Дело №12-30/2017
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
20 июня 2017 года пгт. Ленино
Судья Ленинского районного суда Республики Крым Казацкий Владимир Владимирович, при секретаре Септаровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда пгт. Ленино (298200, РФ, Республика Крым, Ленинский район, пгт. Ленино, ул. Пушкина 33) жалобу ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» на постановление главного государственного инспектора Ленинского района по пожарному надзору - начальника отделения надзорной деятельности по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым от 23 марта 2017 года №10/2017/2, которым:
ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство», ОГРН 1149102176717, ИНН 9108117297, дата государственной регистрации – 27.12.2014 года, юридический адрес: РФ, Республика Крым, г. Старый Крым, ул. Розы Люксембург, д. 41
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, -
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением №10/2017/2 от 23.03.2017 года главного государственного инспектора Ленинского района по пожарному надзору - начальника отделения надзорной деятельности по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150000 рублей за то, что 21 марта 2017 года в 11-00 часов на территории Ленинского производственного участка ГАУ РК «Старокрымское лесоохотничье хозяйство», расположенного по адресу: РФ, Республика Крым, Ленинский район, пгт. Ленино, ул. Чернышевского, 13, на территории и в помещениях, юридическое лицо ГАУ РК «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» нарушило требования пожарной безопасности, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, государственными стандартами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами в области пожарной безопасности - Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390, а именно: - не организована очистка территории производственного участка от сухой растительности и горючих отходов (п.77 ППР в РФ); - на дверях помещений производственного и складского назначения не нанесены обозначения их категорий по пожарной опасности (п.20 ППР в РФ); - территория производственного участка не оборудована знаками пожарной безопасности (п.43 ПНР в РФ); - не устранены повреждения огнезащитной обмазки, штукатурки горючих строительных конструкций кровли здания гаража (п.21 ППР в РФ); - не устранены повреждения огнезащитной обмазки, штукатурки горючих строительных конструкций кровли здания складов (п.21 ППР в РФ); - не устранены повреждения огнезащитной обмазки, штукатурки горючих строительных конструкций кровли административного здания (п.21 ППР в РФ); - не устранены повреждения огнезащитной обмазки, штукатурки горючих строительных конструкций кровли здания пилорамы (п.21 ППР в РФ); - в административном здании используются участки временной электропроводки (п.42 ППР в РФ); - в административном здании в подсобном помещении эксплуатируется светильник со снятым колпаком, предусмотренным конструкцией светильника (п.42 ППР в РФ); - в помещении сторожки эксплуатируются 2 светильника со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильника (п.42 ППР в РФ); - в помещении пилорамы эксплуатируется светильник со снятым колпаком, предусмотренным конструкцией светильника (п.42 ППР в РФ); - в помещении сторожки под электрощитом размещены горючие материалы (п.42 ППР в РФ); - здания и территория производственного участка не обеспечены источником противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); - не организовано проведение проверок работоспособности исправности источников наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов (п.55 ППР в РФ); - отсутствуют указатели направления движения к пожарным водоисточникам (п.55 ППР в РФ); - руководителем объекта не обеспечено исправное состояние систем автоматических установок пожарной сигнализации (п.61 ППР в РФ); - здания не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам (п.70 ППР в РФ); - не обеспечена исправность имеющегося огнетушителя (огнетушитель не укомплектован раструбом) (п. 478 ППР в РФ); - на производственном участке отсутствуют паспорта на огнетушители (п.475 ППР в РФ); - на огнетушители не нанесены порядковые номера (п.475 ППР в РФ); - пожарные щиты на территории производственного участка не укомплектованы немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно норм, имеющийся инвентарь частично неисправен (дырявое ведро) (п.482 ППР в РФ); - в административном здании произведено изменение объемно-планировочных решений с устройством в лестничной клетке подсобного помещения на пути эвакуации (пп. 23. 33. 36 ППР в РФ). При этом из описательно-мотивировочной части обжалуемого постановления следует, что в деяниях ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» усматриваются составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Представитель ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» обратился в суд с жалобой на постановление главного государственного инспектора Ленинского района по пожарному надзору - начальника отделения надзорной деятельности по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым от 23 марта 2017 года о привлечении ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» к административной ответственности по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, в которой просит отменить обжалуемое постановление, поскольку проверка была проведена с грубыми нарушениями ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Так, фактически проверка проводилась не 21 марта 2017 года, а 16 марта 2017 года, что подтверждается производственными записками работников Ленинского производственного участка ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство». Кроме того, в распоряжении о проведении проверки в качестве проверяющего было указано одно лицо – ФИО2, однако фактически проверку проводило иное лицо – ФИО3 Также о проводимой внеплановой проверке своевременно (за 24 часа) не был извещен законный представитель юридического лица и соответственно при проводимой проверке он не присутствовал, а присутствующая при проверке ФИО4 не является таковым. Соответственно, акт проверки своевременно законному представителю юридического лица вручен также не был. Кроме того, акт проверки, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административно ответственности были вынесены одним и тем же лицом, что противоречит законодательству РФ.
