дело № 2-1498/2020
уид 24RS0048-01-2019-010592-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2020 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Васильевой Л.В.,
при секретаре Кошкаревой Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зориной Екатерины Ивановны, Закатова Дмитрия Викторовича, Закатовой Людмилы Федоровны к губернатору Красноярского края, правительству Красноярского края, агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, муниципальному образованию город Красноярск о признании незаконными распоряжения, отказ, признании право пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании право на приватизацию жилого помещения, исключении квартиры из специализированного жилищного фонда, обязании заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Зорина Е.И., Закатов Д.В., Закатова Л.Ф. обратились в суд с иском с учетом уточнения к губернатору Красноярского края, правительству Красноярского края, агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, муниципальному образованию город Красноярск о признании незаконными распоряжение №р Правительства Красноярского края от 16.04.2009 в части включения квартиры, расположенной по адресу: <адрес> в список жилых помещений специализированного жилищного фонда служебного пользования; отказы агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 16.07.2019, 23.10.2019 на заявление Зориной Е.И.; исключении <адрес> из специализированного жилищного фонда Красноярского края и передачи квартиры в муниципальный жилищный фонд г. Красноярска; признании за истцами право пользования квартирой по вышеуказанному адресу на условиях социального найма, признании право на приватизацию; обязании муниципальное образование город Красноярск в лице администрации г. Красноярска заключить с истцами договор социального найма на указанную квартиру. Мотивировав свои требования тем, что в 1996 году Б.А.Д. (супругу Зориной Е.И.) на период трудовых отношений с КГАУК «Красноярский государственный театр оперы и балета» предоставлена в пользование квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В связи со смертью Б.А.Д., 10.07.2018, договор найма утратил законную силу. В связи, с чем истец Зорина Е.И. обратилась в агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края с заявлением о заключении с семьей нанимателя договора социального найма. Однако получила отказ ввиду того, что квартира относится к числу служебных. В 2009 году на основании распоряжения Правительства Красноярского края от 16.04.2009 № квартира включена в список специализированного жилищного фонда. Считают, что статус жилого помещения был изменен не законно.
В судебное заседание истцы Зорина Е.И., Закатов Д.В., Закатова Л.Ф. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, истец Зорина Е.И. доверила представлять свои интересы представителю (том № 1 л.д. 246, том № 2 л.д. 6-8).
Представитель истца Зориной Е.И. – Бальчунас П.В., действует на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал. Дополнительно суду пояснил, что в 1996 году Б.А.Д. предоставили спорную квартиру, которая не была служебной. В 2010 году квартира приобрела статус служебной. В 1996 и 2000 году Краевой жилищный фонд допустил ошибку, не учел, что в квартире на момент изменения статуса проживают граждане. Жилое помещение должно быть свободным, тогда его статус можно поменять. Документов о передачи спорной квартиры от АО «Енисейские Зори» в администрацию края нет. После смерти Б.А.Д., истцы продолжили жить в квартире, несут расходы по ее содержанию. Считает, что нарушен порядок выделения и закрепления квартиры в качестве служебной, не было технической документации при регистрации права оперативного управления за театром. С учетом длительного проживания истцов в квартире, они желают получить право заключить договор социального найма, чтобы в дальнейшем приватизировать квартиру.
Представитель ответчика Правительства Красноярского края Алексеева А.Н., действует на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений не признала, пояснила, что решением суда от 08.12.2008 подтверждена законность признания спорного помещения служебным, входящим в специализированный жилищный фонд Красноярского края. Распоряжение Правительства Красноярского края №-р от 16.04.2009 принято уполномоченным органом в соответствии с его компетенцией, является законным и обоснованным. Указанное распоряжение не меняет статуса квартиры. Предоставление квартиры, отнесенной к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда, в пользование на условиях социального найма законом не предусмотрено. Также в силу ст. 4 закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КГАУК Красноярский государственный театра оперы и балета им. Дмитрия Хворостовского Митенкова О.А., действует на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований с учетом уточнений, пояснила, что Б.А.Д. на период трудовых отношений была предоставлена комната в <адрес>. В дальнейшем он и члены его семьи заняли остальные комнаты в квартире. После смерти Б.А.Д. договор найма с Зориной Е.И. и Закатовым Д.В. не заключался. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ установлена законность включения спорной квартиры в число служебных жилых помещений. Истец Зорина Е.И. состоит на учете как лицо, нуждающееся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Спорное жилое помещение не относится к жилым помещениям, предоставляемым по договору социального найма администрацией Советского района в г. Красноярске.
