Дело № 2-1285/2014
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васиной Д.К.
при секретаре Данилкиной Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гусева Ю.И. к Администрации ..... района о признании незаконным бездействия, об обязании
установил:
Гусев Ю.И. обратился в суд с заявлением к Администрации ..... района со следующими исковыми требованиями:
признать незаконным бездействие Администрации ..... района ....., выразившегося в непринятии решения о предоставлении Гусеву Ю.И. в собственность земельных участков: площадью 1714 кв.м. №, площадью 1857 кв.м №, с местоположением в АДРЕС, для ведения личного подсобного хозяйства, не направлении проектов договоров купли-продажи земельных участков;
-обязать Администрацию ..... района принять решение о предоставлении Гусеву Ю.И. в собственность земельного участка площадью 1714 кв.м. №, с местоположением в АДРЕС, для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровая стоимость: 4 594 959,76 руб., путем выкупа земельного участка по цене в размере тех процентов (3%) от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 137 848,79 руб.;
-обязать Администрацию ..... района принять решение о предоставлении Гусеву Ю.И. в собственность земельного участка площадью 1857 кв.м № с местоположением в АДРЕС, для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровая стоимость: 4 971 226,14 руб., путем выкупа земельного участка по цене в размере тех процентов (3%) от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 149 136,78 руб.;
-обязать Администрацию ..... района заключить с Гусевым Ю.И. договор купли-продажи земельного участка площадью 1714 кв.м. №, с местоположением в АДРЕС, для ведения личного подсобного хозяйства по цене в размере тех процентов (3%) от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 137 848,79 руб.;
обязать Администрацию ..... района заключить с Гусевым Ю.И. договор купли-продажи земельного участка площадью 1857 кв.м №, с местоположением в АДРЕС, для ведения личного подсобного хозяйства, по цене в размере тех процентов (3%) от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 149 136,78 руб.;
В обосновании иска истец указал, что является арендатором спорных земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности, истец обратился с заявлением в Администрацию о предоставлении участков в собственность, однако Администрацией решения о предоставлении в собственность принято не было. Считая бездействие Администрации по предоставлению испрашиваемых земельных участков в собственность незаконным и нарушающим его права, истец обратился в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объёме.
Представитель Администрации ..... района в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указал, что считает необоснованной заявителем площади земельных участков, необходимых для использования его объектов недвижимости.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Гусев Ю.И. собственником объектов недвижимого имущества - строений хозяйственного назначения, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав на указанное недвижимое имущество: от ДД.ММ.ГГГГ серии № № (уч. №), от ДД.ММ.ГГГГ серии № № (уч. №) – (л.д. 21,22). На указанные объекты имеются технические паспорта.
Испрашиваемые заявителем земельные участки находятся в аренду у заявителя, а именно: земельный участок общей площадью 1857 кв.м, с № (по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ г.), общей площадью 1714 кв.м, с № (по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ г.) стоят на кадастровом учете, что подтверждается представленными в материалы дела кадастровыми паспортами (л.д. 15-20). Вид разрешенного использования земельного участка № (по договору аренды № - «для ведения личного подсобного хозяйства», у земельного участка № (по договору аренды № - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположены в АДРЕС. Решением Одинцовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу по делу № указанные договоры аренды признаны возобновленными на неопределенный срок.
Заявитель ДД.ММ.ГГГГ. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность (л.д. 11), письмом от ДД.ММ.ГГГГ. заявителю было указано, что необходимо представить кадастровые паспорта объектов недвижимости, а также в связи с не поступлением ответов на запросы о получении выписок из ЕГРП, о предоставлении дополнительных соглашений к договорам аренды из Администрации с...... (л.д. 12-13).
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК РФ.
Положения статьи 245 ГПК РФ предусматривают, что суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со статьей 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, для реализации права на приобретение в собственность земельного участка заявитель должен подтвердить только право собственности на объекты недвижимости.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (п. 2 ст. 8, ст. 219 ГК РФ).
Согласно ст. ст. 2, 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из материалов дела следует, что заявителю на праве собственности принадлежат два здания – хозблока, расположенные на спорных земельных участках.
