О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Об отказе в принятии искового заявления
г. Волгоград 01 июня 2015 года
Судья Советского районного суда г. Волгограда Лазаренко В.Ф., ознакомившись с исковым заявлением Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к ООО «УК «ЖЭУ-43» о понуждению к исполнению требований предписания,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилась в суд с исковыми требованиями к ООО «УК «ЖЭУ-43» о понуждению к исполнению требований предписания, просила обязать ООО "УК "ЖЭУ-43" в течение месяца с момента вступления в законную силу решения по настоящему гражданскому делу исполнить в полном объеме предписание Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений обязательных требований, установленных пунктами 44, Правил № 354, то есть произвести перерасчет платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды жителям многоквартирного <адрес> привести платежные документы в соответствие с обязательными требованиями, а именно: Пункт 1 Предписания. Произвести перерасчет платы за общедомовые нужды по горячему водоснабжению за ДД.ММ.ГГГГ по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. В последующих расчетных периодах производить начисление платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды с соблюдением пункта 44 Правил № 354. Изготовить технический паспорт, содержащий уточненные сведения о площадях жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Об исполнении Предписания сообщить в Инспекцию с предоставлением следующих документов и сведений: 1. Платежные документы, предъявленные потребителям в многоквартирном <адрес>, в которых отражены: проведение перерасчета платы за общедомовые нужды по горячему водоснабжению за весь период в который начислялась плата с нарушением пункта 44 Правил № 354, 2. Расчет платы по проведенному перерасчету; 3. Справку о суммах проведенного перерасчета потребителям в многоквартирном <адрес>. 4. Технический паспорт жилого дома, содержащий данные, необходимые для расчета платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
В обосновании своих доводов указав, что в Инспекцию поступило обращение гражданки, проживающей в <адрес> по вопросам обоснованности расчета платы обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭУ-43" (далее - ООО "УК "ЖЭУ-43") за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, о правомерности начисления платы за установку общедомового прибора учета тепловой энергии и общедомового прибора учета коммунального ресурса по холодному водоснабжению.
В целях рассмотрения данного обращения на основании приказа Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена внеплановая документарная проверка деятельности ООО "УК "ЖЭУ-43".
При рассмотрении документов, представленных ООО "УК "ЖЭУ-43" на основании запроса Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № установлены нарушения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Федеральный закон № 261-ФЗ), Постановления Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 № 104-п "О мерах по недопущению необоснованного роста платы за коммунальные услуги" (далее - Постановление № 104-п), а именно: В период проведения внеплановой документарной проверки (ДД.ММ.ГГГГ) ООО "УК "ЖЭУ-43" являлось исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды для потребителей многоквартирного <адрес>. Порядок расчета платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в исследуемом периоде (ДД.ММ.ГГГГ) регулируется Правилами № 354. Жилой <адрес>, 5-тиэтажный, с централизованным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, без лифта и мусоропровода с газовыми плитами. Для расчета платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды ООО "УК "ЖЭУ-43" применяло следующие размеры площади: общая площадь всех жилых помещений (квартир) - <данные изъяты> м, общая площадь нежилых помещений - <данные изъяты>, площадь общего имущества многоквартирного дома-<данные изъяты>. Согласно техническому паспорту БТИ: общая площадь всех жилых помещений (квартир) - не указана, общая площадь нежилых помещений -не указана, площадь, входящая в состав общего имущества <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ начисление платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды произведено по показаниям прибора учета. Объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета горячего водоснабжения, использованный для начисления платы потребителям многоквартирного <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>. Объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды составляет <данные изъяты>. Тем самым ООО "УК "ЖЭК-43 "нарушены требования пункта №44 Правил № 354. По итогам проведения внеплановой документарной npoaq был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № и ООО "УК "ЖЭУ-осуществляющему функции управления многоквартирным домом <адрес>, выдано Предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ № №, сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ.Однако до настоящего времени предписание не исполнено.
Проверив материалы искового заявления, суд приходит к обоснованному выводу об отказе в принятии данного заявления, по следующим основаниям.
Из положения п.4 ч. 6 ст. 20 ЖК орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований, однако данный орган не обладает таким правом в интересах значительного числа граждан. Понятия «значительное число граждан» и «неопределенный круг лиц» не равнозначны, что неоднократно разъяснялось Верховным Судом Российской Федерации.
