...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2016 года г. Закаменск
Закаменский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Вольной Е.Ю., при секретаре Бадмаевой В.А., с участием представителя истца Жаргаловой М.Ч., действующей на основании доверенности от ... г., представителя ответчика Халапхановой Е.Ю., действующей на основании доверенности ... от ..., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Намсараевой У.Г. к муниципальному образованию «Закаменский район» об обязании заключить соглашение о выплате выкупной цены,
УСТАНОВИЛ:
Истец Намсараева У.Г. обратилась в суд с иском, просит обязать ответчика МО «Закаменский район» заключить с ней соглашение о выплате выкупной цены за изъятое жилое помещение в аварийном доме, расположенном по адресу: ..., из расчета ... руб. за квадратный метр (... кв.м.) на сумму ... руб.
Требования мотивированы тем, что Намсараева У.Г. являлась собственником квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу. ... жильцы ... были расселены. Истец обратилась к ответчику с заявлением о заключении соглашения о выплате выкупной цены за изъятое жилое помещение в аварийном доме, однако ей было отказано ввиду того, что ей будет предоставлено жилое помещение в новом доме по .... Считает, что таким образом ответчик навязал ей переселение в строящийся дом, при этом, не разрешив ее требование о выкупе.
Истец Намсараева У.Г. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись на то, что денежные средства в соответствии с адресной программой были направлены на строительство нового многоквартирного жилого дома, Намсараевой У.Г. предоставляется в собственность новое благоустроенное жилое помещение.
Представители третьих лиц АМО ГП «г. Закаменск» Злыгостева Т.А., Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Меркушева Н.Ю., действующие на основании доверенностей, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены, в представленных суду ходатайстве и отзыве, соответственно, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, заслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
На основании части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Частью 8 статьи 32 указанного Кодекса предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 статьи 32 данного Кодекса.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его статьи 32, указывает также Федеральный закон от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Частью 4ст. 15ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок которой урегулирован данной нормой.
Как установлено судом, Намсараева У.Г. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., что подтверждается материалами дела.
На основании заключения межведомственной комиссии от ... многоквартирный ... признан аварийным и подлежащим сносу.
Истец предложила ответчику заключить с ней соглашение о выкупной цене, однако, соглашения между истцом и администрацией МО «Закаменский район» не достигнуто.
Согласно раздела 1 муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в муниципальном образовании «Закаменский район» на ... года», утвержденной Постановлением главы МО «Закаменский район» ... от ..., переселение граждан из аварийного жилищного фонда может осуществляться несколькими способами, в том числе путем выплаты лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от ... ... утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия в ... годах». Согласно приложению №1 к указанной Программе ..., включен в Перечень аварийных многоквартирных домов.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от ... ... «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от ... ... «Об утверждении республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия в ... годах» способ переселения граждан путем выкупа жилья у собственников был исключен. В результате реализации указанной Программы граждане, проживающие в аварийных многоквартирных домах муниципальных образований, указанных в Приложении №1 к Программе (в ред. постановления Правительства РБ от ... ...), должны быть переселены во вновь построенные благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения в многоквартирных домах малоэтажной застройки.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.04.2014 года признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу постановление Правительства Республики Бурятия от ... ..., в той мере, в какой не допускается заключение с собственником жилья соглашения о выкупе изымаемого жилого помещения.
На основании указанного определения Правительством Республики Бурятия принято постановление от ... ..., согласно которому в Республиканскую программу внесены следующие дополнения: «Программа предусматривает выплату за счет средств местных бюджетов лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации».
Из вышеприведенных положений следует, что, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу п. 3 ст. 2 и ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда могла предусматривать выплату за счет средств, указанных в ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со ст. 32 ЖК РФ при условии наличия у таких лиц в собственности других жилых помещений, пригодных для проживания.
Следовательно, в случае, если жилые помещения в подлежащем сносу доме принадлежат гражданам на праве собственности, при изъятии у собственника жилого помещения и решении вопроса о предоставлении ему иного жилья, следует руководствоваться положениями ст. 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника, либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом выкупной цены в счет уплаты части его стоимости.
Включение аварийного дома в адресную программу является самостоятельным основанием либо для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда, либо его выкупа.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что с вопросом о заключении соглашения о выкупной цене может выступить любая сторона, поскольку закон не исключает обязанности соблюдения ответчиком при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учётом положений жилищного законодательства, в частностист. 32ЖК РФ.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14).
Однако, администрацией муниципального образования «Закаменский район» не соблюдена процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника. Так, Намсараевой У.Г. не было предложено выплатить выкупную цену изымаемой квартиры, а от переселения в новую квартиру ответчик отказалась.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Обстоятельство, на которое указывает ответчик, о том, что денежные средства были реализованы в порядке, установленном вышеуказанной программой (на строительство нового жилья), не лишает истца права на выплату выкупной цены, поскольку, как указано выше, спорный многоквартирный дом признан в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, включен в адресную программу, а Намсараева У.Г. выразила свое волеизъявление и право на участие в названной программе путем подачи заявления, избрав соответственно способ путем выкупа за изымаемое помещение.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, вышеприведенные нормы права, а также разъяснения, данные в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014 г., суд приходит к выводу о том, что права Намсараевой У.Г., как собственника квартиры, расположенной в аварийном доме, предоставлением другого благоустроенного помещения на праве собственности нарушаются. В разделе 2 упомянутого Обзора отмечено, что жилищные права собственника, если дом признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению, обеспечиваются в порядке ст. 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа, а, если включен в программу, то собственник жилого помещения вправе требовать либо выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного помещения.
Соответственно, правоотношения между собственником, выразившим свое волеизъявление, направленное на получение выкупной цены за изымаемое помещение, должны и могут быть оформлены соглашением о выкупной цене.
Учитывая, что ответчиком такое соглашение с истцом в добровольном порядке не заключено, удовлетворение требований истца об обязании заключить его является обоснованным и не противоречит требованиям закона.
Суд считает возможным определить выкупную цену, исходя из расчета ... руб. за кв.м., в соответствии с таблицей №2 Программы переселения (... руб.).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Намсараевой У.Г. к муниципальному образованию «Закаменский район» об обязании заключить соглашение о выплате выкупной цены удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Закаменский район» заключить с Намсараевой У.Г. соглашение о выплате выкупной цены за изъятое жилое помещение в аварийном доме, расположенное по адресу: ..., общей площадью ... кв.м, из расчета ... руб. за квадратный метр, всего на сумму ... руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья: Е.Ю.Вольная
Решение в окончательной форме принято 01 февраля 2016 г.
Решение не вступило в законную силу