АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. К. Маркса, д. 25, г. Курск, 305004
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курск Дело № А35-8900/2009
23 ноября 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 16.11.2009 г.
Полный текст решения изготовлен 23.11.2009 г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Малаховой И.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Горяйнова Александра Николаевича
к Курской Таможне
об оспаривании постановления от 26.08.09г. по делу об административном правонарушении №10108000-234/2009
при участии в заседании:
от заявителя: Горяйнова А.Н.- паспорт 38 07 №514742,
от Курской таможни: Зиборовой О.Н. – по доверенности №440 от 21.09.2009, Бочарова Д.В. – по доверенности №68 от 30.12.2008.
Индивидуальный предприниматель Горяйнов Александр Николаевич (далее – ИП Горяйнов А.Н.) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением об оспаривании постановления Курской таможни по делу об административном правонарушении №10108000-234/2009 от 26.08.2009 о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб.
В судебном заседании, продолженном после перерыва, объявленного 12.11.09г., заявитель поддержал заявленное требование, сославшись на доводы, изложенные в заявлении, кроме того, полагает совершенное правонарушение малозначительным.
Представители Курской таможни с заявленным требованием не согласились, полагая привлечение заявителя к административной ответственности правомерным и обоснованным, поскольку предпринимателем не были приняты все меры по соблюдению требований таможенного законодательства Российской Федерации, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав мнения представителей сторон и изучив материалы дела, арбитражный суд
установил:
Индивидуальный предприниматель Горяйнов Александр Николаевич (04.03.1971 года рождения, место рождения - Курская область, Обоянский район, с.Н-Солодино), место регистрации - Курская область, г.Обоянь, ул.Урицкого, д.25, паспорт 3807 № 514742 выдан Отделением УФМС России по Курской области в Обоянском районе 02.02.2008, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером ОГРН 304461914700029, ИНН 461601082954.
Как следует из материалов дела, решением временно исполняющего обязанности начальника Курской таможни Г.Н.Панковым от 14.07.2009 №10108000/140709/Р0060 было назначено проведение общей таможенной ревизии ИП Горяйнова А.Н. в соответствии со ст. 361, 363, 376 Таможенного кодекса РФ в отношении товара, ввезенного на таможенную территорию РФ ИП Горяйновым А.Н. и оформленного по ГТД № 10108030/171208/0007595.
В ходе ревизии было установлено, что по ГТД № 10108030/171208/0007595 в режиме «Выпуск для внутреннего потребления» оформлен товар «пищевая добавка – лецитин марка А (сыпучая порошкообразная масса) по ТУ У 02070758.001-99 для промышленной переработки в кондитерском производстве» (код товара по ТН ВЭД РФ 2923200000). В данной ГТД ИП Горяйнов А.Н. заявлен лицом, ответственным за финансовое регулирование (графа 9 ГТД), декларантом (графа 14 ГТД) и получателем (графа 8 ГТД) ввезенного товара.
На таможенную территорию РФ указанный товар был ввезен автомобильным транспортом по ВТТ № 10108050/171208/0000723, СМR № 103960 на условиях поставки СРТ Курск в рамках контракта № ЭК-10/07 от 29.10.2007, заключенного между ИП Горяйнов А.Н. и ЧП «Торговым дом «Аркада» (Харьковская обл., Украина), в соответствии со счетом-фактурой от 15.12.2008 № 11, товарной спецификацией от 15.12.2008 № 11.
В соответствии с сертификатом качества б/н (партия товара № 70 от 15.12.2008) данный товар является лецитином, марка А, назначение товара - пищевая добавка Е 322.
В соответствии с заключением ЭИО № 1 от 21.03.2008 № 113-04/54, выданным на ранее ввезенный аналогичный товар, который был оформлен по ГТД 10108030/230108/0000249, лецитин идентифицирован как вещество светло-коричневого цвета, применяемое в качестве эмульгатора при производстве кондитерских изделий.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 апреля 2003. N 59 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1293-03" (с изменениями от 26 мая 2008) в категорию пищевых добавок, используемых для производства пищевых продуктов, внесен «лецитин Е 322».
