РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 ноября 2018 года город Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Сундеева С.А., с участием административного истца - Каракаева В.В., его представителя - Захарова П.В., представителя административных ответчиков - начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области и Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области (далее по тексту - Управление ФСВНГ по Самарской области) - Галочкина А.В., при секретаре Горковенко Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-161/2018 по административному исковому заявлению <данные изъяты> Каракаева В.В. о признании незаконным бездействия начальника Управления ФСВНГ по Самарской области и руководителя Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, связанного с невыплатой административному истцу денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих,
установил:
Каракаев В.В. проходил военную службу в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ приказом командующего <данные изъяты> Каракаев был досрочно уволен с военной службы на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями и с ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника Управления ФСВНГ по Самарской области исключен из списков личного состава <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ административный истец включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы (НИС) жилищного обеспечения военнослужащих. ДД.ММ.ГГГГ в день исключения из списков личного состава <данные изъяты> Каракаев обратился с рапортом к начальнику Управления ФСВНГ по Самарской области с просьбой выплатить ему, как участнику НИС, денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения. Однако до настоящего времени указанная выплата административному истцу не произведена.
Посчитав свои права нарушенными, Каракаев В.В., с учетом уточненных требований, просил суд признать незаконным бездействие начальника Управления ФСВНГ по Самарской области и руководителя Департамента строительства ФСВНГ Российской Федерации, связанного с невыплатой ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих.
В судебном заседании Каракаев и его представитель Захаров П.В., каждый в отдельности, заявленные требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, Каракаеву как в установленный законом трех месячный срок, так и до настоящего момента не выплачены.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела административные ответчики - начальник Управления ФСВНГ по Самарской области и Управление ФСВНГ по Самарской области в судебное заседание не явились, а их представитель - Галочкин А.В. в судебном заседании требования административного истца не признал, просил суд отказать в их удовлетворении, и в обоснование своих возражений пояснил, что начальником Управления ФСВНГ по Самарской области совершены все действия для истребования ассигнований на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения административного истца, однако до настоящего времени лимиты бюджетных обязательств, для выплаты требуемых денежных средств Каракаевым в Управление не поступили, в связи с чем выплатить последнему указанные денежные средства не представилось возможным.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела административные ответчики - руководитель Департамента строительства ФСВНГ Российской Федерации и Департамент строительства ФСВНГ Российской Федерации в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств не заявлял.
Заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах административного дела, а также представленные в судебное заседание доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 15 статьи 15 указанного выше Федерального закона установлено, что военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее по тексту - Закон) являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Закона выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 4 Закона участникам накопительно-ипотечной системы, указанным в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, при общей продолжительности военной службы от десяти до двадцати лет.
В пункте 2 статьи 10 Закона отражено, что основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с настоящим Федеральным законом является увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В части 3 статьи 4 Закона закреплено, что выплаты денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, производятся федеральными органами исполнительной власти или федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в трехмесячный срок начиная со дня поступления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган заявления в письменной форме от участника накопительно-ипотечной системы или членов его семьи с просьбой о получении выплаты.
Для реализации положений указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года № 686 утверждены Правила выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 3, 6-9, 11 Правил выплата дополнительных средств производится по последнему месту военной службы участника накопительно-ипотечной системы один раз за весь период военной службы.
Выплата дополнительных средств производится заинтересованным федеральным органом в 3-месячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) участника накопительно-ипотечной системы или члена его семьи, к которому прилагаются установленные данными Правилами документы.
Порядок организации работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы или членам их семей дополнительных средств определяется заинтересованными федеральными органами.
Дополнительные средства перечисляются заинтересованным федеральным органом в безналичном порядке для возврата задолженности перед уполномоченным федеральным органом, для погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу), полученному участником накопительно-ипотечной системы, либо на счет участника или члена его семьи.
Данный порядок организации работы по выплате участникам НИС жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации содержится в приказе Росгвардии от 14 марта 2017 года № 79 «Об утверждении порядка реализации НИС жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее по тексту - Порядок).
Из пункта 65 Порядка следует, что по результатам проверки ответственным должностным лицом документов, предоставленных получателем дополнительных денежных средств, принимают решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных денежных средств. О принятом решении получатель дополнительных денежных средств уведомляется в письменной форме. Указанное решение принимается в срок не более 10 дней со дня подачи рапорта (заявления). После принятия решения о выплате дополнительных денежных средств командирами воинских частей осуществляется установленным порядком истребование ассигнований на выплату дополнительных денежных средств.
