Дело № 1-47/2018
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
21 февраля 2018 года г.Семикаракорск
Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Курносова И.А.,
с участием государственного обвинителя – прокурора Семикаракорского района Ростовской области Михайлова Р.А.,
подсудимой Калашниковой Т.Н.,
защитника – адвоката Кумскова П.И.,
при секретаре Овчинниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Калашниковой Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки х<данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по <адрес>, несудимой, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Калашникова Т.Н. 24 ноября 2017 года, в период времени с 20 часов 00 минут до 22 часов 30 минут, точное время не установлено, будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь совместно со своим сожителем Б. в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в ходе ссоры возникшей на почве личных неприязненных отношений, имея умысел на убийство Б., нанесла ему множественные удары ножом в область живота, груди, в затылочную область головы, в область плечевого пояса, подбородка, в подмышечную область, всего не менее 11 ударов ножом, от полученных телесных повреждений Б. скончался на месте совершения преступления.
В судебном заседании подсудимая Калашникова Т.Н. свою вину в предъявленном обвинении признала и суду показала, что 24 ноября 2017 года, в вечернее время, она вместе со своим сожителем Б. находились у себя дома по адресу<адрес> где они совместно с их знакомыми С., Ч. и А. распивали спиртные напитки, после чего все остались спать в их доме. Ночью, точное время она не помнит, Б. проснулся, стал ругаться, сказал, что она ему не нужна, что он заберет у нее их совместного ребенка и уедет с ним к своим родителям в <адрес>. Она выбежала в другую комнату, взяла нож. Б. лежал на диване. Она нанесла Б. удар ножом в живот. Б. упал с дивана на пол, затем она нанесла ему удар ножом в спину. После удара нож остался в спине у Б.. На крики к ним в комнату забежали С. и М.. Б. лежал на полу без признаков жизни, с его ран текла кровь. Увидев все это, С. и М. ушли домой, а она закрыла дом, так как в доме оставался ее малолетний сын, и пошла к И., которому рассказала, что убила Б.. Накануне, 23 ноября 2017 года между нею и Б. произошла ссора, Б. ее побил, в результате чего у нее были синяки под глазами, но потом, в тот же день они помирились, Б. извинился перед ней. Она не хотела убивать Б., но в порыве гнева на его поведение, находясь под воздействием алкоголя, она потеряла над собой контроль. В содеянном она раскаивается.
Кроме признания своей вины подсудимой Калашниковой Т.Н., ее вина в предъявленном ей обвинении подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами.
Показаниями свидетеля С., который суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ он вместе со своей сожительницей Ч. находились в гостях в доме у Калашниковой Т.Н. и Б., вместе с ними в доме также находился А.. Они все распивали спиртные напитки, а потом все легли спать в этом доме. Ночью он проснулся от криков, Б. звал на помощь, он и М. зашли в комнату, в которой спали Б. и Калашникова Т.Н., и увидели Б. лежащего на полу, в спине у которого торчал кухонный нож, а из раны текла кровь. Рядом стояла Калашникова Т.Н., которая сказала, что устала жить, что все-таки она это сделала. После чего он вместе с Ч. ушли домой.
Показаниями свидетеля Ч., которая в судебном заседании дала показания аналогичные показаниям свидетеля С.