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в исковом заявлении фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
При фактической возможности индивидуализации лиц, в интересах которых Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обращается в суд, для принятия заявления необходимо соблюдение существенного условия - значительное число граждан и общественное значение, например, в случае выявления нарушения обязательных требований (что, соответственно, подпадает под категорию общественного интереса, то есть приравнивается к защите неопределенного круга лиц). Названные требования обусловлены конституционными гарантиями прав человека и гражданина, в том числе, на государственную защиту, направленностью государственного аппарата на предотвращение и недопущение нарушения прав и законных интересов граждан.
Требования по данному исковому заявлению предъявлены Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей многоквартирного <адрес>, круг которых, по мнению инспекции, определить не представляется возможным ввиду того, что жители постоянно меняются, в связи с заключением сделок купли-продажи жилых помещений.
Однако, суд считает, что круг лиц, проживающих в указанном многоквартирном доме, на которых возложена обязанность производить оплату жилищно-коммунальных услуг точно определяем.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.
Согласно ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
- нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения договора;
- арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
- нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
- члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
- собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение;
- лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передачи, с момента такой передачи.
Таким образом, принимая во внимание указание в действующем законодательстве четкого обозначения момента возникновения обязанности по оплате жилищно- коммунальных услуг у граждан, а также действующую систему регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства, определение точного перечня лиц, проживающих (зарегистрированных) в многоквартирном <адрес> возможно путем направления запроса в <данные изъяты> либо в Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты>», которое производит начисления платы за жилищно-коммунальные услуги для жителей многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43».
Предъявление иска с требованиями о проведении корректировки и перерасчета платы за горячее водоснабжение невозможно в интересах неопределенного круга лиц, поскольку данный вопрос может быть разрешен только в отношении конкретного лица, обязанного оплатить указанную услугу.
Согласно п. 20 Постановления Пленума ВС РФ № 17 от 28.06.2012 года «о рассмотрении судами дел по спорам о защите прав потребителей» в соответствии со статьями 45 и 46 ГПК РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.
В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).
Таким образом, у инспекции отсутствуют правовые основания для обращения в суд по искам имущественного характера в защиту неопределенного круга лиц.
Не представлено и суду каких либо документов подтверждающих об обращении граждан в Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области о нарушении со стороны ООО «УК «ЖЭУ-43» порядка расчетов платы за коммунальные услуги, в отношении которых и подано исковое заявление.
Кроме того, как следует из искового заявления поданного Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области, что поводом обращения в суд с данными исковыми требованиями было вызвано с неисполнением Предписания инспекции в установленный законом срок.
Однако, возможность судебного обжалования такого бездействия как указано в данном заявлении, определена ст.254 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из положений настоящей статьи, инспекции не предоставлено право обращения в суд с таким заявлением.
Согласно ст. 20 ЖК орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований, однако данный орган не обладает таким правом в интересах значительного числа граждан. Понятия «значительное число граждан» и «неопределенный круг лиц» не равнозначны, что неоднократно разъяснялось Верховным Судом Российской Федерации.
Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, и только по его письменному заявлению. Которые в материалах данного искового заявления отсутствую.
Кроме того, глава 12 ГПК РФ конкретизирует общие положения ст.ст. 3, 4 ГПК РФ, согласно которым всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или охраняемых законом интересов, а суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, заинтересованного в защите своих прав, свобод и интересов, а в случае, предусмотренном законом, - по заявлению лица в защиту прав, свобод и интересов других лиц.
Инспекция государственного жилищного надзора обратилась в суд в защиту неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, однако данный круг значителен, но его круг полностью определен, в котором полностью установлены лица, зарегистрированные и являющимися собственниками данных квартир.
Таким образом, круг лиц, в интересах которых подано заявление, является определенным.
По своей сути Инспекция выступает не в защиту граждан а обжалует действия ООО «Управляющая компания «ЖЭУ-43» по неисполнению предписания.
На основании ч.1 п.1 ст.134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
На основании изложенного и руководствуясь ст.134 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
В принятии искового заявления Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к ООО «УК «ЖЭУ-43» о понуждению к исполнению требований предписания - отказать
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в течение 15 дней в Волгоградский областной суд через Советский районный суд путем подачи частной жалобы.
Судья В.Ф. Лазаренко