В силу п. 3 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник задания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладатель земельных участков не установлен, следовательно собственность не разграничена и распоряжаться земельными участками в праве Администрация района.
Таким образом, Гусев ЮИ. правомерно обратился в Администрацию ..... района ..... с заявлением о предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ, перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2007 г. N 370). Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Как следует из материалов дела, и установлено судом заявителем были представлены все необходимые документы.
Представитель Администрации указал, что в кадастровом паспорте на земельный участок № указано, что относится к водоохранной зоне пруда на всей площади, и не может быть передан в собственность.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Разрешенным использованием спорного земельного участка является размещение объектов общественно-делового значения, что указано в п. 9 кадастрового паспорта.
В соответствии с кадастровым паспортом спорный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, а не к землям водного фонда.
В п. 8 ст. 27 ЗК РФ сказано, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии со ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов и обводненных карьеров, которые находятся в собственности лица, которому принадлежит земельный участок, в границах которого расположен пруд, обводненный карьер.
Согласно ст. 31 Водного кодекса Российской Федерации информация о водных объектах заносится в государственный водный реестр, который представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
Администрацией ..... района ..... не представлено доказательств, что спорный земельный участок попадает в береговую полосу, либо находится в пределах красных линий, также не представлено документов какой именно водный объект находится на указанном участке, и расположен ли на всем земельном участке водный объект. Также Администрация ..... района не представила документов, что пруд (который указан в кадастровом паспорте) занесен в государственный водный реестр.
Таким образом, ограничение, изложенное в пп. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ относительно водных объектов, на спорный земельный участок не распространяется.
Порядок определения цены (стоимости) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории ....., регулируется статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЭ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и статьей 12 Закона ..... от 07.06.1996 № 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в .....", согласно которым до ДД.ММ.ГГГГ собственники зданий, строений, сооружений приобретают земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по цене установленной субъектами Российской Федерации, а именно в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога на единицу площади земельного участка (подпункт 3 пункта 3 статьи 12 Закона ..... от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с пп. 1 ч. 1 Постановления Правительства ..... от 02.05.12 г. № 639/16 «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности ..... или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, цена продажи в отношении земельных участков с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) равна трем процентам (3 %) кадастровой стоимости земельного участка.
На основании вышеизложенного исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме. Вместе с тем суд считает необходимым не указывать размер выкупной цены, а только указать – 3% от кадастровой стоимости, поскольку кадастровая стоимость может измениться на момент заключения договоров купли-продажи.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие Администрации ..... района ....., выразившегося в непринятии решения о предоставлении Гусеву Ю.И. в собственность земельных участков: площадью 1714 кв.м. №, площадью 1857 кв.м №, с местоположением в АДРЕС, для ведения личного подсобного хозяйства, не направлении проектов договоров купли-продажи земельных участков.
Обязать Администрацию ..... района принять решение о предоставлении Гусеву Ю.И. в собственность земельного участка площадью 1714 кв.м. №, с местоположением в АДРЕС, для ведения личного подсобного хозяйства, путем выкупа земельного участка по цене в размере тех процентов (3%) от кадастровой стоимости земельного участка.
Обязать Администрацию ..... района принять решение о предоставлении Гусеву Ю.И. в собственность земельного участка площадью 1857 кв.м №, с местоположением в АДРЕС, для ведения личного подсобного хозяйства, путем выкупа земельного участка по цене в размере тех процентов (3%) от кадастровой стоимости земельного участка.
Обязать Администрацию ..... района заключить с Гусевым Ю.И. договор купли-продажи земельного участка площадью 1714 кв.м. №, с местоположением в АДРЕС, для ведения личного подсобного хозяйства по цене в размере тех процентов (3%) от кадастровой стоимости земельного участка.
Обязать Администрацию ..... района заключить с Гусевым Ю.И. договор купли-продажи земельного участка площадью 1857 кв.м №, с местоположением в АДРЕС для ведения личного подсобного хозяйства, по цене в размере тех процентов (3%) от кадастровой стоимости земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Д.К. Васина