельство имело место по причине отсутствия необходимого финансирования. Не возражала против удовлетворения требования заявления.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исследовав в совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Кузнецкого района подано в соответствии с действующим гражданско-процессуальным законодательством в пределах своих полномочий и подлежит удовлетворению, по следующим основаниям:
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131- Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69- ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений государственной противопожарной службы о пожаре.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 7 ст. 63 указанного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Из приведенных норм закона следует, что решение вопросов местного значения, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности, Федеральным законом № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям исполнительно- распорядительного органа муниципального образования.
В соответствии с п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390, на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается, в том числе, наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре.
Согласно п.п. 5, 7, 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35- ФЗ «О противодействии терроризму», одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма, выражающийся в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
При этом под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Из справки, составленной ДД.ММ.ГГГГ года старшим помощником прокурора Кузнецкого района Пензенской области по результатам проверки следует, что прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области проведена дополнительная проверка соблюдения администрацией Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области требований законодательства в сфере пожарной безопасности и противодействии терроризму, в ходе которой были выявлены нарушения в указанной сфере правоотношений. По результатам ранее поведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области внесено представление об устранении нарушений законодательства. Вместе с тем, как установлено проведенной дополнительной проверкой, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ звуковая сигнализация, предназначенная для оповещения людей при пожаре, на территории населенных пунктов Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области отсутствует.
В соответствии с сообщением администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района б/н на территории Посельского сельсовета Кузнецкого района звуковая сигнализация на установлена.
Согласно сообщению Администрации Кузнецкого района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время оповещение людей при пожаре и чрезвычайной ситуации в Кузнецком районе, а именно на территории Посельского сельсовета осуществляется с церковных колоколов (с. Поселки и с. Траханиотово).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», под специализированными техническими средствами оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей понимаются специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
Согласно пункту 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 года, на муниципальном уровне (на территории муниципального образования) создается местная система оповещения.
В силу пункта 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 года № 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации;
- установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
- комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что звуковая сигнализация, предназначенная для оповещения людей при пожаре, на территории населенных пунктов Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области отсутствует.
Финансовое обеспечение вышеуказанных мероприятий, в том числе и мероприятий на установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, вменено на законодательном уровне в компетенцию органов местного самоуправления, что следует из положений п. «г» ч. 2 ст. 15, а также ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28- ФЗ «О гражданской обороне».
В частности, согласно п. «г» ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона, финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
В силу ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28- ФЗ «О гражданской обороне», обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
Таким образом, приведенные нормативно-правовые акты свидетельствуют о том, что на законодательном уровне определена и конкретизирована компетенция органов местного самоуправления в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и установлены субъекты финансирования данных мероприятий.
Бездействие администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по установлению звуковой сигнализации, предназначенной для оповещения людей при пожаре, на территории населенных пунктов Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области может привести к угрозе совершения террористических актов, поставить под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц в случае возникновения пожаров на территории Посельского сельсовета, в том числе лесных пожаров.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает достаточным предоставление администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области месячного срока со дня вступления решении в законную силу. Данный срок заинтересованными лицами по делу в судебном заседании не оспаривался.
В связи с тем, что прокурор Кузнецкого района Пензенской области освобожден в силу требований законодательства РФ от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (п. 9 ст. 333.36 НК РФ), требования прокурора Кузнецкого района судом удовлетворены, суд полагает в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ необходимым - взыскать с администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей, предусмотренном ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Кузнецкого района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по установлению звуковой сигнализации, предназначенной для оповещения людей при пожаре, на территории населенных пунктов Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.
Обязать администрацию Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области установить звуковую сигнализацию, предназначенную для оповещения людей при пожаре, на территории населенных пунктов Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации Посельского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия в окончательной форме.
Судья Е.М. Шелахаева