Согласно пунктам 72 и 73 Порядка дополнительные денежные средства выплачиваются в срок, указанный в пункте 6 Правил выплаты, на основании приказа командира воинской части, в котором указываются дата и номер приказа об увольнении военнослужащего с военной службы (исключении из списков личного состава воинской части), получатель дополнительных денежных средств, а также размер дополнительных денежных средств. Дополнительные денежные средства перечисляются в соответствии с требованиями пункта 12 Правил выплаты.
В силу пункта 12 Правил дополнительные средства перечисляются заинтересованным федеральным органом в безналичном порядке для возврата задолженности перед уполномоченным федеральным органом, для погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу), полученному участником накопительно-ипотечной системы, либо на счет участника или члена его семьи.
Из вышеуказанного Порядка усматривается, что на Департамент строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации возложены функции по организации в войсках национальной гвардии работы по выплате участникам НИС или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 25 января 2012 года № 151-О-О, установленный нормативными положениями трехмесячный срок выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника НИС жилищного обеспечения военнослужащих, с момента поступления соответствующего заявления (рапорта) участника НИС, к которому прикладываются соответствующие документы, требуется, в частности, для выполнения необходимых административных процедур по перечислению денежных средств.
Анализ положений законов позволяет суду придти к выводу, что законодатель, установив право определенной категории военнослужащих получить денежные средства, дополняющие их накопления для жилищного обеспечения, определил срок, в течении которого указанная выплата должна быть произведена, и лицо, которое обязано принять соответствующее решение.
Из копии выписки из приказа Управления ФСВНГ по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Каракаев - находящийся в распоряжении начальника <данные изъяты>, уволенный с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации приказом Управления ФСВНГ по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подпунктом «а» пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (в связи с организационно-штатными мероприятиями) исключен из списков <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из копии рапорта от ДД.ММ.ГГГГ Каракаев обратился к начальнику Управления ФСВНГ по Самарской области с просьбой выплатить ему денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения военнослужащих.
Согласно сведениям о лицах, имеющих право на использование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих и изъявивших желание реализовать это право от ДД.ММ.ГГГГ, Каракаевым было изъявлено желание о получении накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, о чем им 24 июня 2018 года был написан рапорт на использование указанных накоплений.
Из копии списка военнослужащих для исключения их из реестра участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Каракаев имеет право на использование накоплений, в связи с организационно-штатными мероприятиями, дата возникновения основания для исключения из реестра участников накопительно-ипотечной системы (НИС) жилищного обеспечения военнослужащих с ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается в судебном заседании сторонами.
Из копии Отчета о принятом решении по выплате участникам НИС или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих за июль 2018 года, составленного <данные изъяты>, усматривается, что было принято решение о выплате Каракаеву, как участнику НИС денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих в размере <данные изъяты>.
Административный истец, его представитель и представитель административного ответчика в судебном заседании подтвердили, что до настоящего времени соответствующая выплата денежных средств Каракаеву не произведена.
Довод представителя административного ответчика о том, что невыплаты Каракаеву дополнительных денежных средств ввиду отсутствия в настоящее время бюджетных ассигнований, суд считает несостоятельным, поскольку ненадлежащая организация финансирования войск национальной гвардии не может служить основанием для нарушения законных прав административного ответчика, наоборот свидетельствует о нарушении прав Каракаева на несвоевременное получение денежных средств, дополняющие накопления для жилищного обеспечения военнослужащих.
Поскольку право Каракаева на получение дополнительных денежных средств подтверждено решением уполномоченного должностного лица и сомнению не подвергается, а в настоящее время, в нарушение установленного законом трехмесячного срока запрошенные Управлением ФСВНГ по Самарской области ассигнования для выплаты Каракаеву денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения не предоставлены Департаментом строительства ФСВНГ Российской Федерации и Управлением ФСВНГ по Самарской области не произведена выплата денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, суд полагает необходимым признать незаконным бездействие начальника Управления ФСВНГ по Самарской области и руководителя Департамента строительства Управления ФСВНГ Российской Федерации, приведшее к нарушению права Каракаева на получение указанных денежных средств.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации в случае, если по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, то суд возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.
Для восстановления прав и законных интересов административного истца суд полагает необходимым обязать начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области и руководителя Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации выплатить Каракаеву В.В., установленным порядком, причитающиеся ему денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
Административное исковое заявление <данные изъяты> Каракаева В.В. о признании незаконным бездействия начальника Управления ФСВНГ по Самарской области и руководителя Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, связанного с невыплатой административному истцу денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области и руководителя Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, связанное с невыплатой Каракаеву В.В. денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих.
Обязать начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области и руководителя Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации выплатить Каракаеву В.В. денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, в установленном размере.
Об исполнении решения должно быть сообщено суду и административному истцу не позднее, чем в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения суд принимает меры, предусмотренные действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, 14 ноября 2018 года.