Дело № 2-326/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Октябрьский 01 августа 2017 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Лямзиной Т.М.,
при секретаре Плясуновой О.С.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,
представителя ответчиков муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа», администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>, МБОУ <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности выделить денежные средства и установить тревожную сигнализацию,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился с иском к администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>, МБОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности выделить денежные средства и установить тревожную сигнализацию, указав, что в ходе проверки установлено, что здание МБОУ <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» не оборудовано кнопкой тревожной сигнализации. Школа является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе детей. Однако в целях создания безопасных условий для обучения и воспитания детей, их родителей, а также работников учреждения не принят весь комплекс мер по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности здания школы. Просит возложить на администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес> обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства из бюджета <данные изъяты> муниципального района <адрес> в размере, необходимом для установления кнопки тревожной сигнализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа», возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить кнопку тревожной сигнализации в образовательном упреждении по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 на исковых требованиях настаивал, по существу изложил доводы, содержащиеся в исковом заявлении.
Представитель ответчиков МБОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа», администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> ФИО4, с исковыми требованиями не согласилась, в суд предоставила отзыв в котором указала, что доводы прокурора <адрес> являются не обоснованными и не подлежащим удовлетворению, поскольку действующим федеральным законодательством на администрацию муниципального района и на образовательные учреждения не возлагается прямая обязанность по установке определенных систем обеспечения безопасности, в том числе канала передачи тревожных сообщений (так называемая «кнопка экстренного вызова»), установка таких систем является одной из форм обеспечения антитеррористической защищенности детей, но конкретную форму либо комплекс мер определяет само учреждение. Кроме того, в силу ст. 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ требования п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012, которым установлено что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» в данном случае не применимы, поскольку распространяются лишь на вновь строящиеся здания и случаи реконструкции и капитального ремонта ранее построенных зданиях. Просила отказать прокурору <адрес> в удовлетворении данных требований.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусмотрено, что одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Как установлено частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение ряда требований, в том числе в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно пункту 5.39 СНиП 31-06-2009, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012-. Свод правил. Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи, предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 вышеназванного Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 вышеуказанного Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что в ходе обследования ОМВД России по <адрес> МБОУ «<данные изъяты> СОШ» выявлены недостатки в обеспечении безопасности и сохранности имущества: отсутствует кнопка тревожной сигнализации (л.д. 8).
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень мест массового пребывания людей на территории <данные изъяты> муниципального района, в перечне значится МБОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа (л.д. 16-22)
Поскольку осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие кнопки тревожной сигнализации не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд полагает необходимым возложить обязанность на администрацию <данные изъяты> муниципального района как орган местного самоуправления, являющийся учредителем и собственником имущества, обеспечивающий финансирование учреждения, в установленный судом срок выделить денежные средства на оснащение образовательного учреждения тревожной сигнализацией, а на МБОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» - обязанность после перечисления денежных средств оснастить учреждение МБОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» кнопкой тревожной сигнализации.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Несостоятельным является довод представителя администрации <данные изъяты> муниципального района в части невозможности применения к рассматриваемым судом правоотношениям установленных ФЗ N 384-ФЗ требований по оснащению тревожной сигнализации, определяющим такую необходимость только к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Положения п. 1 ч. 1 ст. 42 Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" действительно предусматривают, что требования к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения. Аналогичную норму содержит СП 118.13330.2012.
Однако установление данным законом и Сводом правил ограничения в данном случае применены быть не могут, поскольку выполнение работ по установке системы тревожной сигнализации ни в какой степени не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом здания Учреждения, либо датой его постройки.
При этом, в силу требований закона, ответчики должны принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от них по характеру и условиям осуществляемой деятельности, а постановка обеспечения тревожной сигнализации в зависимость от времени возведения, переустройства либо перепланировки самого здания образовательного учреждения недопустимо.
Доводы ответчика об отсутствии необходимости установки кнопки экстренного вызова, так как администрацией <данные изъяты> муниципального района принято достаточно мер по обеспечению надлежащей антитеррористической защищенности объекта, суд отклоняет, поскольку установление тревожной кнопки сигнализации необходимо для быстрого оповещения спецслужб при наличии опасности, принятых мер, в частности ограждений периметра территории школы, видеонаблюдения недостаточно для антитеррористической защиты граждан находящихся в школе, которая является местом массового пребывания людей.
Такая мера по обеспечению надлежащей антитеррористической защищенности объекта как установление тревожной кнопки вызова экстренных служб в должной степени будет обеспечивать быстрое оповещение спецслужб при наличии опасности.
Отсутствие в здании МБОУ «<данные изъяты> СОШ» кнопки экстренного вызова нашло свое подтверждение в судебном заседании, не оспаривается представителями ответчиков.
При указанных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая, что для устранения нарушения потребуется изыскать дополнительные средства, организовать и провести необходимые согласования и иные мероприятия, связанные с исполнением решения суда, с учетом положений ст. 206 ГПК РФ, суд находит разумным и необходимым установить срок для устранения данных нарушений в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу для администрации Октябрьского муниципального района и в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> СОШ».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Возложить на администрацию <данные изъяты> муниципального района обязанность выделить денежные средства из бюджета <данные изъяты> муниципального района <адрес> в размере, необходимом для установления кнопки тревожной сигнализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» обязанность установить кнопку тревожной сигнализации в общеобразовательном учреждении по адресу: <адрес> течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 4 августа 2017 года.
Председательствующий Т.М. Лямзина