Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3117/2023 ~ М-1752/2023 от 13.03.2023

дело № 2-3117/2023

УИД 63RS0045-01-2023-002127-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2023 года Промышленный районный суд г.Самары в составе:

председательствующего судьи Бобылевой Е.В.,

при секретаре Сущенко У.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3117/2023 по иску Заместителя прокурора г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Школа № 108 г.о.Самары об обязании к действию,

УСТАНОВИЛ:

    Заместитель прокурора Промышленного района г.Самара первоначально обратился в суд с иском о возложении обязанности к ответчикам Департаменту образования Администрации г.о. Самара, МБОУ «Школа №108» г.о. Самара, в обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Промышленного района г.Самара во исполнение указаний прокуратуры Самарской области № 69-орг/21 от 29.06.2011 «Об активизации надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями района антитеррористического законодательства, в т.ч. в отношении МБОУ «Школа №108» г.о. Самара.

        Проверкой установлено, что территория МБОУ «Школа № 108» г.о. Самара не оборудована системой охраной сигнализации, что способствует нарушению прав обучающихся на безопасные условия пребывания в образовательной организации, и существенно снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения, создает условия для совершения актов терроризма, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц, большинство из которых несовершеннолетние.

        Необходимо отметить, что образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, а также работников образовательной организации.

        Игнорирование требований законодательства, направленных, прежде всего, на обеспечение прав обучающихся является недопустимым.

        По факту выявленных нарушений закона прокуратурой района внесено представление об устранении выявленных нарушений требовании антитеррористического законодательства директору учреждения.

        Согласно ответу на указанное представление по вопросу выделения финансирования Учреждения, в том числе, для оборудования охраной сигнализации, директор общеобразовательной организации сообщил, что денежные средства до настоящего времени не выделены.

        Указанное свидетельствует об отсутствии бюджетного финансирования и непринятии мер к устранению выявленных нарушений требований антитеррористического законодательства.

        При этом несоблюдение требований законодательства о противодействии терроризму в указанном месте массового пребывания может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и создать угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних детей.

    На основании изложенного, заместитель прокурора Промышленного района г. Самары первоначально просил суд:

     обязать Департамент образования Администрации г.о. Самара в течение 3 ( трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить финансирование Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа №108» г.о.Самара на обеспечение мероприятий по оснащению объекта системой охранной сигнализации;

    обязать МБОУ «Школа №108» г.о. Самара в течение 3 месяцев со дня перечисления денежных средства на счет образовательного учреждения установить систему охраной сигнализации и обеспечить ее исправное состояние.

     Согласно уточненного иска, Заместитель прокурора Промышленного района г.Самара просил обязать МБОУ «Школа №108» г.о. Самара в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить систему охранной сигнализации и обеспечить ее исправное состояние. Просил исключить из числа ответчиков Департамент образования Администрации г.о. Самара.

      Помощник прокурора Промышленного района г. Самара – ФИО3 в судебном заседании исковые требования, с учетом уточнения, поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика МБОУ «Школа » г.о. Самара директор Кожухова Е.Н., в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что денежные средства на установку системы охраной сигнализации перечислены, ведутся подрядные работы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", пункту 7 части 1 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер его предупреждения.

В соответствии со ст. 1 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" следует, что настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее-объект (территория).

Согласно ст. 17 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 закреплено, что террористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

В соответствии со ст. 18 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 определено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: а) разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; в) своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акт….

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как следует их пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Промышленного района г.о. Самара во исполнение указания Прокуратуры Самарской области «Об активизации надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка соблюдения МБОУ «Школа №108» г.о.Самара требований антитеррористического законодательства.

    Из материалов дела следует, что МБОУ «Школа №108» г.о. Самара допущены нарушения антитеррористической защищенности, заключающиеся в том, что здание школы, расположенной по адресу: г. Самара, ул.Бубнова дом 7, не оборудовано системой охранной сигнализации. Данные обстоятельства ответчиками в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

    Прокуратурой Промышленного районного г.о. Самара в адрес руководства МБОУ «Школа №108» г.о. Самара выдано представление об устранении указанных нарушений требований антитеррористического законодательства.