Представители ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» в судебном заседании жалобу поддержали по указанным в ней основаниям, просят ее удовлетворить. Также подтвердили, что действительно по факту возгорания травы 07 марта 2017 года должностными лицами ОНД по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым проводилась проверка.
Главный государственный инспектор Ленинского района по пожарному надзору - начальник отделения надзорной деятельности по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО3 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и просит в ее удовлетворении отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях. Дополнительно пояснил, что проверка проводилась именно им и непосредственно 21 марта 2017 года согласно вынесенного и согласованного распоряжения о проведении внеплановой проверки. 16 марта 2017 года на территории Ленинского производственного участка проводилась не внеплановая выездная проверка, а присутствовали сотрудники ОНД по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым с целью проведения проверки по факту возгорания сухой травы на территории Ленинского участкового лесничества, имевшего место 07 марта 2017 года, которые визуально и выявили имеющиеся на территории Ленинского производственного участка ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» нарушения противопожарного законодательства РФ, о чем и было сообщено ему в своем представлении, и что стало основанием для инициирования проведения внеплановой выездной проверки. Подтвердил, что вначале в вынесенном распоряжении о проведении проверки в качестве проверяющего лица был указан именно ФИО2, однако поскольку в дальнейшем стало известно, что данное лицо не сможет принять участие в ее проведении, он воспользовался своим правом, предусмотренным Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, и вынес новое распоряжение, в котором фактически заменил проверяющее лицо с ФИО2 на себя – ФИО3 О проведении проверки, ее сроках, а также об итогах ее проведения своевременно было уведомлено должностное лицо ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» - начальник Ленинского производственного участка ФИО4 Непосредственно руководителя ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» он не уведомлял, поскольку посчитал достаточным уведомления должностного лица ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» - ФИО4, которая и является ответственным лицом за противопожарную безопасность на проверяемом объекте - Ленинском производственном участке. Также считает несостоятельным довод о том, что он не имел права проводить проверку, составлять протокол и выносить постановление по делу, поскольку действующее законодательство РФ не содержит норм, это запрещающих, что также подтверждается судебной практикой Верховного суда РФ.
Выслушав пояснения представителей ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство», главного государственного инспектора Ленинского района по пожарному надзору - начальника отделения надзорной деятельности по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО3, исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, судья приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу, исходя из следующего.
Согласно п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении может быть принято решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, среди прочего, и наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Данные требования закона при производстве по делу должностным лицом соблюдены не были.
Частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения и вынесения обжалуемого постановления) предусмотрена административная ответственность за: - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи (часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ); - нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения (часть 3 ст. 20.4 КоАП РФ); - нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ).
Судом установлено, что 17 марта 2017 года и.о. дознавателя ОНД по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым в адрес начальника ОНД по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым было вынесено представление, в которым были указаны выявленные дознавателем на территории Ленинского производственного участка ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» в ходе проведения проверки по факту возгорания сухой травы на территории Ленинского участкового лесничества, имевшего место 07 марта 2017 года, нарушения противопожарного законодательства РФ. На основании информации, изложенной в представлении, 17 марта 2017 года начальником ОНД по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым было вынесено распоряжение №12 о проведении внеплановой выездной проверки Ленинского производственного участка ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» в период с 21 марта 2017 года по 25 марта 2017 года, при этом лицом, уполномоченным на проведение проверки был указан инспектор ОНД по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2 Данное распоряжение №12 от 17.03.2017 года вместе с представлением дознавателя ОНД по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым и заявлением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки было направлено прокурору Ленинского района Республики Крым, который своим решением от 20 марта 2017 года согласовал проведение внеплановой выездной проверки Ленинского производственного участка ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» в период с 21 марта 2017 года по 25 марта 2017 года. При этом как следует из представленных судье документов, и.о. прокурора Ленинского района Республики Крым было согласовано проведение проверки именно на основании распоряжения №12 от 17 марта 2017 года о проведении внеплановой выездной проверки Ленинского производственного участка ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство», в котором лицом, уполномоченным на проведение проверки, был указан инспектор ОНД по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2
В то же время, как следует из материалов дела об административном правонарушении в отношении ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство», что также подтверждается пояснениями в судебном заседании главного государственного инспектора Ленинского района по пожарному надзору - начальника отделения надзорной деятельности по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО3., в связи с невозможностью участия инспектора ФИО2 в проверке ним было повторно вынесено распоряжения №12 от 17 марта 2017 года о проведении внеплановой выездной проверки Ленинского производственного участка ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» в период с 21 марта 2017 года по 25 марта 2017 года, в котором лицами, уполномоченным на проведение проверки, уже были указаны начальник отделения надзорной деятельности по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО3 и инспектор ОНД по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2
Повторно вынесенное распоряжение №12 от 17 марта 2017 года о проведении внеплановой выездной проверки Ленинского производственного участка ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» в период с 21 марта 2017 года по 25 марта 2017 года было вручено начальнику Ленинского производственного участка ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» ФИО4 17 марта 2017 года, что подтверждается ее подписью на распоряжении. По итогам внеплановой выездной проверки, проведенной начальником отделения надзорной деятельности по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО3 21 марта 2017 года с 11-00 часов до 14-00 часов, 21 марта 2017 года в 14-00 часов был составлен акт проверки №12, в котором были перечисленные выявленные в ходе проверки правонарушения. Данный акт был вручен начальнику Ленинского производственного участка ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» ФИО4 21 марта 2017 года. Определением главного государственного инспектора Ленинского района по пожарному надзору - начальника отделения надзорной деятельности по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО3 от 21 марта 2017 года на основании акта проверки №12 от 21 марта 2017 года в отношении ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, представитель ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» был вызван на рассмотрение дела на 23 марта 2017 года на 11-00 часов. Данное определение, определение о вызове и определение о назначении места и времени рассмотрения дела были направлены в ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» посредством электронной почты.
