УИД 28RS0008-01-2019-001379-27
дело № 2-914/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея 8 октября 2019 года
Зейский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Охотской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богатовой Н.Н. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Зея Амурской области о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
установил:
Богатова Н.Н., являясь неработающим пенсионером по старости и проживая в районе, приравненном к Крайнему Северу, использовала льготный проезд к месту отдыха - из <адрес> до <адрес> по маршруту: <адрес> и обратно.
Истец обратилась в суд с иском о взыскании компенсации понесенных ею расходов до границы Российской Федерации и обратно по маршруту <адрес> и обратно в размере 41398,2 рублей.
Истец в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала, пояснила, что сведения о стоимости проезда по маршруту <адрес> представила по состоянию на 18 августа 2019 года, так как <адрес> она проезжала 18 августа 2019 года, просила взыскать стоимость проезда по маршруту <адрес> и <адрес> по справкам, предоставленным ООО «Трансэкспресс», без учета стоимости сервисного сбора за пользование постельным бельем.
Представитель ответчика Карпенко Е.А. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, указала, что оплата стоимости проезда пенсионерам предусмотрена к месту отдыха на территории Российской Федерации, в то время, как истец осуществлял отдых за пределами Российской Федерации, в связи с чем законные основания для решения вопроса о компенсации расходов на оплату ее проезда отсутствуют, также указывает, что согласно представленным проездным документам по маршруту <адрес>, <адрес> проезд осуществлен в скором поезде, тогда как возмещение фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда железнодорожным транспортом производится в размере, не превышающим стоимость проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда, однако справка о стоимости проезда в таком поезде по указанным маршрутам либо об отсутствии такового на соответствующую дату проезда истцом не представлена, как не представлены сведения о стоимости сервисного сбора за пользование постельным бельем, который компенсации не подлежит; кроме того, представлены сведения о стоимости проезда по маршруту <адрес> в скором поезде по состоянию на 18 августа 2019 года вместо 3 и 17 августа 2019 года, как указано в проездных документах, при этом сведения о том, что по указанному маршруту следуют только скорые поезда отсутствуют; считает, что сумма комиссионного сбора по маршруту <адрес> оплате не подлежит.
Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством РФ.
В силу ст. 4 Закона гарантии и компенсации, установленные настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, в том числе в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Согласно п.3 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 (далее - Правила), компенсация может производиться в виде представления документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов.
Согласно п. 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда производится в размере, не превышающим стоимость проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
Отсутствие в Правилах прямого указания на то, в каком порядке осуществляются выплаты пенсионерам, место отдыха которых находится за пределами территории Российской Федерации, не может рассматриваться как запрет на получение гражданами такой компенсации.
С учетом целевой направленности правовых норм предусматривается оплата транспортных расходов пенсионера, связанных не с любой желаемой поездкой, а лишь с проездом к месту отдыха и обратно. При этом законодатель не ограничивает право пенсионера на проведение отдыха за пределами территории России.
Согласно представленной копии трудовой книжки истец в настоящее время является неработающим пенсионером, льготный проезд по Закону РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» использовала в 2014 году.Понесенные истцом расходы ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Зее и Зейском районе Амурской области не возмещены.
Стоимость проезда от <адрес> и от <адрес> в размере 3520 (1760х2) рублей подтверждена проездными документами, от <адрес> и от <адрес> в размере 35480 (6400+29080) рублей - маршрут-квитанциями электронных билетов, приобретенными на имя истца, от <адрес> - границы Российской Федерации и от <адрес> в размере 2033,2 (1016,6х2) рублей подтверждена справкой ООО «Трансэкспресс», притом, что фактический проезд от <адрес> и обратно подтвержден электронным билетом РЖД и проездным документом железнодорожного транспорта, приобретенными на имя истца.
Из данных квитанций и посадочных талонов от 3 и 18 августа 2019 года видно, что Богатова Н.Н. следовала воздушным транспортом от <адрес> и обратно в салоне экономического класса.
По данным справки ООО «Трансэкспресс» стоимость проезда по маршруту <адрес> и обратно указана в плацкартном вагоне скорого поезда, при этом также указано, что по этим маршрутам следует только скорые поезда.
Согласно утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 марта 2016 года № 118н разъяснениям (далее - Разъяснения) о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2005 года № 176, при осуществлении проезда более высокой категории стоимости возмещение фактически произведенных пенсионером расходов производится на основании дополнительно представленного пенсионером в территориальный орган Пенсионного фонда РФ документа о стоимости проезда по данному маршруту в пределах стоимости проезда в соответствии с пунктом 10 Правил. В случае если пассажирские перевозки по маршруту следования пенсионера к месту отдыха и обратно осуществляются только транспортными средствами более высокой категории стоимости по сравнению с транспортными средствами, предусмотренными пунктом 10 Правил (например, на железнодорожном транспорте - только скорыми и фирменными поездами), возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда производится в размере наименьшей стоимости проезда указанными транспортными средствами (например, в плацкартном вагоне скорого или фирменного поезда).
При таких данных суд считает возможным возмещение фактически произведенных истцом расходов на оплату стоимости проезда по маршруту <адрес> и обратно в плацкартном вагоне скорого поезда на основании справки ООО «Трансэкспресс».
Согласно Разъяснениям, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 марта 2016 года № 118н, в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.
С учетом изложенного требования истца о возмещении расходов на оплату стоимости постельного белья по маршруту <адрес> и обратно в размере 291,8 (145,9х2) рубля, на оплату комиссионного сбора при приобретении проездного билета по маршруту <адрес> в размере 50 рублей удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного суд удовлетворяет требования истца о взыскании с ответчика в ее пользу компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 41033,2 рублей (1760+6400+1016,6+1016,6+29080+1760).
На основании ч. 1 ст. 333.19, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 п. 5 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1431 рубля, от уплаты которой истец освобожден.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Богатовой Н.Н. удовлетворить частично.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Зея Амурской области в пользу Богатовой Н.Н. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в июле-августе 2019 года в сумме 41033 рублей 20 копеек.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Зея Амурской области государственную пошлину в доход муниципального образования город Зея в сумме 1431 рубля.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Охотская
Мотивированное решение составлено 9 октября 2019 года
Судья Е.В. Охотская