Дело N 2а-1383/2021
УИД N 13RS0023-01-2021-002735-33
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
6 августа 2021 года город Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре судебного заседания Мариной А.С.,
при участии в деле:
административного истца Фирстова И.П., его представителя адвоката Решетниковой Ю.К. – ордер N 362 от 07.07.2021,
административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, его представителя Русяевой М.А. – доверенность от 29.12.2020,
заинтересованных лиц – собственников смежных земельных участков: Афанасьева Н.В., Никишина Д.В., Барановой М.Г., а также Бычкова В.А.,
государственного регистратора Мисяковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фирстова И. П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о признании незаконным решения в форме уведомления от 14 апреля 2021 года об отказе в государственном кадастровом учёте, возложении обязанности
установил:
Фирстов И.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление Росреестра по Республике Мордовия, Управление) о признании незаконным решения в форме уведомления N КУВД-001/2020-31411139/7 от 14 апреля 2021 года (далее уведомление от 14 апреля 2021 года) об отказе в государственном кадастровом учёте изменений сведений о месторасположении границ земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, просил возложить обязанность на административного ответчика осуществить действия по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о границах указанного земельного участка.
В обоснование административного иска указано, что на обращение Фирстова И.П. с заявлением о внесении изменений в сведения о границах земельного участка по координатам, указанным в резолютивной части решения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 июня 2020 года, Управление Росреестра по Республике Мордовия 14 января 2021 года направило в его адрес уведомление о приостановлении действий по государственному кадастровому учёту, а 14 апреля 2021 года - уведомление об отказе в государственном кадастровом учёте земельного участка в связи с тем, что границы спорного земельного участка пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами № и
№
С уведомлением от 14 апреля 2021 года не согласен, считает мотивы отказа в государственном кадастровом учёте земельного участка необоснованными, поскольку упомянутым решением суда исправлена реестровая ошибка в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером № путём установления месторасположения границ земельного участка в координатах, указанных в оспариваемом уведомлении.
Кроме того, ввиду отсутствия спора по исправлению реестровой ошибки в координатах месторасположения смежных границ, собственники земельных участков с кадастровыми номерами: № (Афанасьев Н.В.), № (Никишин Д.В., Баранова М.Г.) были привлечены к участию в гражданском деле не в качестве ответчиков, а как третьи лица без самостоятельных требований. При этом смежные землепользователи, как, впрочем, и Управление Росреестра по Республике Мордовия, также третье лицо по гражданскому делу, с исковыми требованиями Фирстова И.П. согласились, о невозможности исполнения судебного акта не заявили.
Фирстов И.П. и его представитель Решетникова Ю.К. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске. В своих пояснениях исходили из того, что отказ в кадастровом учёте изменений объекта недвижимости, основанный на наличии пересечении границ земельного участка, принадлежащего административному истцу, с земельными участками №, не учитывает вступившего в законную силу решения суда, фактически определившего границу между данными земельными участками, которому соответствует представленный межевой план.
Представитель Управления Росреестра по Республике Мордовия Русяева М.А., представившая письменный отзыв на исковое заявление, а также дополнение к нему, исковые требования Фирстова И.П. считала не подлежащими удовлетворению. Полагала, что установление факта реестровой ошибки в отношении сведений о земельном участке административного истца и смежного с кадастровым номером № не предполагает внесение изменений в данные ЕГРН земельных участков N № и №, устранение пересечения с которыми невозможно без затрагивания интересов смежных землепользователей. Названное административным истцом судебное постановление основанием для кадастрового учёта спорного земельного участка с частичным наложением на земельные участки с кадастровыми номерами № без согласования границ с правообладателями смежных земельных участков, не является.
Все лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного иска, извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 2 статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц, участвующих в деле.