Показаниями свидетеля А., данными им на предварительном расследовании, оглашенными в судебном заседании с согласия сторон в соответствии с ч.1 ст.281 УПК РФ, согласно которым с Б. и Калашниковой Т.Н. он знаком на протяжении семи лет, поддерживает с ними дружеские отношения. Б. и Калашникова Т.Н. сожительствовали, имели совместного ребенка. Между Б. и Калашниковой Т.Н. были конфликтные отношения, они часто ругались, дрались между собой. ДД.ММ.ГГГГ, утром, он увидел Калашникову Т.Н., которая вела своего сына в детский сад, у нее были два синяка под глазами, она ему пояснила, что ее побил Б.. В тот же день, примерно в 12 часов 00 минут, он пришел в гости к Б. и Калашниковой Т.Н. по <адрес>, где они стали распивать спиртные напитки. Когда он к ним пришел, у них уже находились С. и И., фамилия которой ему неизвестна. Примерно в 19 часов 00 минут они все устали и легли отдыхать, он лег спать на кровать в спальне и усн<адрес> разбудил детский плач, он увидел, что рядом стоит и плачет В. – сын Калашниковой Т.Н. и Б.. Он начал его успокаивать, встал с кровати и пошел в зал, где увидел, что Б. лежит на полу, около дивана, весь в крови, вокруг него также была кровь. Он наклонился к нему и увидел, что Б. уже не подает признаков жизни, и около Б. на полу лежит нож со следами крови. Он стал звонить в полицию, но не смог дозвониться, после чего он позвонил своему другу Т. и рассказал о случившемся, тот пришел через несколько минут. Он показал Т. труп Б., сказал, что нужно вызвать полицию. Т. ушел, а он остался там же с ребенком. Через некоторое время пришли соседи, сказали ему, чтобы он шел домой, а они посидят с В., после этого он пошел домой (том 1 л.д.61-63).
Показаниями свидетеля Т., данными им на предварительном расследовании, оглашенными в судебном заседании с согласия сторон в соответствии с ч.1 ст.281 УПК РФ, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ, ночью, примерно в 22 часа 30 минут, он находился дома. К нему пришла Калашникова Т.Н., у нее были руки в крови. Он спросил, что случилась, она ответила, что убила Б. и хочет снять стресс и выпить, попросила помочь ей с поиском спиртного. У Калашниковой Т.Н. были гематомы на лице. Они пошли в <адрес>, где он у знакомого по имени А. взял для нее бутылку самогона. По пути к А. он спрашивал у Калашниковой Т.Н., за что она убила Б., она ответила, что тот ее часто бил, а ей это надоело. Он спросил, что с их ребенком, она ответила, что убийство произошло на глазах их малолетнего сына. После того, как он отдал ей бутылку самогона, она попросила его, чтобы он не звонил участковому до 4 часов утра, что к тому времени она сама придет домой, тогда пусть ее забирают сотрудники полиции, после этого Калашникова Т.Н. ушла. Он сразу пошел к дому, где проживали Калашникова Т.Н. и Б., с целью посмотреть, что же там действительно случилось. Когда он пришел к ним домой, он увидел там А., который сидел на стуле около печки в кухонном помещении и находился в состоянии сильного алкогольного опьянения. В зале на диване спал малолетний сын Калашниковой Т.Н. и Б., больше в доме он никого не видел. Он зашел в зал и увидел, что справа от входа на полу лежит Б., вокруг него на полу были множественные пятна и сгустки крови, на его теле также были пятна крови. Он понял, что Б. мертв, так как не подавал никаких признаков жизни. Рядом с трупом на полу лежал большой нож с черной ручкой, на лезвии которого были следы крови. Он позвонил участковому уполномоченному полиции и рассказал о случившемся (том 1 л.д.73-76).
Протоколом явки с повинной от 25.11.2017 года, согласно которому Калашникова Т.Н. сообщила о том, что 24 ноября 2017 года, в вечернее время, находясь у себя дома по адресу: <адрес>, в ходе ссоры она нанесла Б. несколько, не менее одного удара ножом по туловищу, а затем нанесла лежащему на полу Б. удар ножом в область спины, отчего тот скончался на месте (том 1 л.д.11,12).
Протоколом осмотра места происшествия от 25.11.2017 года с фото-таблицами к нему, согласно которому был произведен осмотр домовладения, расположенного по <адрес>, в том числе жилой дом, в котором был обнаружен труп Б. с колото-резанными ранениями, в ходе осмотра с места происшествия был изъят кухонный нож со следами вещества бурого цвета (том 1 л.д.13-37).
Заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ с фото-таблицами к нему, согласно которому смерть Б. наступила ночью ДД.ММ.ГГГГ от проникающих и непроникающих колото-резанных ранений груди и живота с повреждением ребер, левого легкого, кишечника, забрюшинной клетчатки слева, колото-резанного ранения затылочной области справа, резанных ран на подбородке снизу, на передней поверхности левого плечевого пояса, в левой подмышечной области, сопровождавшихся излиянием крови в левую плевральную и брюшную полости, осложнившихся острой кровопотерей и шоком. При исследовании трупа Б. обнаружены следующие телесные повреждения: проникающие и непроникающие колото-резанные ранения в области сосцевидного отростка справа, на передней и боковой поверхности груди справа, на передней поверхности живота, в затылочной области справа, на подбородке снизу, на передней поверхности левого плечевого пояса и в левой подмышечной области; в совокупности квалифицирующиеся, как причинившие тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека. Эти телесные повреждения причинены ударным действием колюще-режущего орудия и могли образоваться от ударов ножом с односторонней заточкой клинка, длиной клинка не менее 12 см и шириной клинка не менее 3,5 см. Всего Б. нанесено 11 колото-резанных и резанных ранений. Между указанными телесными повреждениями и наступлением смерти Б. имеется прямая причинная связь. После причинения этих повреждений потерпевший мог передвигаться, разговаривать и совершать другие целенаправленные действия в течение длительного промежутка времени, вплоть до развития угрожающего жизни состояния. Все повреждения Б. могли быть причинены одним ножом. Раны, обнаруженные при исследовании трупа Б., могли быть причинены ножом, представленным в качестве вещественного доказательства. Все повреждения потерпевшему причинены прижизненно, последовательно в течение непродолжительного промежутка времени. Смерть Б. наступила на месте обнаружения его трупа. При судебно-химическом исследовании крови трупа Б. обнаружен этиловый спирт. Содержание этилового спирта в крови 1,47±0,12 промилле, что при жизни обычно относится к пограничному состоянию между средней и легкой степенью алкогольного опьянения (том 1 л.д.91-100).
Протоколом осмотра предметов от 23.01.2018 года, согласно которому осмотрены: рубашка синего цвета с рисунком в виде клетки, кофта из трикотажа светло-зеленого цвета, нож с однолезвийным клинком (том 1 л.д.173-174).
Заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому препараты ДНК, выделенные из следов крови на клинке ножа, изъятого в ходе осмотра места происшествия ДД.ММ.ГГГГ, и биологических следов на ручке ножа содержат ДНК мужской половой принадлежности. Генотипические признаки в данных препаратах ДНК и из образца крови Б. одинаковы, что указывает на то, что исследованные следы могли произойти от потерпевшего Б. Расчетная вероятность того, что эти следы действительно произошли от Б. составляет 99,9999999999999999999515% (том 1 л.д.147-164).
Заключением судебно-психиатрической комиссии экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Калашникова Т.Н. в настоящее время не выявляет и не выявляла ранее каких-либо признаков хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, могла в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими в период, относящийся инкриминируемому ей деянию. В настоящее время Калашникова Т.Н. также в полной мере может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера в настоящее время Калашникова Т.Н. не нуждается (том 1 л.д.128-129).
Заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому нож, изъятый ДД.ММ.ГГГГ из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является хозяйственно-бытовым ножом и к холодному колюще-режущему оружию не относится (том 1 л.д.169-171).
Суд признает вышеперечисленные доказательства относимыми, допустимыми, достоверными, а в совокупности – достаточными для установления вины Калашниковой Т.Н. в совершении данного преступления.
Наличие противоречий между показаниями подсудимой Калашниковой Т.Н. и заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ относительно несоответствия в ее показаниях количества нанесенных ею ударов ножом Б., с количеством ранений, обнаруженных на трупе Б., исходя из заключения эксперта, не может поставить под сомнение виновность Калашниковой Т.Н. в совершении инкриминируемого ей деяния, поскольку в момент его совершения она находилась в состоянии алкогольного опьянения, вследствие чего могла не запомнить, какое количество ударов она нанесла Б.. Заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ суд находит достоверным и объективным, а выводы эксперта – обоснованными и мотивированными.
