№
№ 2-2590/2019
Решение
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 31 октября 2019 года
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи М.Е.Манушиной,
при секретаре судебного заседания Ю.В.Богатыревой,
с участием представителя истца Тарасовой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумилкиной Т.А. к администрации города Оренбурга о признании права собственности на жилой дом,
установил:
Шумилкина Т.А. обратилась в суд в названным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Т. от органов власти получил земельный участок под строительство жилого дома. Основанием явился договор на право застройки с сентября 1926 года по сентябрь 1946 года. Дед ее супруга Д. купил жилой дом по договору от 1946 года. В 1958 году после смерти деда дом литер А1 унаследовали: его супруга А. – 2/5 доли, дочь В. – 1/5 доля, сын Н. – 1/ 5 доли. В 1972 году законный дом был снесен и возведен жилой дом литеры А1А2, который был записан за А., В., В., Н. без предъявления правоустанавливающих, распорядительных документов. В 1972 году родители ее супруга отделились и построили для себя отдельный дом на этом же земельном участке, без разрешения на строительство. Возведенный жилой дом литер А записан за Шумилкиным С.В., дом в эксплуатацию не вводился и разрешения на строительство не выдавалось.
Согласно ответу администрации г.Оренбурга, принято решение о возможности признания права собственности на самовольную постройку в судебном порядке.
В соответствии с полученными заключениями самовольно возведенный жилой дом соответствует санитарным, градостроительным, строительным, противопожарным нормам и правилам, не нарушает прав и интересов других лиц, не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
С 1986 года истец проживает и прописана в доме вместе со своей семьей: мужем Шумилкиным С.В. и дочерью С.. На протяжении 33 лет ее семья благоустраивала и перестраивала дом, несла бремя расходов по содержанию дома и по оплате коммунальных платежей.
Истец Шумилкина Т.А. просит суд признать за ней право собственности на вышеуказанный жилой дом.
В судебное заседание истец Шумилкина Т.А., представитель ответчика администрации г.Оренбурга, третье лица Шумилкин С.В., Бекетова Т.А. не явились, извещены надлежаще. В материалах дела имеется письменное заявление Шумилкина С.В. с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, а также об отсутствии возражений против оформления жилого дома на имя его супруги Шумилкиной Т.А.
Представитель истца Тарасова Г.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В силу ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу п.1 ст.234 Гражданского кодекса РФ лицо гражданин, не являющейся собственником недвижимого имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее им как своим собственным в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое имущество, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В соответствии с п.2 ст.234 Гражданского кодекса РФ до приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
Согласно ст.11 ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действие статьи 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.
Из разъяснений, изложенных в п.15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абз.1 п.16 приведенного выше постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса РФ, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абз.1 п.19 этого же постановления, возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею. Это относится к случаям, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Согласно п.1 ст.34 Семейного кодекса РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
В силу п.2 ст.34 Семейного кодекса РФ общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Как следует из инвентарной книги домовладения по адресу: <адрес>, земельный участок предоставлен Т. на основании договора на право застройки с ДД.ММ.ГГГГ, по реестру №-№ часть, лист №, срок на 20 лет – с сентября 1926 года по сентябрь 1946 года, право застройки, рента. По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ дом был приобретен Ч.. На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ дом куплен Д.. На основании свидетельства о наследстве от ДД.ММ.ГГГГ дом унаследовали его наследники: супруга А. – 2/5 доли, дочь В. – 1/5 доля, сын В., сын Н. – 1/ 5 доли.
Согласно справке ГУП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ранее на земельном участке был законный дом литер А, зарегистрированный за А. – 2/5 доли на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, за В. – 1/5 доля на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, за В. – 1/5 доля на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, за Н. – 1/5 доля на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ. Законный дом снесен. Сведениями о прекращении права собственности и об исключении из реестра жилищного фонда на снесенный дом литер А предприятие не располагает.
