Дело № 2-1357/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2018 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Аксютенко А.Н.,
при секретаре Козловой Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО10 к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Золотой ключик» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО10 к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Золотой ключик» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что ФИО10 с 17.01.2017г. принят на работу в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Золотой ключик» дворником. В ходе прокурорской проверки было выявлено нарушение его трудовых прав, выразившееся в выплате ему заработной платы за период с января по декабрь 2017 года ниже минимального размера оплаты труда с учетом соответствующих надбавок и доплат за климатические условия. В связи с чем просил взыскать в пользу ФИО10 с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период, с учетом уточнений, в, размере 11865,50 руб.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Екимов А.А. заявленные требования подержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что предметом проверки правильность начисления и выплаты сверхурочных не являлось, данные действия работодателя материальный истец не обжаловал. Материальный истец ФИО10 в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Золотой ключик» Овчинникова А.С. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства финансов Красноярского края Долгих М.Н. в судебное заседание не явилась, направила возражения на иск, в котором просила в удовлетворении требований отказать, поскольку заработная плата выплачивалась в соответствии с действующими нормативными актами и существовавшей в спорный период судебной практикой.
Представитель третьего лица Управления образования администрации г. Канска Крикунова А.А. в судебное заседание не явилась, направила отзыв на иск, в котором ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что прокурор неверно при расчете заработной платы произвел расчет сверхурочных часов отработанного времени, полагала, что заработная плата начислялась правильно, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица администрации г. Канска Кейдюк Н.Г. в суд не явилась, предоставив письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом мнения явившихся участников процесса и требований ст. 167 ГПК РФ, и, заслушав истца, а также исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ ( ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
Статьей 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7500 рублей в месяц.
Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7800 рублей в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 7500 руб. (с января по июнь 2017 года) и 7800 руб. (с июля по декабрь 2017 года) с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 12000 руб. (с января по июнь 2017 года) и 12480 руб. (с июля по декабрь 2017 года).
Утверждения представителя третьего лица Министерства финансов Красноярского края об обратном, противоречат приведенным нормам трудового законодательства, основаны на неверном толковании норм права.
Как установлено в судебном заседании, ФИО10 принят на работу в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Золотой ключик» на должность дворник, что подтверждается копией срочного трудового договора № от 17.01.2017г., копией срочного трудового договора № от 17.04.2017г., копией срочного трудового договора б/н от 29.05.2017г. и дополнительными соглашениями к трудовым договорам от 01.06.2017г., 09.06.2017г., 08.08.2017г., установлен оклад 2454 руб., северный коэффициент 30 %, районный коэффициент 30% к заработной плате.
В ходе прокурорской проверки по заявлению ФИО10 выявлено нарушение его трудовых прав, выразившееся в выплате ему заработной платы за период с января по декабрь 2017 года ниже минимального размера оплаты труда с учетом надбавок и доплат за климатические условия.
Поскольку судом установлено, что работодателем МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Золотой ключик» заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию:
1) за отработанные 88 часов в январе 2017 года в размере 911,05 руб., которая рассчитана по следующей схеме: 12000 руб. / 136 час. (норма времени в январе 2017 г.) *88 час. (отработано работником) = 7764,70 руб. (должно быть начислено) – 6853,65 руб. (фактически начислено)
2) за отработанные 128 часов в феврале 2017 года в размере 149,26 руб., которая рассчитана по следующей схеме: 12000 руб. / 143 час. (норма времени в феврале 2017 г.) * 128 час. (отработано работником) = 10741,26руб. (должно быть начислено) – 10592 руб. (фактически начислено).
3) за отработанные 156 часов в июне 2017 года в размере 513,03рублей: 12000 руб. / 168 час. (норма времени в июне 2017 г.) * 168 часов (отработано работником) = 11142,86 руб. (должно быть начислено) – 10629,83 руб. (фактически начислено).
4) за отработанные 180 часов в июле 2017 года в размере 2779,43 рубля: 12480 руб. / 168 час. (норма времени в июле 2017 г.) * 168 час. (отработано работником) = 13371,43 руб. (должно быть начислено) – 10592руб. (фактически начислено).
5) за отработанные 156 часов в августе 2017 года в размере 1600,70 руб: 12480 руб. / 184 час. (норма времени в августе 2017 г.) *156 час. (отработано работником) = 10580,87 руб. (должно быть начислено) – 8980,17 руб. (фактически начислено).
6) за отработанные 144 часа в сентябре 2017 года в размере 1618,28 руб.: 12480 руб. / 168 час. (норма времени в сентябре 2017 г.) * 144 час. (отработано работником) = 10697,14 руб. (должно быть начислено) – 9078,86 руб. (фактически начислено).
7) за отработанные 173 часа в октябре 2017 года в размере 1855,82 руб.: 12480 руб. / 176 час. (норма времени) * 173 час. (отработано работником) = 12267,27 руб. (должно быть начислено) – 10411,45 руб. (фактически начислено).
8) за отработанные 156 часов в ноябре 2017 года в размере 1763,64 руб.: 12480 руб. / 167 час. (норма времени в ноябре ) * 156 час. (отработано работником) = 11657,96 руб. (должно быть начислено) – 9894,32 руб.(фактически начислено).
9) за отработанные 60 часов в декабре 2017 года в размере 674,29 руб.: 12480 руб. / 168 час. (норма времени в декабре 2017 г.) * 60 час. (отработано работником) = 4457,14руб. (должно быть начислено) – 3782,85 руб. (фактически начислено).
Всего сумма недоначисленной заработной платы до уровня МРОТ составила 11865,50 рублей. Расчет основан на представленных ответчиком табелях учета рабочего времени и расчетных листах, отражающих сумму начисленной заработной платы и количество отработанных часов. Суд полагает, что возражения представителя третьего лица относительно ошибочности расчета и необходимости перерасчета заработной платы с учетом выполнения истцом сверхурочной работы, не могут быть приняты во внимание, поскольку предметом спора не являются. Истец не лишен права обратиться с самостоятельным иском в случае нарушения его трудовых прав в результате невыплаты заработной платы за время сверхурочной работы.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению и с работодателя в лице МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Золотой ключик» в пользу истца подлежит взысканию задолженность по заработной плате с января по декабрь 2017 года в размере 11865,50 руб.
В соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Золотой ключик» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 475 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО10 к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Золотой ключик» о взыскании заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Золотой ключик» в пользу ФИО10 задолженность по заработной плате в размере 11865,50 руб.
Взыскать с МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Золотой ключик» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 475 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня оглашения.
Судья А.Н. Аксютенко