В судебное заседание представители ответчиков губернатора Красноярского края, агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, муниципального образования город Красноярск не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили (том № 1 л.д. 246, том № 2 л.д. 1, 3, 5). Представитель агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края Мармалевская А.А., действует на основании доверенности, представила в суд письменные отзывы, из которых следует, что исковые требование агентство не признает, так как имеется вступившее в законную силу решение суда от 08.12.2008, которым установлено что спорная квартира приобретена в краевую собственность на основании договора купли-продажи от 12.04.1995. По договору найма жилого помещения Б.А.Д. и членам его семьи 16.01.1996 во временное пользование предоставлена комната площадью 18 кв.м. в четырехкомнатной квартире. Постановлением администрации Красноярского края от 26.04.2000 спорному жилому помещению придан статус служебного жилого помещения. Спорная квартира закреплена на праве оперативного управления за краевым учреждением и является служебной, в связи, с чем оснований для передачи ее в муниципальную собственность отсутствует. Кроме того истцы просят признать отказы на заявления Зориной Е.И. об исключении спорной квартиры из списка специализированного жилищного фонда, но согласно исходящей корреспонденции, агентство направляло Зориной Е.И., Закатову Д.В., Закатовой Л.Ф. 23.10.2019 отзыв по данному исковому заявлению, а 16.07.2019 ответ на обращения, которые обжалованию не подлежат (том №1 л.д.97-99, том №2 л.д.9-10).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реутилизации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца Зориной Е.И., представителя ответчика Правительства Красноярского края, представителя третьего лица, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения; они не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно ч. 1 ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В силу ч. 2 ст. 100 ЖК РФ, договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Из ч. 1 ст. 60 ЖК РФ следует, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 12.04.1995 отдел по управлению краевым жилищным фондом администрации Красноярского края приобрел у АО «Енисейские Зори» квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (том № 1 л.д. 48-49).
01.06.1995 на основании договора аренды жилого помещения отдел по управлению краевым жилищным фондом предоставил в аренду Красноярскому государственному театру оперы и балета для проживания 4-х семей работников театра сроком по 31.05.1996 квартиру по вышеуказанному адресу.
Как видно из трудовой книжки Б.А.Д., последний находился в трудовых отношениях с Красноярским государственным театром оперы и балета с 08.12.1986 (том № 1 л.д. 23).
16.01.1996 Красноярский государственный театр оперы и балета и Б.А.Д. заключили договор найма жилого помещения, по условиям которого Б.А.Д. и членам его семьи предоставлено во временное пользование жилое помещение № в <адрес> (том № 1 л.д. 21-22). Согласно п. 7.3 договора условием расторжения договора является прекращение трудовых отношений с театром.
Постановлением администрации Красноярского края от 26.04.2000 № 308-п спорному жилому помещению краевого жилищного фонда придан статус служебного жилого помещения (том № 1 л.д. 31). Постановлением Совета администрации Красноярского края от 14.07.2005 №-п внесены изменения в приложение к постановлению администрации кая от 26.04.2000 № 308-п «О придании жилым помещениям статуса служебных», при этом, данная квартира вновь указана в приложении к постановлению – перечне жилых помещений, которым придается статус служебных (том № 1 л.д. 40).
Приказом № от 05.05.2005 Б.А.Д. уволен из Красноярского государственного театра оперы и балета (том № л.д. 24).