В судебном заседании также были оглашены с согласия сторон в порядке ч.1 ст.281 УПК РФ показания потерпевшей Л. (матери покойного Б.), данные ею на предварительном расследовании, которая очевидцем данного преступления не являлась, о событии преступления ничего показать не смогла, ее показания не содержат сведений о наличии или отсутствии обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по настоящему уголовному делу, и о других обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств подтверждает, что Калашникова Т.Н., будучи в состоянии алкогольного опьянения, в ходе ссоры возникшей на почве личных неприязненных отношений, нанесла своему сожителю Б. множественные удары ножом в область живота, груди, в затылочную область головы, в область плечевого пояса, подбородка, в подмышечную область, всего не менее 11 ударов ножом, от полученных телесных повреждений Б. скончался на месте совершения преступления. Нанося Б. удары ножом, Калашникова Т.Н. действовала умышленно, она осознавала общественную опасность своих действий, предвидела возможность наступления общественно опасных последствий – смерти Б. и желала их наступления.
Суд квалифицирует действия Калашниковой Т.Н. по ч.1 ст.105 УК РФ, как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
Определяя вид и меру наказания подсудимой, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного ею преступления, данные о ее личности, обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденной.
Обстоятельствами, смягчающими наказание Калашниковой Т.Н., в соответствии с пп. «г», «и» ч.1 и ч.2 ст.61 УК РФ суд признает: наличие малолетнего ребенка у виновной; явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления; признание ею своей вины и ее раскаянье в содеянном; состояние ее здоровья, а именно, что она является инвалидом третьей группы.
Обстоятельством, отягчающим наказание Калашниковой Т.Н., в соответствии с ч.1.1 ст.63 УК РФ, суд признает совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя.
Признавая в соответствии с ч.1.1 ст.63 УК РФ состояние алкогольного опьянения Калашниковой Т.Н. в момент совершения преступления отягчающим обстоятельством, суд исходит из того, что данный факт установлен в судебном заседании и подтверждается показаниями свидетелей С., Ч., А., а также показаниями самой подсудимой Калашниковой Т.Н., из которых следует, что преступлению предшествовало совместное распитие Калашниковой Т.Н., Б., А., С. и Ч. спиртных напитков. Ссора и убийство Б., произошли после совместного распития ими спиртных напитков. Калашникова Т.Н. осознано довела себя до состояния опьянения, которое способствовало снятию контроля над своим поведением, появлению неадекватной агрессии к Б., что, в конечном счете, способствовало совершению данного преступления.
Принимая во внимание фактические обстоятельства преступления и степень его общественной опасности, наличие обстоятельства, отягчающего наказание, суд не находит оснований, предусмотренных ч.6 ст.15 УК РФ, для изменения категории преступления, совершенного Калашниковой Т.Н., на менее тяжкое.
При назначении наказания суд учитывает, что Калашникова Т.Н. на учете у врачей психиатра и нарколога не состоит, удовлетворительно характеризуется по месту жительства.
С учетом характера и степени общественной опасности, совершенного Калашниковой Т.Н. преступления, данных о личности подсудимой, суд считает, что цели и задачи наказания могут быть достигнуты в условиях реальной изоляции Калашниковой Т.Н. от общества.
Принимая во внимание наличие, смягчающих наказание обстоятельств, таких как: наличие малолетнего ребенка у виновной; явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления; признание ею своей вины и ее раскаянье в содеянном; состояние ее здоровья; суд приходит к выводу об отсутствии оснований для назначения Калашниковой Т.Н. дополнительного наказания в виде ограничения свободы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 303, 304, 307-310 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Калашникову Т.Н. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ, и назначить ей наказание в виде 7 (семи) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Срок отбывания наказания исчислять с 21 февраля 2018 года.
Зачесть Калашниковой Т.Н. в срок отбывания наказания время ее задержания и содержания под стражей с 25 ноября 2017 года до 21 февраля 2018 года.
До вступления приговора в законную силу меру пресечения Калашниковой Т.Н. оставить прежней – заключение под стражу.
Вещественные доказательства: рубашку клетчатую, светло-зеленую кофту с короткими рукавами, кухонный нож; - уничтожить, как не представляющие ценности.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение десяти суток со дня его постановления, а осужденной, содержащейся под стражей, в тот же срок со дня вручения ей копии приговора.
В случае подачи апелляционной жалобы либо апелляционного представления прокурора, осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Судья Курносов И.А.