    Судом установлено, что письмом МБОУ «Школа №108» от 23.01.2023г. №25 в адрес Прокуратуры Промышленного района направлен ответ на представление, где сообщает, в том числе, что учреждением направлялись письма в Департамент образования (исх № 16 от 18.01.2023), о выделении средств на оборудование системой охраной сигнализации; сообщает о применении дисциплинарного взыскания к сотруднику учреждения; сообщает о проведении работы в соответствии с п.25,26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

    Из ответа Министерства образования и науки Самарской области от 02.11.2022 № (на от 27.10.2022), Министерство рассмотрев обращение, сформировал реестр образовательных учреждений    в которых выявлены нарушения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и сроках на приведение их в соответствие с требованиями постановления Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий)    относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы и паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

    Согласно письменному отзыву на иск Департамента образования, следует, что финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), для муниципальных автономных и муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования, в том числе МБОУ Школы №108 г.о. Самара, осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице Департамента образования, главного распорядителя бюджетных средств по отрасли «Образование», в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаментом образования на соответствующие цеди на текущий финансовый год и плановый период 2024 - 2025 годов в соответствии с решением Думы городского округа Самара от 13.12.2022 № 257 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

    В целях рационального и целевого использования выделяемых бюджетных средств Департаментом образования в пределах лимитов бюджетных ассигнований, при условии наличия соответствующего предписания контрольно-надзорного органа и технической возможности проведения строительно-монтажных работ, формируется список образовательных учреждений - соисполнителей мероприятий муниципальной программы по обеспечению пожарной безопасности муниципальных учреждений.

    При этом общий объем потребности в финансировании образовательных учреждений городского округа Самара в целях обеспечения антитеррористической защищенности в муниципальных образовательных учреждениях в значительной степени превышает утвержденный объем финансирования.

    Департамент образования совместно с Администрацией городского округа Самара активно проводит работу, направленную на получение дополнительного финансирования, в целях устранения нарушений требований антитеррористического законодательства в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Самара.

     Согласно приложения № 1 к Приказу Департамента образования г.о. Самара от 13.02.2023 №221-од «Об утверждении объемов субсидий, предоставляемых муниципальным образовательным учреждением городского округа Самара на иные цели»,    на монтаж охранной сигнализации в здании МБОУ Школа № 108 «Взлет» г.о. Самара выделена субсидия в размере 25 000 рублей.

    Учитывая представленные в материалы дела доказательства, следует вывод, что до настоящего времени выявленные прокуратурой Промышленного района г.о. Самара нарушения требований антитеррористической защищенности здания МБОУ «Школа №108» г.о. Самара, выражающиеся в отсутствии охранной сигнализации, не устранены.

     Вместе с тем, в силу требований ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, оборудование надлежащей системы охранной сигнализации образовательного учреждения является обязательным, т.к. направленно на уменьшение риска, связанного с возникновением террористической угрозы на территории образовательного учреждения, соответственно на пресечение преступлений террористической направленности, является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения.

Установлено, что Департамент образования Администрации г.о. Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации г.о. Самара, осуществляющим управление в сфере образования города Самара, в компетенцию которого входит организация финансирования образовательного учреждения, предоставил финансирование муниципальному образовательному учреждению для выполнения работ по установлению охранной сигнализации учреждения.

    При этом, само образовательное учреждение МБОУ «Школа №108» г.о.Самара следует обязать обеспечить в здании безопасные условия обучения, соответствующие требованиям антитеррористической защищенности, выражающиеся в осуществлении работ по установлению системы охраной сигнализации.

        При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заместителя прокурора Промышленного района г. Самары к МБОУ «Школа №108» г.о. Самара о возложении обязанностей законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования заместителя прокурора Промышленного района г. Самары, удовлетворить.

    Обязать МБОУ «Школа №108» г.о. Самара (ОГРН ) в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в здании учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, установить систему охранной сигнализации и обеспечить ее исправное состояние.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 23.05.2023 года.

               Председательствующий:                                     Е.В. Бобылева

2-3117/2023 ~ М-1752/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель Прокурора Промышленного района
Ответчики
Департамент образования администрации г.о.Самара
МБОУ "Школа №108" г.о.Самара
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Бобылева Е. В.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
13.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2023Передача материалов судье
17.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2023Судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
23.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее