Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2020 года г. Белгород
Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:
Председательствующего судьи Украинской О.И.
При секретаре Ереминой Ю.С.
С участием истца Павловой Е.В., представителя истца Тулуповой Е.А., представителя ФКУ «ГБ МСЭ по Белгородской области» Минтруда России» Власовой С.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Павловой Елены Владимировны к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» Минтруда России, бюро медико-социальной экспертизы № 14, ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России о признании незаконными решений, обязании установить инвалидность, взыскании судебных расходов,
установил:
В связи с установлением истцу диагнозов: сегментарная дистония: цервикальная дистония, туловищная дистония в виде клонического выраженного левостороннего латеротортиколлиса, левостороннего тортикапута с выраженной левосторонней цервикобрахиалгией с дистоническим тремором головы, дистонией покоя в мышцах правой части спины; арахноидальная ликворная киста левой теменной области, хронические головные боли напряжения, распространенный остеохондроз позвоночника, остеохондропатический кифосколиоз грудного отдела позвоночника первой степени без нарушения функции; хроническая спондилогенная правосторонняя люмбоишалгия без нарушения функции; близорукость степенью 0,5Д правого глаза, близорукий астигматизм степенью 0,75Д левого глаза с коррекцией 1,0/1,0, аденомиоз, диффузная фиброзно-кистозная мастопатия; хронический гастродуоденит в стадии ремиссии; эутиреоидный мелкоузловой зоб нулевой степени, истец уволена со службы в соответствии с подп. «в» п. l ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Решениями бюро медико-социальной экспертизы № 14 от 27 сентября 2019 года, в порядке обжалования ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» Минтруда России от 18 октября 2019 года, ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России от 07 ноября 2019 года истцу в установлении инвалидности отказано.
Павлова Е.В. обратилась в суд с иском, просит признать незаконными решения бюро №14 ФКУ ГБ МСЭ по Белгородской области Минтруда России от 27 сентября 2019 года, решение ФКУ ГБ МСЭ по Белгородской области Минтруда России от 18 октября 2019 года, решение ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России от 07 ноября 2019 года, которыми ей инвалидность не установлена, обязать установить ей инвалидность 3 группы, взыскать в счет оплаты юридических услуг 66 800 рублей.
В судебном заседании истец и ее представитель по доверенности Тулупова Е.А. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Белгородской области» Минтруда России» по доверенности Власова С.В. иск не признала.
Представитель ответчика ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено ст. ст. 7, 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством РФ. Порядок организации и деятельности учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются: 1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; 2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; 3) изучение уровня и причин инвалидности; 4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов; 5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности; 6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего. 7) выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", 8) обеспечение условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил, признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
В соответствии с п. п. 5, 6, 7 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом, основанием для признания лица инвалидом является совокупность условий.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Из материалов дела следует, что Павлова Е.В. уволена со службы в Пограничном управлении ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям по подп. «в», п. l ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В результате освидетельствования истца по направлению ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ» бюро №14 ФКУ «ГБ МСЭ по Белгородской области» Минтруда России с учетом консультативного мнения экспертного состава №1 27 сентября 2019 года не признало истца инвалидом.
Решением экспертного состава №3 ФКУ «ГБ МСЭ по Белгородской области» Минтруда России от 18 октября 2019 года и решением экспертного состава №6 ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России от 07 ноября 2019 года решение от 27 сентября 2019 года оставлено без изменения.
Приказом Минтруда России от 27 августа 2019 года № 585н утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Согласно п. 13 Классификаций и критериев, критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Заявитель, оспаривая решения медико-социальной экспертизы, ссылается на то, что ее заболевание соответствует 3 группе инвалидности, ее заболевания определены при консультации невролога ФГАУ «НМИЦН им академика Н.Н. Бурденко» от 22 марта 2019 года, ей назначены препараты ботулотоксина, которые входят в перечень жизненно необходимых.
В связи с отсутствием у суда специальных познаний в области медицины и медико - социальной экспертизы, судом по ходатайству истца в целях проверки обоснованности оспариваемых решений назначена судебная медико-социальная экспертиза. Поскольку освидетельствование граждан с целью установления инвалидности согласно ст. 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ осуществляется только федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, проведение экспертизы поручено ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России.
Согласно выводам экспертов ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России у Павловой Е.В. на момент освидетельствования в бюро №16 ФКУ «ГБ МСЭ по Белгородской области» Минтруда России 27 сентября 2019 года, в экспертном составе №3 ФКУ «ГБ МСЭ по Белгородской области» Минтруда России 18 октября 2019 года, в ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России 07 ноября 2019 года имелись стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, которые не привели к ограничению ни одной из основных категорий жизнедеятельности. Оснований для установления на момент освидетельствований третьей группы инвалидности не имелось.
Экспертиза проведена заочно согласно Временному порядку признания лица инвалидом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 года № 467 и распространяющемуся на правоотношения, возникшие с 1 марта 2020 года до 1 октября 2020 года, экспертное заключение составлено на основании данных об обследовании истца и медицинской документации, в соответствии со ст. 86 ГПК РФ содержит мотивировку сделанного вывода и подробное описание проведенного исследования, составлено экспертами, имеющими соответствующее образование, стаж и опыт экспертной работы, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Оснований не доверять выводам указанного заключения у суда не имеется, проведение экспертизы поручено судом ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России по ходатайству истца, указание истца, что при проведении экспертизы должен был обязательно участвовать врач, специализирующийся на лечении ее заболевания, а из экспертного заключения невозможно увидеть квалификацию врачей МСЭ, противоречат положениям Правил признания лица инвалидом, ни истец, ни врачи ФГАУ «НМИЦН им академика Н.Н. Бурденко» и ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ», направившие истца на прохождение МСЭ, специалистами МСЭ не являются.
Выводы экспертов об отсутствии оснований для установления истцу 3 группы инвалидности полностью подтверждают выводы оспариваемых решений, максимально выраженное в процентах стойкое нарушение функций организма истца составило 20%, что расценивается как незначительные нарушения и не дает оснований для установления инвалидности.
Таким образом, достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что истцу возможно установление 3 группы инвалидности, не представлено, а судом не установлено, в связи с чем исковые требования отклоняются.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, так как иск Павловой Е.В. отклонен, оснований для взыскания расходов на оплату юридических услуг и расходов по оформлению доверенности не имеется.
Расходы истца, понесенные в связи с исполнением договоров об оказании юридических услуг с ООО «Аурус» по правовому анализу ситуации, подбору правовой базы, подготовке жалоб и претензий не подлежат взысканию также на основании ст. 15 ГК РФ, так как из несение являлось субъективным решение истца, они не относятся к необходимым убыткам, которые должны быть понесены для восстановления нарушенного права.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 14, ░░░░ «░░ ░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ – <░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>