Согласно части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 624 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности в равных долях Бычкову В.А. и Фирстову И.П.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 740 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2 и ФИО3
Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия по делу N 2-1/2020 от 11 июня 2020 года, с учётом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 17 сентября 2020 года (дело N 33-1361/2020), удовлетворён иск Фирстова И.П. к ФИО2, ФИО3 об установлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о земельных участках с кадастровым номером № и кадастровым номером № исправлении реестровой ошибки путем установления месторасположения границ земельного участка, исключении из сведений ЕГРН описания координат о месторасположении границ земельного участка с кадастровым номером № в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером №, а именно поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером №.
Данным решением исправлена реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, с установлением месторасположения границ земельного участка в следующих координатах:
Номер точки |
Х |
Y |
н21 |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
28 декабря 2020 года Фирстов И.П. через многофункциональный центр обратился в Управление Росреестра по Республике Мордовия с заявлением о государственном кадастром учёте изменений характеристик объекта недвижимости в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, предоставив вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 17 сентября 2020 года, которыми постановлено, в том числе, установить месторасположение границ земельного участка по координатам, указанным в резолютивной части решения суда.
14 января 2021 года Управлением принято решение о приостановлении до 14 апреля 2021 года государственного кадастрового учёта в отношении данного объекта на основании пункта 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) - пересечение границ земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, и границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
В уведомлении указано, что согласно сведениям ЕГРН выявлено пересечение границ земельного участка, о котором предоставлено заявление, с границами земельного участка с кадастровым номером №, площадь пересечения 1,69 кв.м в точках координат <данные изъяты>, а также земельного участка с кадастровым номером №, площадь пересечения 6,04 кв.м в точках координат №
Административному истцу рекомендовано уточнить сведения о местоположении границ уточняемого земельного участка и устранить пересечение, либо в случае обнаружения реестровой ошибки в сведениях о земельных участках с кадастровыми номерами № довести до сведения собственников, землепользователей данных земельных участков о необходимости обращения в орган регистрации права для исправления реестровой ошибки в ЕГРН.
После этого административным истцом на государственную регистрацию был представлен межевой план земельного участка от 19 марта 2021 года, выполненный кадастровым инженером ФИО1, согласно которому граница земельного участка с кадастровым номером № была установлена на основании решения суда.
14 апреля 2021 года регистратором Управления Мисяковой Н.С. по основаниям статьи 27 Закона N 218-ФЗ было направлено уведомление N КУВД-001/2020-31411139/7 об отказе в испрашиваемом государственном кадастровом учёте. Основания указанного уведомления аналогичны основаниям уведомления от 14 января 2021 года.
Согласно заключению эксперта АНО «ПЛСЭ» N 320/16 от 27 января 2020 года (страница 13 заключения) в сведениях ЕГРН в части сведений о месторасположении границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенного по адресу: <адрес> (землепользователь Афанасьев Н.В.), №, расположенного по адресу: <адрес> (землепользователи Никишин Д.В., Баранова М.Г.), имеется реестровая ошибка.
Вместе с тем используемый судом при вынесении решения от 11 июня 2020 года вариант устранения реестровой ошибки, учитывал не только данные, имеющиеся в материалах дела на земельные участки с кадастровыми номерами № но и смежных с ними участков.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Месторасположение границ земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Бычкову В.А. и Фирстову И.П., были установлены вступившим в силу решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 июня 2020 года.
Действительно, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в течение 5 рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав (пункт 5 части 2 статьи 14, пункт 7 части 1 статьи 16, часть 1 статьи 58 Закона N 218-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Управление Росреестра по Республике Мордовия принимало участие в гражданском деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
При этом в силу статьи 3 Закона N 218-ФЗ Управление Росреестра по Республике Мордовия является органом, осуществляющим государственный кадастровый учёт объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Мордовия.
Порядок кадастрового учета земельных участков, основания для приостановления кадастрового учета и отказа в таком учете установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Данным законом определен и перечень необходимых для кадастрового учета документов, к числу которых относится межевой план, в составе которого должен быть акт согласования границ земельного участка, а при наличии спора о границах также судебное решение, которым такой спор разрешен (пункт 5 части 2 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 26, часть 6 статьи 43).