В соответствии с требованиями письма ФТС России от 27.03.2008 № 01-11/11534 «О направлении списка товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении» для целей таможенного оформления требуется представление свидетельств о государственной регистрации на пищевые добавки (кислоты пищевые органические и их производные, эмульгаторы, ароматизаторы, регуляторы кислотности, пеногасители, антиокислители, красители, усилители вкуса и запаха, разрыхлители, стабилизаторы, подсластители, загустители, комплексные и комбинированные функциональные и технологические пищевые добавки) и биологически активные добавки к пище (нутрицевтики, парафармацевтики, пробиотики) вне зависимости от присвоения кода ТН ВЭД.
Необходимость предоставления при ввозе и таможенном оформлении контролируемого товара «пищевая добавка – лецитин марка А», оформленного по ГТД № 10108030/171208/0007595, свидетельства о государственной регистрации на товар подтверждена заключением отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений Курской таможни (служебные записки от 13.07.2009 № 14-27/561, от 14.07.2009 № 14-27/564).
При таможенном оформлении ИП Горяйновым А.Н. товара «пищевая добавка лецитин» не было представлено ни свидетельств о государственной регистрации товара ни санитарно-эпидемиологических заключений, о чем свидетельствует отсутствие данных документов в описи документов к ГТД № 10108030/171208/0007595.
В ходе проведения таможенной ревизии ИП Горяйнову А.Н. были выставлены требования №№ 1, 2 от 14.07.2009 на предоставление документов. По требованию № 2 от 14.07.2009 в числе прочих документов, касающихся товара, оформленного по ГТД №10108030/171208/0007595, были затребованы: свидетельство о государственной регистрации (п. 10 требования), санитарно-эпидемиологическое заключение на товар (п. 12 требования).
Затребованные свидетельство о государственной регистрации (п. 10 требования), санитарно-эпидемиологическое заключение на товар (п. 12 требования) ИП Горяйнов А. Н. не представил ввиду их отсутствия.
Согласно пояснениям ИП Горяйнова А. Н. от 14.07.2009 свидетельств о государственной регистрации на данный товар и санитарно-эпидемиологических заключений, выданных уполномоченным органом РФ, у предпринимателя на момент ввоза товара и по состоянию на 14.07.2009 не имеется, проводится сбор документов для оформления свидетельства о государственной регистрации на товар. О необходимости наличия указанных свидетельств о государственной регистрации на товар «пищевая добавка – лецитин, марка А» либо санитарно-эпидемиологических заключений, ему известно не было. При таможенном оформлении товара «пищевая добавка – лецитин, марка А» по ГТД № 10108030/171208/0007595, вопроса о предоставлении таких документов не возникало.
На момент проведения таможенной ревизии товар «пищевая добавка – лецитин, марка А» полностью реализован в соответствии со счетом-фактурой от 30.12.2008 № 1621, товарной накладной от 30.12.2008 № 23015 в адрес Ерицян С. А. (Краснодарский край).
По результата проведенной таможенной ревизии ревизионной комиссией Курской таможни 17.07.09г. был составлен акт общей таможенной ревизии №10108000/170703/Р0060, в котором указано, что в действиях ИП Горяйнова А.Н. имеются достаточные данные, указывающие на нарушение законодательства РФ, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.3 КоАП России, выразившееся в несоблюдении установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и ограничений на ввоз товара - лецитин, марка А, по ГТД №№ 10108030/171208/0007595.
Определением от 21.07.09г. в отношении ИП Горяйнова А.Н. возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.16.3 КоАП РФ.
20.08.09г. уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Курской таможни Зиборовой О.Н. в отсутствие ИП Горяйнова А.Н., надлежаще извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (почтовое уведомление №30502117002652, получено 14.08.09г.), был составлен протокол об административном правонарушении №10108000-234/2009 по признакам ч.1 ст.16.3 КоАП.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №10108000-234/2009 в отношении ИП Горяйнова А.Н. заместитель начальника Курской таможни по правоохранительной деятельности Патрин О.К., в отсутствие ИП Горяйнова А.Н., надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынес постановление №10108000-234/2009 от 26.08.2009 о назначении административного наказания, согласно которому ИП Горяйнов Александр Николаевич признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.3 КоАП России, выразившегося в несоблюдении установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и ограничений на ввоз товара - лецитин, марка А, на таможенную территорию РФ,назначив ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением №10108000-234/2009 от 26.08.2009г. о назначении административного наказания ИП Горяйнов А.Н. обратился в Арбитражный суд Курской области с нестоящим заявлением.
Суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1.12 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.04.2003 № 59 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1293-03" (зарегистрировано в Минюсте РФ 02.06.2003 № 4613) импортируемые на территорию Российской Федерации пищевые добавки и вспомогательные средства должны отвечать требованиям действующим в Российской Федерации санитарных правил и гигиенических нормативов, если иное не оговорено международными соглашениями.
Согласно п.1 ст.16 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии человека» - продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.
Пунктом 2 ст.16 вышеназванного Закона Российской Федерации установлено, что продукция, указанная в пункте 1 настоящей статьи, допускается к ввозу на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам. Отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на территорию Российской Федерации и перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, до их ввоза на территорию Российской Федерации подлежат государственной регистрации в соответствии со статьей 43 настоящего Федерального закона.
Пищевые добавки входят в Перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта, подлежащих государственной регистрации, утвержденный Постановлением правительства Российской Федерации от 21.12.2000 №988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий».
Согласно п.2 Положения о государственной регистрации и ведении государственного реестра отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2001 №262 продукция, впервые ввозимая на территорию Российской Федерации, подлежит государственной регистрации. Номенклатура указанной продукции утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Пищевые добавки входят в Номенклатуру продукции (в том числе впервые ввозимых на территорию РФ), подлежащей государственной регистрации, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 № 657 (зарегистрировано в Минюсте РФ 12.11.2007 № 10455).
Согласно п.2 «Положения о государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий и ведении Государственного реестра пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации и оборота», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 №988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» - государственной регистрации подлежат новые пищевые продукты, материалы и изделия, косметическая продукция, средства и изделия для гигиены полости рта.
Под новой продукцией понимается впервые разрабатываемая и внедряемая для промышленного изготовления на территории Российской Федерации продукция, а также впервые ввозимая на территорию Российской Федерации и ранее не реализовывавшаяся продукция.
Для государственной регистрации ввозимой импортной продукции предоставляется перечень документов, утвержденный п. 9 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации. На основании результатов рассмотрения документов и экспертных заключений регистрационный орган принимает решение о государственной регистрации продукции и выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации (форма утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 №657). Сведения о наименовании продукции, изготовителе, области применения прошедшего государственную регистрацию товара вносятся в государственный реестр.
Товар «пищевая добавка – лецитин марка А (сыпучая порошкообразная масса) по ТУ У 02070758.001-99 для промышленной переработки в кондитерском производстве», оформленный по ГТД №10108030/171208/0007595, заявлен как происходящий из Украины. При таможенном оформлении представлен сертификат происхождения формы СТ-1 от 27.08.2008 №14400-С (серия В 057714), выданный Харьковской ТПП.
Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте Роспотребнадзора РФ (http://fp.crc.ru/fr/?type=max) свидетельство о государственной регистрации на товар – лецитин марки А, произведенный в Украине, отсутствует.
Требование о предоставлении свидетельства о государственной регистрации является ограничением, установленным в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В соответствии с п. 2 статьи 29 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.
Статьей 32 (п.2) Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ вводятся запреты и ограничения исходя из национальных интересов, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами – «меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений».
В соответствии со ст. 158 Таможенного кодекса РФ соблюдение запретов и ограничений, не носящие экономического характера при помещении товаров под таможенные режимы, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного режима.
В соответствии со статьей 164 Таможенного кодекса РФ товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Следовательно, предоставление свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении в режиме «Выпуск для внутреннего потребления» товаров, подлежащих обязательной государственной регистрации, является обязательным условием для выпуска товаров в свободное обращение.
Согласно ст. 11 ТК РФ ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации – фактическое пересечение товаров и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.
ИП Горяйновым А.Н., в нарушение ст. 158, 164 ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации не соблюдены запреты и ограничение, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
По факту несоблюдения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ уполномоченным по ОВД ОАР Курской таможни Зиборовой О.Н. в отношении ИП Горяйнова Александра Николаевича было возбуждено дело об административном правонарушении №10108000-234/2009 по ч.1 ст.16.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, 29.10.2007г. между ИП Горяйнов А.Н. и ЧП «Торговым дом «Аркада» (Харьковская область., Украина) был заключен контракт купли-продажи № ЭК-10/07, в соответствии с которым ИП Горяйнов А.Н. приобрел товар - пищевая добавка – лецитин, марка А, указанный в приложении к данному контракту (в соответствии со счетом-фактурой от 15.12.2008 № 11, товарной спецификацией от 15.12.2008 № 11).
