№2-7500/2020
10RS0011-01-2020-014663-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2020 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Шишкарёвой И.А. при секретаре Воробьевой Е.А., с участием помощника прокурора Елисеева А.А., представителя ответчика по доверенности Щепериной Н.А., представителя третьего лица по доверенности Евсюковой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи гражданское дело по иску прокурора Сегежского района в интересах неопределенного круга лиц к казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» о понуждении совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Сегежского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к КУ РК «Управтодор» о понуждении совершить определенные действия, по следующим мотивам. Пунктом 2.1 Устава КУ РК «Управтодор» установлено, что КУ РК «Управтодор» создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них Республики Карелия регионального или межмуниципального значения. Для достижения целей своей деятельности КУ РК «Управтодор» осуществляет выполнение функций заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и другие виды деятельности (п. 2.3 Устава КУ РК «Управтодор»). В силу п. 8 ст. 5 Закона № 257-ФЗ критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 20.03.2008 № 176-р автомобильная дорога регионального значения <адрес> закреплена на праве оперативного управления за КУ РК «Управтодор». Искусственные сооружения входят в состав Автодороги. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Вместе с тем, в ходе проверки установлены обстоятельства, указывающие на неисполнение КУ РК «Управтодор» перечисленных требований законодательства. Так, на Автодороге находятся два искусственных сооружения: мостовой переход на км <адрес>. Согласно заключениям <данные изъяты> проводившего внеплановое обследование названных мостовых переходов, Мост 9 км находится в неудовлетворительном техническом состоянии, требует реконструкции, а Мост 22 км - в аварийном состоянии, также требует реконструкции. Мост 22 км рекомендовано закрыть для движения автотранспорта и пешеходов до проведения работ по его реконструкции.
Из ответов КУ РК «Управтодор» следует, что в целях реконструкции мостовых переходов изготовлена проектная документация, которая находится на экспертизе. В случае получения положительного заключения экспертизы будут заключены государственные контракты по реконструкции объектов капитального строительства. При этом указывается, что работы по реконструкции моста 9 км и моста 22 км запланированы в рамках федерального проекта «Мосты и путепроводы», который не утвержден.
Длительное неисполнение КУ РК «Управтодор» требований законодательства о безопасности дорожного движения в части непроведения реконструкции мостовых переходов создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения. Бездействие КУ РК «Управтодор» может стать причиной не только дорожно-транспортных происшествия, но и повлечь разрушение дамбы ГЭС «Ондская», в связи с чем, истец просил обязать ответчика выполнить реконструкцию мостовых переходов на <адрес> автомобильной дороги регионального значения «<адрес>
В судебном заседании помощник прокурора Елисеев А.А. требования поддержал, указав, что реконструкция мостов длительная процедура, требующая определенного периода времени на выполнения мероприятий.
Представитель ответчика по доверенности Щеперина Н.А. в судебном заседании указала на неверное название дороги в иске, поддержала позицию, изложенную в отзыве, полагая, что иск заявлен преждевременно, учреждение с ДД.ММ.ГГГГ года проводит мероприятия, направленные на реконструкцию мостов. КУ РК «Управтодор» представило отзыв на исковое заявление, по которому учреждение, наделенное полномочиями получателя бюджетных средств, только после доведения министерством лимитов бюджетных обязательств, вправе заключить государственные контракты на выполнение работ по реконструкции объектов. Вместе с тем, в соответствии с приказом Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден ДД.ММ.ГГГГ план проектно-изыскательских работ на ДД.ММ.ГГГГ год по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения РК и искусственных сооружений на них, в которой были включены рассматриваемые объекты, в дальнейшем работы были пролонгированы на ДД.ММ.ГГГГ год. В настоящее время учреждением мероприятия, направленные на реализацию заявленных исковых требований, уже добровольно выполняются с ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ заключены государственные контракты с ООО «Проектно-изыскательский институт «Севзапдорпроект» № и № на разработку документации по планировке территории, выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации объектов: «Реконструкция мостового перехода на <адрес>
В настоящий момент подрядчиком результат (соответствующая документация) работ сдан учреждению только по государственному контракту № по объект <адрес> что подтверждается актом о приемке выполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГ. По объекту «Реконструкция мостового перехода <адрес> подрядной организацией результат работ по государственному контракту № не передан заказчику. В целях дальнейшей реализации проекта по реконструкции объекта в рамках своих полномочий учреждение в течение 1 календарного месяца с момента приемки выполненных работ по вышеуказанным государственным контрактам намерено обратиться в министерство о выделении финансирования до конца ДД.ММ.ГГГГ
Учреждение указывает, что на проведение мероприятий, направленных на претворение в жизнь проектов с учетом порядка проведения закупок, установленных ФЗ№ 44-ФЗ, потребуются следующие сроки: по объекту <адрес> с момента доведения лимитов бюджетных обязательств- проведение кадастровых работ – 6 мес., проведение закупки – мес., проведение строительных работ 18 мес., по объекту <адрес> с момента доведения лимитов бюджетных обязательств- проведение кадастровых работ – 6 мес., проведение закупки – мес., проведение строительных работ 15 мес.,
Представитель третьего лица по доверенности Евстюкова Ю.В. в судебном заседании поддержала доводы отзыва. Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи представлен отзыв на иск, по которому являясь главным распорядителем бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств в установленной сфере деятельности. Обязанности по содержанию, ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на территории РК возложены на КУ «Управтодор», которое находится в ведомственном подчинении Министерства. Учитывая аварийное состояние мостов, было принято решение о необходимости разработки проектной документации по их реконструкции. В настоящее время разработка проектной документации завершена, проектная документация проходит государственную экспертизу. В соответствии со сводным сметным расчетом стоимости работ по <адрес> составляет 594,3 млн. руб. В целях снижения социального напряжения и обеспечения полноценного транспортного сообщения Министерство письмом от ДД.ММ.ГГГГ предложило министерству экономического развития и промышленности РК включить реконструкцию <адрес> в перечень мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до ДД.ММ.ГГГГ», планируемой к продлению до ДД.ММ.ГГГГ. После утверждения изменений в программу и выделения средств из федерального бюджета будут незамедлительно приняты меры по объявлению торгов и заключению государственного контракта на выполнение работ по реконструкции моста. Также возможные меры по поддержанию моста <адрес> в надлежащем состоянии будут осуществляться в рамках работ по содержанию до решения вопроса по финансированию.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов.