В силу пункта 20 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ пересечение границ земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, и границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости), является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Необходимость согласования границ образуемого земельного участка с правообладателями соседних участков предусмотрена и нормами Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно которым местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (статьи 39, 40).
Приведенные положения направлены на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.
В силу части 5 статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ, статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 6 статьи 43 Федерального закона N 218-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, разрешаются только в судебном порядке с участием качестве ответчиков правообладателей соседних (смежных) земельных участков, которые не согласовали спорные границы образуемого или уточняемого земельного участка.
Из указанных норм права следует, что отсутствие в межевом плане сведений о согласовании местоположения границ земельного участка при их уточнении или исправлении реестровой ошибки, обусловленное нарушением установленного законом порядка межевания или возражениями заинтересованного лица (правообладателя смежного земельного участка или земель), свидетельствует о наличии спора о границе уточняемого земельного участка. Данный спор может быть разрешен судом по иску правообладателя образуемого или уточняемого земельного участка к правообладателям соседних (смежных) земельных участков, которые не согласовали спорные границы, путем признания спорных границ установленными.
Исковое требование об установлении (определении) местоположения границ образуемого или уточняемого земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений других лиц, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ или исправления реестровой ошибки. Ответчиком по такому иску является лицо, не согласившееся с местоположением границ образуемого уточняемого земельного участка и/или не подписавшее акт согласования границ этого участка. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по линии, обозначенной координатами характерных точек. На основании межевого плана и приложенного к нему судебного акта, содержащего сведения о спорной границе, сведения о ней вносятся в реестр объектов недвижимости без согласования с ответчиком в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", выявленная реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении спорной части границы, указанной в судебном постановлении, исправляется, сведения ЕГРН о местоположении спорных частей границ земельных участков, указанных в судебном постановлении, изменяются.
Однако, решение суда об установлении местоположения границ земельного участка не является обязательным для правообладателей земельных участков, не согласовавших спорную границу, которые не участвовали в споре в качестве ответчиков.
Представленный Фирстовым И.П. в Управление межевой план от 19 марта 2021 года согласования местоположения границы земельного участка N № с правообладателями смежных земельных участков N № с собственником Афанасьевым Н.В. и №, находящегося в долевой собственности Никишина Д.В. и Барановой М.Г., не содержит.
Указанные лица к участию в гражданском деле в качестве ответчиков не привлекались. Процессуальный статус третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, не свидетельствует об отсутствии необходимости согласования с ними смежных границ при упомянутом в уведомлении от 14 апреля 2021 года пересечении.
В силу указанных выше норм права и статьи 65 Закона N 218-ФЗ лицом, уполномоченным принимать решение о кадастровом учете объекта недвижимости, является должностное лицо уполномоченного органа государственной власти, в данном случае государственный регистратор Управления Росреестра по Республике Мордовия Такое решение государственный регистратор принимает на основании закона и документов, представленных вместе с заявлением заинтересованного лица о кадастровом учете.
Таким образом, государственный регистратор вправе и обязан самостоятельно разрешить вопрос о наличии или отсутствии оснований для кадастрового учета земельного участка, границы которого установлены судебным постановлением.
Применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС Российской Федерации административным ответчиком доказано, что оспариваемое уведомление принято в рамках предоставленной государственному регистратору законом компетенции, при наличии к тому оснований, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; напротив, административный истец не представил доказательства нарушения своих прав и законных интересов, утверждения об обратном в административном исковом заявлении и судебном заседании носят предположительный характер, а также основаны на неверном понимании закона, целей и задач государственной регистрации недвижимости; необходимая совокупность обстоятельств, поименованная в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации, для удовлетворения требований по результатам рассмотрения административного дела не установлена.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований административного иска Фирстова И. П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о признании незаконным решения в форме уведомления от 14 апреля 2021 года N КУВД-001/2020-31411139/7 об отказе в государственном кадастровом учёте, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2021 года.
Судья А.К. Чибрикин