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 08.12.2008, вступившим в законную силу 09.02.2009, Б.А.Д., Зориной Е.И., Закатову Д.В., Закатовой Л.Ф. отказано в удовлетворении требований о признании права собственности на <адрес>, постановке на регистрационный учет по указанному адресу (том № 1 л.д. 109-114). Указанным решением установлено, что спорное жилое помещение имеет статус служебного. Включение спорного жилого помещения в число служебных осуществлено уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством.
Согласно выписке из реестра государственной собственности Красноярского края, спорная квартира как объект государственной собственности Красноярского края принадлежит на праве оперативного управления Управлению делами администрации Красноярского края (том № 1 л.д. 67).
Распоряжением Правительства Красноярского края от 16.04.2009 № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> включено в специализированный жилищный фонд края с их отнесением к служебным жилым помещением (том № 1 л.д. 206-207).
На основании приказа агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края № от 18.06.2009 квартира по адресу: <адрес> изъята из оперативного управления Управления делами Губернатора и Правительства Красноярского края как неиспользуемое имущество и передана государственному учреждению культуры «Красноярский государственный театр оперы и балета» (том № л.д. 60, 62).
Во исполнение указанного приказа Управление делами Губернатора и Правительства Красноярского края передало, а государственное учреждение культуры «Красноярский государственный театр оперы и балета» приняло в оперативное управление спорное жилое помещение, о чем составлен акт приема-передачи от 23.06.2009 (том № 1 л.д. 61).
По договору найма жилого помещения № от 10.03.2011, заключённому между Краевым государственным бюджетным учреждением культуры Красноярский государственный театр оперы и балета и Б.А.Д., последнему предоставлена для проживания спорная квартира на срок до 09.01.2012. Совместно с нанимателем в квартиру вселяются члены его семьи – жена Зорина Е.И., сын Закатов Д.В., невестка Закатова Л.Ф. (том № 1 л.д. 215).
Согласно свидетельству о смерти Б.А.Д. умер ДД.ММ.ГГГГ (том № 1 л.д. 75).
23.04.2019 истцам направлено требование об освобождении спорного жилого помещения, поскольку помещение имеет статус служебного, и было предоставлено на период трудовых отношений с Б.А.Д. (том № 1 л.д. 41). Письмом от 20.06.2019 Зориной Е.И. и членам ее семьи предоставлена возможность переселения в жилое помещение по адресу: <адрес> (том № 1 л.д. 43).
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 24.07.2019 спорная квартира находится в собственности субъекта Российской Федерации – Красноярского края, при этом право оперативного управления зарегистрировано за КГАУК Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского (том № 2 л.д. 11-13).
По смыслу действующего законодательства решение вопроса о приватизации служебной квартиры является исключительным правом собственника данного жилого помещения и не допускается его понуждение в судебном порядке к принудительному снятию статуса служебного жилья и предоставлению жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц в порядке приватизации.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в определении от 21.12.2004 N 441-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки И. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой часть первая статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации. Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений. В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 3 ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорная квартира является служебным жилым помещением, решение об исключении из специализированного жилищного фонда не принималось, суд приходит к выводу, что в силу ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541 "О приватизации жилищного фонда в РФ" она приватизации не подлежит, и законные основания для признания права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации отсутствуют.
Порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в государственной собственности установлен Законом Красноярского края от 5 июня 2008 года N 5-1732 "О порядке безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в государственной собственности края, и безвозмездного приема имущества, находящегося в муниципальной собственности, в государственную собственность края".
В соответствии с п. 7 ст. 2 Закона краевое имущество не подлежит передаче в муниципальную собственность в случаях, если предлагаемое к передаче краевое имущество необходимо для осуществления полномочий органов государственной власти края либо для обеспечения деятельности органов государственной власти края, государственных гражданских служащих края, работников краевых государственных унитарных предприятий и работников краевых государственных учреждений.
По правилам ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Таким образом, по договору социального найма может быть предоставлено только жилое помещение государственного и муниципального жилищного фонда социального использования.
Судом установлено, что спорное жилое помещение включено в реестр государственной собственности Красноярского края и не передавалось в муниципальную собственность как ведомственное жилье от какого-либо государственного или муниципального предприятия, к жилым помещениям социального использования не относится, закреплена на праве оперативного управления за краевым учреждением культуры, таким образом, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма в данном случае применению не подлежат. Следовательно, спорная квартира не может быть предоставлена на основании договора социального найма.
Поскольку истцы не состоят в трудовых отношениях с какими-либо организациями, подведомственными администрации Красноярского края, основания для признания за ними права пользования спорным жилым помещением отсутствуют.
Учитывая, что нормы Жилищного кодекса РФ не содержат положений, обязывающих собственника жилищного фонда исключать служебное жилье из состава специализированного жилищного фонда и включать в состав социального жилищного фонда, исковые требования Зориной Е.И., Закатова Д.В., Закатовой Л.Ф. об исключении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> из специализированного жилищного фонда также не основаны на законе.
Доводы о том, что семья истцов признана малоимущей (том № 1 л.д. 45), состоит на учете нуждающихся в жилом помещении (том № 1 л.д. 138), в собственности жилья не имеют, спорное помещение является их единственным местом жительства, правового значения по делу не имеют, основанием для исключения спорной квартиры из статуса служебных не являются. Иное толкование указанных выше положений закона и обстоятельств дела приведет к произвольному лишению собственников государственного или муниципального имущества права собственности на объекты жилого фонда, предназначенные для выполнения определенных социальных функций и произвольно ограничит их права собственников без достаточных на то правовых оснований. Отсутствие иного жилого помещения не является основанием для изменения характера правоотношений по пользованию спорным помещением.
Доводы представителя истца о том, что спорная квартира не является специализированным фондом и для заключения договора найма служебного жилого помещения оснований не имелось, заключенный договор имеет все признаки договора социального найма, фактически между сторонами сложились правоотношения по договору социального найма, ответчиками нарушены правила отнесения спорного жилого помещения, судом признаются несостоятельными.
Судом установлено, что на дату заключения с Б.А.Д. договора найма жилого помещения 16.01.1996 спорная квартира в установленном порядке к служебному жилищному фонду отнесена не была.
Однако, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
При этом суд учитывает, что распоряжение Правительства Красноярского края от 16.04.2009 № принято уполномоченным органом в соответствии с его компетенцией, установленной законом. Оснований для признания указанного распоряжения незаконным суд не находит.
Кроме того также не подлежат удовлетворению требования истцов о признании отказа агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 16.07.2019 от 23.10.2019. Как следует из материалов дела 16.07.2019 Зориной Е.И. дан письменный ответ на обращение, из которого следует, что к компетенции Агентства не отнесены полномочия об исключении помещений из категории служебных и указан порядок о передачи квартиры в муниципальную собственность (том №1 л.д.20). 23.10.2019 агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края на основании ст. 35,149 ГК РФ представила в суд письменный отзыв на исковое заявление (том №1 л.д. 97-99). Таким образом, судом установлено, что никаких письменных отказов на обращения истцов агентство не давала, а ответ и письменный отзыв на исковое заявление обжалованию не подлежат.
Учитывая изложенное, в удовлетворении исковых требования Зориной Е.И., Закатову Д.В., Закатовой Л.Ф. надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Зориной Екатерины Ивановны, Закатова Дмитрия Викторовича, Закатовой Людмилы Федоровны к губернатору Красноярского края, правительству Красноярского края, агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, муниципальному образованию город Красноярск о признании незаконными распоряжения, отказы, признании право пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании право на приватизацию жилого помещения, исключении квартиры из специализированного жилищного фонда, обязании заключить договор социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Советский районный суд г. Красноярска.
Председательствующий Л.В. Васильева
Дата изготовления мотивированного решения 05.10.2020.