В соответствии с п. 3 ст. 35 данного Федерального закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Положения ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предоставляют прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из данного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 18.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; а под автомобильной дорогой - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
По смыслу п. 7 ст. 3 Закона № 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела КУ РК «Управтодор» создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них Республики Карелия регионального или межмуниципального значения (п.2.1 Устава). Для достижения целей своей деятельности КУ РК «Управтодор» осуществляет выполнение функций заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и другие виды деятельности (п. 2.3 Устава КУ РК «Управтодор»).
В силу п. 8 ст. 5 Закона № 257-ФЗ критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № автомобильная дорога регионального значения <адрес> закреплена на праве оперативного управления за КУ РК «Управтодор». Искусственные сооружения входят в состав Автодороги.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
ДД.ММ.ГГГГ между КУ РК «Управтодор» и ООО «Проектно-изыскательский институт «Севзапдорпроект» заключены государственные контракты № (срок окончания ДД.ММ.ГГГГ) и № (срок окончания ДД.ММ.ГГГГ) на разработку документации по планировке территории, выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации объектов: «Реконструкция мостового перехода <адрес>
Актом выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что <данные изъяты> выполнило работы по разработке документации по Реконструкции мостового перехода на км<адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Сегежского района было принято решение о проведении проверки ответчика ввиду поступившей информации ОГИБДД ОМВД России по Сегежскому району от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком проверки по ДД.ММ.ГГГГ. По указанному обращению от ДД.ММ.ГГГГ на региональной дороге <адрес> находятся два признанных аварийных моста, в связи с чем создается серьезная опасность для жизни и здоровья граждан, при разрушении указанных мостовых сооружений из-за движения тяжеловесных транспортных средств, масса которых многократно превышает разрешенную массу для движения транспортным средств.
В ходе указанной проверки установлены следующие обстоятельства, указывающие на неисполнение КУ РК «Управтодор» перечисленных требований законодательства: на автодороге находятся два искусственных сооружения: <адрес>. Согласно заключениям <данные изъяты> проводившего обследование названных мостовых переходов, сделаны выводы, что мост 22 км -несущая способность пролетных строений и опор в связи со значительной перегрузкой лишними слоями асфальтобетонного покрытия практически полностью исчерпана, рекомендовано закрыть для движения автотранспорта и пешеходов до проведения работ по его реконструкции; мост 9 км находится в неудовлетворительном техническом состоянии, требует реконструкции, где следует произвести полную замену пролетных строений моста, выполнить ремонт и усиление опор.
Из ответа КУ РК «Управтодор» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в целях реконструкции мостовых переходов изготовлена проектная документация, которая находится на рассмотрении в АУ «Карелгосэкспертиза РК». В случае получения положительного заключения экспертизы государственные контракты планируются к исполнению. При этом указывается, что работы по <адрес> запланированы в рамках федерального проекта «Мосты и путепроводы», ориентировочный срок согласования механизма ДД.ММ.ГГГГ.
Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи письмом от ДД.ММ.ГГГГ №-и предложило министерству экономического развития и промышленности РК включить реконструкцию моста на <адрес> в перечень мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до ДД.ММ.ГГГГ», планируемой к продлении до ДД.ММ.ГГГГ. После утверждения изменений в программу и выделения средств из федерального бюджета будут незамедлительно приняты меры по объявлению торгов и заключению государственного контракта на выполнение работ по реконструкции моста. Ответа от министерства не последовало.
Требование прокуратуры в адрес ответчика направлено ДД.ММ.ГГГГ, ответ на требование был предоставлен ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.
Длительное неисполнение КУ РК «Управтодор» требований законодательства о безопасности дорожного движения в части не проведения реконструкции мостовых переходов создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, т.е. неопределенного круга лиц.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в нарушение норм ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Сегежского района в интересах неопределенного круга лиц правомерны и подлежат удовлетворению в этой части в полном объеме.
Однако, в силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с требованиями вышеуказанной статьи, а так же с учетом того, что для исполнения требований прокурора требуется время, принимая во внимание позицию ответчика и требования законодательства, суд находит возможным установить ответчику срок для исполнения требований прокурора по данному иску 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Предоставление большего срока суд полагает нецелесообразным, поскольку при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.
Отсутствие финансирования не может служить основанием для отказа в иске.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, ст.333.36 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика в сумме 6000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Сегежского района в интересах неопределенного круга лиц к казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать казенное учреждение Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» в течение 18 (восемнадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить реконструкцию мостовых переходов на <адрес>
Взыскать с казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в сумме 6000 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.А. Шишкарёва
Мотивированное решение составлено 10.12.2020