17.12.2008 указанный товар в количестве 1600 кг был ввезен на таможенную территорию РФ автомобильным транспортом по ВТТ №10108050/171208/0000723, СМR №103960 на условиях поставки СРТ Курск.
19.10.2007. между ЗАО «РОСТЭК-Курск» и ИП Горяйнов А.Н. был заключен договор № 0136/00-07-159 об оказании брокерских услуг по таможенному оформлению, в соответствии с которым ИП Горяйнов А.Н. заказывает, а ЗАО «РОСТЭК-Курск» от его имени, за его счет и по его поручению производит таможенные операции, необходимые для помещения товаров под определенный таможенный режим или иную таможенную процедуру, а также ЗАО «РОСТЭК-Курск»» выполняет другие посреднические функции в области таможенного дела за его счет и по его поручению.
29.08.2008 в рамках заключенного 19.10.2007 г. договора № 0136/00-07-152 об оказании брокерских услуг по таможенному оформлению, ИП Горяйнов А.Н. обратился в ЗАО «РОСТЭК-Курск» с целью таможенного оформления товара – «пищевая добавка – лецитин марка А (сыпучая порошкообразная масса) по ТУ У 02070758.001-99 для промышленной переработки в кондитерском производстве» (код товара по ТН ВЭД РФ 2923200000) и предоставил документы, указанные в описи к ГТД № 10108030/171208/0007595.
На основании предоставленных документов и содержащихся в них сведений специалистом по таможенному оформлению ЗАО «РОСТЭК-Курск»» Патрикеевой Е.Д. была оформлена ГТД, которой был присвоен №10108030/171208/0007595. В гр.31 ГТД были заявлены сведения о товаре - «пищевая добавка – лецитин марка А (сыпучая порошкообразная масса) по ТУ У 02070758.001-99 для промышленной переработки в кондитерском производстве» (код товара по ТН ВЭД РФ 2923200000). В данной ГТД я заявлен лицом, ответственным за финансовое регулирование (графа 9 ГТД), декларантом (графа 14 ГТД) и получателем (графа 8 ГТД) ввезенного товара.
В соответствии с сертификатом качества б/н (партия товара № 70 от 15.12.2008) данный товар является лецитином, марка А, назначение товара - пищевая добавка Е 322, страной происхождения является Украина (в соответствии с сертификатом происхождения формы СТ-1 от 15.12.2008. № 14400-С (серия В 171382), выданным Харьковской ТПП).
Изготовителем данного лецитина является ЗАО «ДOIPEA» (Украина, г.Днепропетровск, ул.Прапорна, 21), что подтверждается ТУ У 02070758.001-99 с изменением № 1, разработанными ЗАО «ДOIPEA» и санитарным документом, выданным Министерством охраны здоровья Украины № 05.03.02.-04/6481 от 15.02.2006 г.
Как усматривается из пояснений ИП Горяйнова А.Н., о том, что в соответствии с нормативными актами РФ ввозимый впервые на таможенную территорию РФ лецитин, изготовленный в Украине, подлежит государственной регистрации, и что при ввозе и таможенном оформлении указанного товара необходимо наличие и представление таможенному органу свидетельства о государственной регистрации либо санитарно-эпидемиологического заключения, выданных уполномоченным органом РФ, он не знал.
Кроме того, при таможенном оформлении лецитина по ГТД № 10108030/171208/0007595 данные документы ни таможенный брокер – ЗАО «РОСТЭК-Курск», ни сотрудники Курской таможни у ИП Горяйнова А.Н. не требовали, вследствие чего им не были представлены свидетельство о государственной регистрации товара и санитарно-эпидемиологических заключение.
В настоящее время товар «пищевая добавка – лецитин, марка А» полностью реализован Ерицян С. А. (Краснодарский край) в соответствии со счетом-фактурой от 30.12.2008 № 1621, товарной накладной от 30.12.2008 № 23015. При реализации ИП Горяйнов А.Н. представлял покупателям сертификаты качестве производителя товара (ЗАО «ДOIPEA») и санитарный документ, выданный Министерством охраны здоровья Украины.
