Дело № 2-689/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2018 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Гатиной Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску Халяуха Ольги Фроловны к администрации г. Лысьвы о возложении обязанности по заключению договора социального найма на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Халяуха О.Ф. обратилась в суд с иском к администрации г. Лысьвы о возложении обязанности по заключению с ней договора социального найма на жилой помещение, расположенное по <адрес>. В обоснование заявленных требований указала, что с 1991 она была принята на работу в жилищно-коммунальный отдел АК ЛМЗ. В 1994 году ей по месту работы была предоставлена для проживания служебная квартира по <адрес> С указанного времени она и члены ее семьи постоянно проживают в квартире, несут расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. В декабре 2017 года она обратилась в администрацию г. Лысьвы с заявлением о заключении с ней договора социального найма на спорное жилое помещение, однако в удовлетворении данного заявления было отказано по причине отсутствия требуемого стажа в предприятии, которое ей предоставило данное помещение. Однако считает данный отказ незаконным, поскольку ее увольнение в 2000 году было вызвано уважительными причинами, а именно по состоянию здоровья. С момента ее увольнения по настоящее время администрация г. Лысьвы каких-либо требований к ней и членам ее семьи не предъявляла, их право на проживание в спорном жилом помещении не оспаривала. С учетом данных обстоятельств, просила возложить на администрацию г. Лысьвы заключить с ней договор социального найма на жилое помещение по <адрес>, что позволит ей впоследствии получить данное жилое помещение в собственность в порядке приватизации.
Представитель администрации г. Лысьвы Баландина О.А. в судебном заседании заявленные требования не признала. Пояснила, что в декабре 2017 по результатам рассмотрения заявления Халяуха О.Ф. жилищно-бытовой комиссией принято решение об отказе в заключении договора социального найма по той причине, что у истицы отсутствует 10-летний стаж на предприятии, которое предоставило ей данную квартиру. Более того, жилой дом, где расположена спорная квартира, в апреле 2018 года признан аварийным и подлежащим сносу, а соответственно возложение на орган местного самоуправления обязанности заключить договор социального найма на аварийное помещение противоречит действующему законодательству.
Третье лицо Трембовецкая А.С. в судебном заседании заявленные требования Халяуха О.Ф. поддержала, дала аналогичные показания. Также пояснила, что иного жилого помещения их семья не имеет, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий они не состоят.
Третье лицо Некрасова Д.О. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Из положений п. п. 2 - 4 ст. 49 ЖК РФ следует, что правом на заключение договора социального найма обладают малоимущие граждане, признанные в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Как установлено в судебном заседании, 06.12.1991 Халяуха О.Ф. была принята в цех металлоизделий № 4 АК ЛМЗ на должность штамповщика, 19.02.1992 переведена в жилищно-коммунальный отдел дворником, 31.07.1994 была уволена переводом в МП «Управление домами № 3». Впоследствии, с 01.08.1994 была принята в МП «Управление домами № 3» дворником, а с 01.11.2000 года была уволена по собственному желанию, что подтверждается выпиской из трудовой книжки (л.д. 9-10), а также справками (л.д. 46-48).
Также судом установлено, что 13.10.1994 Халяуха О.Ф. в связи с ее работой в жилищно-коммунальном отделе АК ЛМЗ было предоставлено для проживания жилое помещение по <адрес>, которое постановлением администрации г. Лысьвы от 17.05.1993 № 130-5 было признано служебным жилым помещением.
Данные обстоятельства подтверждаются копией ордера (л.д. 77), постановлением (л.д. 32), а также пояснениями участников процесса.
Согласно выписки из реестра (л.д. 34), квартира по <адрес> является муниципальной собственностью и отнесена к служебным жилым помещениям.
Истица, обращаясь в суд с иском о возложении на администрацию г. Лысьвы обязанности по заключению с ней договора социального найма на спорное жилое помещение, ссылается на факт длительного проживания, а также факт ее работы в предприятии, которым ей была предоставлена данная квартира, в течение периода с 1991 по 2000 г.г.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 92 ЖК РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Порядок отнесения помещения к специализированному жилищному фонду установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 42, в соответствии с п. 12 которого, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных правилами.
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Таким образом, исходя из смысла указанных норм, возможность заключения договоров социального найма на жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, жилищным законодательством не предусмотрена.
Доводы истицы о том, что она в течение длительного времени работала в жилищно-коммунальном отделе, а в последствии муниципальном предприятии «Управление домами №3», не могут быть приняты во внимание в качестве основания для удовлетворения иска о возложении на администрацию г. Лысьвы обязанности по заключению с ней договора социального найма.
Действительно, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 2 июля 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с вышеприведенным положением закона невозможность выселения граждан, без предоставления другого жилого помещения, проживающих в специализированных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрена лишь при одновременном наличии двух условий: указанные граждане должны быть отнесены к перечню лиц, выселение которых не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 108 Жилищного кодекса РСФСР), а также такие граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма либо иметь право состоять на таком учете.
В соответствии с пунктом 9 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР не подлежали выселению без предоставления другого жилого помещения лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); пенсионеры по старости.
При этом, из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ (01.03.2005 г.).
Между тем доказательства, подтверждающие, что к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005 г.) истец обладала статусом лиц, названных в ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, имела право состоять на учете нуждающихся, в том числе, могла быть отнесена к категории малоимущих граждан, представлены не были.
Исходя из материалов дела следует, что стаж работы истицы на предприятии, по ходатайству которого ей было предоставлено служебное жилое помещение, составил 8 лет, иных данных о ее последующем трудоустройстве в муниципальное предприятие в ходе судебного заседания не представлено. Более того, не могут быть применены к данным правоотношениям и положения п. 9 ч. 1 ст.108 ЖК РСФСР, поскольку к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года) Халяуха О.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пенсионером по старости не являлась (пенсионный возраст она достигла в 2006 году).
В силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях пенсионеры по старости.
Таким образом, в силу требований действующего Жилищного кодекса РФ пенсионеры по старости не могут быть выселены из служебного жилого помещения в случае, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Однако, из справки администрации г. Лысьвы (л.д. 33) следует, что Халяуха О.Ф. в общегородской очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, что также не оспаривалось истицей в ходе судебного заседания.
Таким образом, поскольку спорное жилое помещение имеет статус служебного, исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке не производилось, основания для заключения на данное жилое помещение договора социального найма отсутствуют.
При принятии решения суд также учитывает, что постановлением администрации г. Лысьвы от 10.05.2018 (л.д. 35) жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу п. 50 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что заключение договора социального найма после признания дома аварийным и подлежащим сносу не допускается в силу прямого запрета закона, поскольку спорное жилое помещение не отвечает требованиям жилого помещения, соответственно не может являться предметом договора социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию г. Лысьвы обязанности по заключению договора социального найма на жилое помещение по <адрес> Халяуха Ольге Фроловне отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись)
Копия верна.
Судья: