Дело № 2-722/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2012 года гор. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манчаускас В.К. к Администрации Х. муниципального района о признании лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен по тем основаниям, что истец является бывшим воспитанником детского дома. Последнее место пребывания в детском доме –Пряженская санаторная школа интернат №17. При возвращении из школы- интерната в 1996 г. он вынужден был проживать на съемных квартирах, так как закрепленная за ним жилая площадь по месту жительства с родителями являлась непригодной для проживания, ему было предложено зарегистрироваться там и обещано другое жилое помещение, но до настоящего времени вопрос так и не разрешился. В 2003 году закрепленное за ним непригодное для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен> сгорело. Какого-либо другого помещения ему так и не предоставили.
В соответствии с п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1999 №159-ФЗ просит обязать ответчика выплатить субвенцию на приобретение благоустроенного жилого помещения.
В судебном заседании истец изменил свои требования, просил признать его лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, дополнил, что его родители по решению суда в 1985 были лишены родительских прав. Еще до возвращения его из детского государственного учреждения закрепленное жилое помещение было признано непригодным для проживания в связи с чем, он только зарегистрировался там, а проживать в данной квартире было невозможно. До настоящего времени ему обещали разрешить вопрос о предоставлении жилого помещения, но уже несколько лет он вынужден проживать по родственникам и знакомым.
Представитель ответчика Костина А.Г., действующая на основании доверенности, по иску возражений не имела. Указала, что статус истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения подтвержден письменными материалами дела, за ним при определении в госучреждение было закреплено жилое помещение, которое было признано непригодным для проживания, до возвращения истца из государственного учреждения, а в последующем это помещение сгорело.
Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства Кузнецова М.Н., действующая на основании доверенности, считала исковые требования Манчаускас В.К. подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица Сортавальского городского поселения Иванова А.А., действующая на основании доверенности, иск подержала.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон), имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов РФ в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч.1 ст.8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.4 Закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Статья 1 Закона РК от 28.11.2005 г. №921-ЗРК «О государственном обеспечении социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что обеспечение жилой площади по договорам социального найма детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим, закрепленного за ними жилого помещения является расходным обязательством Республики Карелия. Указанное подтверждается законами РК о бюджете.
Указанные положения ФЗ конкретизируются в жилищном законодательстве. Детям сиротам, и детям, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Из ч.1 ст.8 Закона во взаимосвязи с другими приведенными нормативными актами следует, что предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, одним из принципов, деятельности которых в силу п.п. "ж" п.1 ст.1 ФЗ №184-ФЗ от 06.10.1999г. является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Таким образом, обеспечение данной категории лиц вне очереди жилым помещением может быть возложено на органы местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ №131- ФЗ.
Из материалов дела следует, что решением исполкома Х. городского Совета народных депутатов от 22.04.1985 Манчаускас Владимир, 17.02.1980 года рождения определен в государственное детское учреждение Министерства просвещения Карельской АССР и за ним закреплена жилая площадь по месту жительства родителей в пос. Ламберг.
Согласно справки начальника межтерриториального ОГПН (г.Сортавала г.Лахденпохья) 01.12.2003 года в жилом доме <Адрес обезличен> произошел пожар. В результате пожара строение полностью уничтожено огнем.
20.01.1998 директор МОУ «Х. детский дом-приют» обращался в жилищно-коммунальный отдел мэрии г.Х. с заявлением о выделении Манчаускас Руслану (брату истца) воспитаннику детского дома, так как ранее закрепленное за ними жилье в пос. Ламберг непригодно для проживания из-за ветхости. Из указанного заявления следует, что по этому адресу Решением Х. горисполкома №189 от 22.04.1985 года закреплено жилье и Манчаускас Т.К., 16.01.1979 года рождения, Манчаускас В.К., 17.02.1980 года рождения, Манчауска И.К., 12.11.1982 года рождения, Манчаускас Ю.К., 11.04.1984 года рождения, Манчаускас Е.К., 10.02.1986 года рождения, Манчаускас М.К., 18.12.1984 года рождения, Манчаускас С.К., находящейся в группе приюта детского сада «Сказка».
В связи с данным заявлением Постановлением мэрии г. Х. от 23.03.1998 №167 «О закреплении жилой площади за несовершеннолетними Манчаускас Ю.К., Манчаускас И.К., Манчаускас Р.К. была закреплена жилая площадь по адресу: г<Адрес обезличен>. За истцом другой жилой площади закреплено не было.
С соответствии со ст.2 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Учитывая, что закрепленное за истцом жилое помещения было признано непригодным для проживания на момент его выпуска из детского государственного учреждения и в последующем сгорело, суд приходит к выводу, что у истца не имеется закрепленного за ним жилого помещения.
Абзац четвертый статьи 1 Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный Законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что жилищные права истца нарушены, восстановление данного права возможно путем признания его лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющими закрепленного за ней жилого помещения. Получение такого статуса позволит истцу, в соответствии с положениями вышеуказанного Закона и закона РК №921-ЗРК, реально обеспечить право на получение жилого помещения за счет субвенций, поступающих в бюджет муниципального района из республиканского бюджета. Тем самым, исковые требования Манчаускас В.К. суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.333.35 НК РФ ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать Манчаускас В.К., <Дата обезличена> года рождения, гражданином из чиста детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и обязать Администрацию Х. муниципального района включить Манчаускас В.К., <Дата обезличена> года рождения в список граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение изготовлено 01.10.2012