В соответствии с заключением ЭИО № 1 от 21.03.2008 № 113-04/54, выданным на ранее ввезенный аналогичный товар, который был оформлен по ГТД 10108030/230108/0000249, лецитин идентифицирован как вещество светло-коричневого цвета, применяемое в качестве эмульгатора при производстве кондитерских изделий.
Из пояснений специалиста по таможенному оформлению ЗАО «РОСТЭК–Курск» Патрикеевой Елены Дмитриевны, представляющей интересы ЗАО «РОСТЭК-Курск» в Курской таможне по доверенности №15 от 01.01.2008, следует, что на момент оформления товара по ГТД № 10108030/171208/0007595 ей не было известно о том, что в соответствии с нормативными актами РФ ввозимый впервые на таможенную территорию РФ лецитин, изготовленный в Украине, подлежит государственной регистрации, в связи с чем при ввозе и таможенном оформлении указанного товара необходимо наличие и представление таможенному органу свидетельства о государственной регистрации либо санитарно-эпидемиологического заключения, выданных уполномоченным органом РФ. Кроме того, она указала, что оформление деклараций осуществляется ею с использованием программного продукта - «СТМ», который при определении кода ТН ВЭД РФ товара данный программный продукт выдает справку о товаре, в которой указываются таможенные сборы (пошлина, НДС), меры тарифного и нетарифного регулирования, сведения о зарегистрированном товарном знаке и прочие особенности. В соответствии с ТН ВЭД РФ код товара «лецитин» - 2923200000, в связи с чем программный продукт - «СТМ» выдал справку о товаре, в соответствии с которой товар – «лецитин», классифицируемый по коду ТН ВЭД РФ2923200000, не входил в список товаров, при оформлении которых требуется свидетельство о государственной регистрации либо санитарно-эпидемиологическое заключение.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 94 «О видах контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу РФ» пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации включает помимо пограничного и таможенного контроля осуществление санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, транспортного контроля и контроля за исполнением владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности.
В соответствии с п.4 Правил представления таможенным органам в пунктах пропуска через государственную границу РФ документов, необходимых для осуществления иных видов контроля помимо таможенного контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 г. № 480, при ввозе товаров, подлежащих санитарно-карантинному, ветеринарному или карантинному фитосанитарному контролю, лицо, на которое в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации возложена обязанность по представлению документов при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, представляет таможенному органу одновременно с документами, предусмотренными таможенным законодательством Российской Федерации, документы, необходимые для осуществления санитарно-карантинного, ветеринарного или карантинного фитосанитарного контроля.
Письмом ФТС России от 30.09.2008 г. № 01-11/40579 «О Постановлениях Правительства РФ от 26.06.2008 г. № 480 и № 481» установлено, что в соответствии с п. 2 Правил представления таможенным органам в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации документов, необходимых для осуществления иных видов контроля помимо таможенного контроля, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 480 (далее - Правила), их действие распространяется на пункты пропуска, включенные в перечни специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации отдельных категорий грузов и товаров пунктов пропуска, определенные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также на иные пункты пропуска, через которые производится пропуск грузовых транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, и которые обустроены и оборудованы в соответствии с типовой схемой организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска.
До издания Минсельхозом России и Минздравом России соответствующих перечней специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации отдельных категорий грузов и товаров пунктов пропуска Правила применяются только в части представления таможенному органу документов, необходимых для осуществления транспортного контроля, представление которых в соответствии с п. 4 Правил установлено в рамках осуществления таможенным органом отдельных действий по транспортному контролю.
Порядок применения Правил осуществления таможенными органами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации отдельных действий по транспортному контролю, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 481, доведен до таможенных органов письмом ФТС России от 10.09.2008 N 01-11/37234.
В соответствии с действующей Типовой схемой организации пропуска через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильном пункте пропуска, утвержденной Министром транспорта РФ 25.09.1999 г. и доведенной до таможенных органов письмом ГТК от 16.11.1999 г. № 01-15/29172, санитарно-карантинный контроль осуществляется после пограничного контроля и до таможенного контроля.
Данное положение подтверждается также Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исполнения государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.12.2006 г. № 893, в соответствии с которым санитарно-карантинный контроль лиц, транспортных средств, товаров и грузов в пунктах пропуска через Государственную границу РФ осуществляется до проведения иных видов государственного контроля.
На основании п.4 ст.21 Федерального Закона от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и пунктах таможенного оформления пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации, должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и государственный фитосанитарный контроль, в соответствии со своей компетенцией проводят досмотр таких пищевых продуктов, материалов и изделий, проверку их товарно-сопроводительных документов и принимают решение о возможности оформления ввоза таких пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию Российской Федерации.
В случае, если пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации, вызывают у должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и государственный фитосанитарный контроль, обоснованные сомнения в безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий, указанные лица принимают решение о временном приостановлении оформления ввоза на территорию Российской Федерации таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
Из пояснений главного государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений Курской таможни Проскурина Олега Борисовича, который впериод с 14.07.2009 по 16.07.2009 г. участвовал в проведении общей таможенной ревизии ИП Горяйнова Александра Николаевича, следует, что наличие свидетельства о государственной регистрации необходимо при основном таможенном оформлении указанного товара, при его ввозе на таможенную территорию РФ (при фактическом пересечении таможенной границы РФ) представление указанного свидетельства о государственной регистрации таможенному органу не требовалось, так как уже был пройден государственный санитарно-эпидемиологический контроль, что также подтверждается отметкой Суджанского санитарно-карантинного поста в СМR № 103960.
На запрос Курской таможни (исх.№ 24-25/7296 от 23.07.2009 г.) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекам (Роспотребнадзор) сообщила (вх.№№ 24-29/2297, 24-29/2298 от 11.08.2009 г.), что пищевые добавки в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ № 29-ФЗ до ввоза на территорию РФ подлежат государственной регистрации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Свидетельства о государственной регистрации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 г. № 998 выдаются изготовителю (поставщику) продукции, подлежащей государственной регистрации. В государственном реестре продукции, прошедшей государственную регистрацию, сведения о государственной регистрации пищевой добавки Е322 лецитин марки А производства ЗАО «ДOIPEA» (Украина) либо ТОВ НПЦ «Днепртехнологii» (Украина) отсутствуют.
ИП Горяйнов А.Н. свою вину в совершении административного правонарушении по факту несоблюдения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и ограничений на ввоз товара - пищевая добавка Е 322– лецитин марка А (сыпучая порошкообразная масса) по ТУ У 02070758.001-99 для промышленной переработки в кондитерском производстве, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.3 КоАП РФ, не признал.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, суд приходит к выводу, что порядок привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности административным органом не нарушен, что не оспаривалось заявителем в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с примечанием к статье 16.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Вместе с тем, суд учитывает следующее.
В ходе судебного заседания ИП Горяйнов А.Н. просил суд признать совершенное правонарушение малозначительным, ссылаясь на отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и на то, что товар ввезен им повторно, ранее ни свидетельство о государственной регистрации, ни санитарно-эпидемиологическое заключение на товар у него не затребовались таможенным органом; при таможенном оформлении по договору оказания брокерских услуг специалистом по таможенному оформлению данные документы у него не запрашивались, не были они также запрошены и таможенным инспектором.
В соответствии с п.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. С учетом указанного, законодатель установил дифференцированные размеры санкций, обязанность органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, а также возможность освобождения лица от ответственности за совершение правонарушения в случае его малозначительности.
Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в абзаце 2 пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04г. №10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьи 2.9. КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04г. №10 устанавливает, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа, арбитражный суд при наличии соответствующих оснований вправе применить положения ст. 2.9. КоАП РФ.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о наступлении негативных последствий в связи с допущенным индивидуальным предпринимателем административным правонарушением.
Оценив установленные по делу обстоятельства, Суд приходит к выводу о том, что при формальном наличии всех признаков состава правонарушения допущенное предпринимателем деяние само по себе не создает существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам государства, общества, граждан.
Следовательно, совершенное правонарушение возможно признать малозначительным.
Как разъяснено в абзаце 2 пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
С учетом вышеизложенного, постановление Курской таможни по делу об административном правонарушении по делу №10108000-234/2009 от 26.08.2009 подлежит отмене.
Как следует из положений ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Заявления об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь ст.ст. 1.5, 2.1., 2.9, 16.3, 28.2, 28.3, 30.1 - 30.7 КоАП РФ, ст.ст. 17, 27, 167-170, 176, 177, 207-211 АПК РФ
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26.08.2009 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ №10108000-234/2009 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.16.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░. 16.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 100,00 ░░░., ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 31.08.2009░. ░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░. ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░; ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░