В настоящее время домовладение по адресу: <адрес> состоит из двух жилых домов. Жилой дои литер А одноэтажный, каркасно-засыпной, общей площадью № кв.м., жилой № кв.м. износ №% записан за Шумилкиным С.В. Документы, подтверждающие право собственности, распорядительные документы на ввод в эксплуатацию не предъявлены. Жилой дом литер А1А2 записан за А., В., В., Н. Документы, подтверждающие право собственности, распорядительные документы на ввод в эксплуатацию не предъявлены. Жилой дом литер А1А2 одноэтажный, смешанной конструкции, общей площадью № кв.м., жилой – № кв.м. Износ №%.
ДД.ММ.ГГГГ Шумилкиным С.В. начальнику пути подано заявление о переводе дома литер А после смерти его матери М. на него, поскольку они были зарегистрированы и проживали в доме вместе с матерью.
По данным технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ владельцами жилого дома литер А является Шумилкин С.В на основании записей инвентаризационного материала от ДД.ММ.ГГГГ), владельцем жилого дома литер А1 являются: А. – 2/5 доли, В. – 1/5 доля на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, за В. – 1/5 доля на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, за Н. – 1/5 доля на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Домовой книгой для регистрации граждан, проживающих в <адрес>, в доме зарегистрированы: Шумилкин С.В. - с ДД.ММ.ГГГГ, Шумилкина Т.А. - с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет жилым домом более 15 лет.
Согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ, имеющейся в межевом плане местоположения объекта недвижимости по адресу: <адрес>, и Генеральному плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок фактически разделен на две части: на одной части участка расположен жилой дом литеры А1А2, на другой – литер А. Части участка разделены ограждением, на каждую часть имеется отдельный вход.
Согласно Градостроительному заключению о функциональном назначении земельного участка по обращению от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок примерной площадью № кв.м. по адресу: <адрес>, имеет функциональное назначение – размещение индивидуальной жилой застройки, размещение индивидуальных жилых домов. Функциональное назначение строения – размещение жилых помещений. На земельном участке расположены два жилых дома. Жилой дом литер А, 1972 года постройки, записан за Шумилкиным С.В.
<данные изъяты> в письме от ДД.ММ.ГГГГ указал, что по результатам работы комиссии по вопросу самовольно возведенного жилого дома литер А по адресу: <адрес>, принято решение о возможности признания права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости. Вопросы по признанию права собственности на самовольные постройки подлежат разрешению в судебном порядке.
Согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы ФБУЗ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, результаты исследований дозиметрического и радиометрического контроля воздуха закрытых помещений, воды питьевой централизованного водоснабжения в жилом доме по адресу: <адрес> соответствуют требованиям ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» (с изменениями и дополнениями); СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности» (НРБ-99/2009); СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Из технического отчета ООО <данные изъяты> по результатам детально-инструментального обследования строительных конструкций здания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> установлено, что текущее состояние строительных конструкций здания жилого дома, общее техническое состояние здания предварительно оценивается как «исправное». Данная категория технического состояния характеризуется отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей работоспособности и эксплуатационной пригодности. На основании результатов проведенного визуального обследования здания установлено, что эксплуатационная надежность, пригодность строительных конструкций достаточна для условий нормальной эксплуатации, при которой отсутствует угроза жизни и здоровью граждан.
Согласно заключению об оценке пожарной безопасности объекта №.2019-ЗПБ ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: <адрес> отвечает условиям соответствия требованиям пожарной безопасности, по п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Таким образом, судом установлено, что жилой дом литер А по адресу: <адрес> возведен на земельном участке, находящемся в пользовании истца на законном основании, с соблюдением вида разрешенного использования земельного участка. Дом соответствует градостроительным, строительным, противопожарным нормам и правилам, угрозу жизни и здоровью граждан не создает, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает.
С учетом собранных по делу доказательств, а также заявления Шумилкина С.В. об отсутствии возражений против удовлетворения требований супруги, суд приходит к выводу, что исковые требования Шумилкиной Т.А. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Шумилкиной Т.А. удовлетворить.
Признать за Шумилкиной Т.А. право собственности на жилой дом с кадастровым номером № общей площадью № кв.м. по адресу: <адрес>.
Право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 06.11.2019.
Судья М.Е. Манушина