№ 5-569/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Иваново 03 августа 2020 года
Судья Ленинского районного суда города Иваново Раскина Ю.С.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – ФИО3,
его защитника ФИО12,
потерпевшего Потерпевший №1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново (г. Иваново, ул. Станко, д. 7б) дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении
ФИО3, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина Российской Федерации, состоящего в браке, работающего в Управлении федеральной службы судебных приставов по Ивановской области <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении № 009210, составленному 30 июня 2020 года ведущим специалистом – экспертом отдела юридического обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области Переведенцевым А.В., 15 мая 2020 года в 10 часов 03 минуты служащий Управления ФССП по Ивановской области ФИО16, будучи в помещении судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Иваново, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. 1-я Полевая, д. 70, и осуществляя контроль допуска граждан в этот судебный участок, находился без средств защиты органов дыхания (средство индивидуальной защиты органов дыхания – маска – спущено на подбородок), тем самым допустил нарушения требований ст.ст.41,42 Конституции РФ, ст.ст.2,8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ, п.8 Указа Губернатора Ивановской области от 17 марта 2020 года № 23-уг «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности», п.4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года №15, п.7 Методических рекомендаций МР 3.1/3.5.0172/1-20, утвержденных письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 апреля 2020 года №02/6673-2020-32, Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты (ТР ТС 019/2011), п.3.1 «ГОСТ Р 58396-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Маски медицинские. Требования и методы испытаний».
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил. С учетом данных обстоятельств, а также мнения участников производства по делу об административном правонарушении судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО14 и его защитник ФИО15 показали, что 15 мая 2020 года ФИО17, являясь судебным приставом, выполнял свои служебные обязанности, связанные с обеспечением правопорядка в судебном участке №8 Ленинского судебного района г. Иваново, расположенном по адресу: г. Иваново, ул.1-я Полевая, д.70. В связи с распространением новой коронавирусной инфекции личный прием граждан приостановлен. Гражданин Потерпевший №1, находясь в помещении вышеуказанного судебного участка, требовал пропустить его к мировому судье судебного участка №8 Ленинского судебного района г. Иваново. ФИО18. объяснил Потерпевший №1, что это невозможно, при этом маска была у того на лице. Расстояние между ФИО3 и Потерпевший №1 было около 2 м. Кроме того, ФИО19 находился за стеклянной перегородкой. Поскольку Потерпевший №1 плохо слышал, ФИО20 приспустил маску на подбородок, громко и четко сказал ему. Им неизвестно когда и при каких обстоятельствах Потерпевший №1 произвел фотосъемку. Оснований для признания имеющейся в материалах дела фотографии допустимым доказательством нет; данная фотография не подтверждает факт общения Потерпевший №1 и ФИО3 Указали, что доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, нет. Просили учесть, что ФИО6 ФИО21 состоит в браке, его супруга находится в состоянии беременности.
В судебном заседании потерпевший Потерпевший №1 показал, что 15 мая 2020 года он находился в помещении судебного участка №8 Ленинского судебного района г. Иваново, где также был судебный пристав ФИО22 органы дыхания которого не были защищены, поскольку у него была приспущена маска. Считает, что вина ФИО3 в совершении правонарушения полностью доказана протоколом об административном правонарушении, имеющейся в материалах дела фотографией. Обратил внимание на то, что на данной фотографии изображен ФИО23, который смотрит в камеру, никаких стеклянных ограждений не имеется, на этой фотографии видно, что на органах дыхания ФИО3 отсутствуют средства индивидуальной защиты. Наличие дистанции не исключает обязанности использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания, чего ФИО8 не было сделано. Подтвердил, что он неоднократно обращался в ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново с заявлением о нахождении сотрудника службы судебных приставов ФИО3 в помещении судебного участка №8 Ленинского судебного района г. Иваново без средств защиты органов дыхания. Выразил согласие на переквалификацию действий ФИО3 с ч.3 ст.6.3 КоАП РФ на ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ при наличии к тому правовых оснований.
Исследовав представленные материалы дела, заслушав участников производства по делу об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (COVID-19) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений п.2 ст.50, п.6 ч.1 ст.51 вышеуказанного Федерального закона, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, п.п.1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года № 65).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Часть 2 ст.6.3 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических норм в период угрозы распространения опасного заболевания, карантина либо невыполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий, в том числе, по предписанию надзорного органа) является специальной нормой по отношению к норме ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Согласно пп. «а.2» п. «а» ст.10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании ст. 19 вышеуказанного Федерального закона граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно Указу Губернатора Ивановской области от 17 марта 2020 года № 23-уг на территории Ивановской области с 18 марта 2020 года действует режим повышенной готовности в связи с распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019). Данный режим введен в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
На основании п. 8 данного Указа (в редакции Указа Губернатора Ивановской области от 8 мая 2020 года № 61-уг) граждане обязаны при посещении мест приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, при совершении поездок в общественном транспорте, включая легковое такси, а также при контакте с другими гражданами (за исключением совместно проживающих членов семьи) использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (повязки, маски, респираторы или иные изделия, их заменяющие) и рук (перчатки).
Ответственность за нарушение данных требований предусмотрена ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ. Поэтому данная в протоколе об административном правонарушении составившим его должностным лицом квалификация действий, связанных с невыполнением правил поведении при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ является неправильной.
В силу п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Из представленных в суд материалов дела следует, что ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново была проведена проверка по заявлению Потерпевший №1 о привлечении ФИО3 к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
18 июня 2020 года участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново Ершовым С.В. по результатам проведенной проверки по заявлению Потерпевший №1 вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении ФИО3 (л.д.№). Сведения об отмене данного определения в поступивших в суд материалах дела отсутствуют, участниками производства по делу об административном правонарушении в судебном заседании не представлены.
При наличии определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, вынесенного по аналогичным обстоятельствам, ФИО6 Д.С. не может быть привлечен к административной ответственности по настоящему делу по этой же норме закона.
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу об административном правонарушении в отношении ФИО3 подлежит прекращению на основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела.
На основании изложенного и руководствуясь ч.1 ст.20.6.1, ст.ст.24.5, 29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении ФИО3 прекратить на основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Ю.С. Раскина