23 марта 2017 года главным государственным инспектором Ленинского района по пожарному надзору - начальником отделения надзорной деятельности по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО3 в присутствии законного представителя ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» - директора ФИО1 в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении №10/2017/3 по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которого 21 марта 2017 года в 11-00 часов на территории Ленинского производственного участка ГАУ РК «Старокрымское лесоохотничье хозяйство», расположенного по адресу: РФ, Республика Крым, Ленинский район, пгт. Ленино, ул. Чернышевского, 13, юридическим лицом ГАУ РК «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» нарушены требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390, а именно: - не организована очистка территории производственного участка от сухой растительности и горючих отходов (п.77 ППР в РФ); - на дверях помещений производственного и складского назначения не нанесены обозначения их категорий по пожарной опасности (п.20 ППР в РФ); - территория производственного участка не оборудована знаками пожарной безопасности (п.43 ПНР в РФ); - не устранены повреждения огнезащитной обмазки, штукатурки горючих строительных конструкций кровли здания гаража (п.21 ППР в РФ); - не устранены повреждения огнезащитной обмазки, штукатурки горючих строительных конструкций кровли здания складов (п.21 ППР в РФ); - не устранены повреждения огнезащитной обмазки, штукатурки горючих строительных конструкций кровли административного здания (п.21 ППР в РФ); - не устранены повреждения огнезащитной обмазки, штукатурки горючих строительных конструкций кровли здания пилорамы (п.21 ППР в РФ); - в административном здании используются участки временной электропроводки (п.42 ППР в РФ); - в административном здании в подсобном помещении эксплуатируется светильник со снятым колпаком, предусмотренным конструкцией светильника (п.42 ППР в РФ); - в помещении сторожки эксплуатируются 2 светильника со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильника (п.42 ППР в РФ); - в помещении пилорамы эксплуатируется светильник со снятым колпаком, предусмотренным конструкцией светильника (п.42 ППР в РФ); - в помещении сторожки под электрощитом размещены горючие материалы (п.42 ППР в РФ); - здания и территория производственного участка не обеспечены источником противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); - не организовано проведение проверок работоспособности исправности источников наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов (п.55 ППР в РФ); - отсутствуют указатели направления движения к пожарным водоисточникам (п.55 ППР в РФ); - руководителем объекта не обеспечено исправное состояние систем автоматических установок пожарной сигнализации (п.61 ППР в РФ); - здания не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам (п.70 ППР в РФ); - не обеспечена исправность имеющегося огнетушителя (огнетушитель не укомплектован раструбом) (п. 478 ППР в РФ); - на производственном участке отсутствуют паспорта на огнетушители (п.475 ППР в РФ); - на огнетушители не нанесены порядковые номера (п.475 ППР в РФ); - пожарные щиты на территории производственного участка не укомплектованы немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно норм, имеющийся инвентарь частично неисправен (дырявое ведро) (п.482 ППР в РФ); - в административном здании произведено изменение объемно-планировочных решений с устройством в лестничной клетке подсобного помещения на пути эвакуации (пп. 23. 33. 36 ППР в РФ). Копия данного протокола в этот же день была вручена законному представителю юридического лица под роспись и назначена дата и время его рассмотрения – 23 марта 2017 года в 12-00 часов. Как усматривается из данного протокола, основанием его составления послужили материалы, собранные при проведении проверки, а именно акт проверки №12 от 21 марта 2017 года. При этом законный представитель юридического лица был с данным протоколом не согласен, о чем свидетельствует внесенная в протокол соответствующая запись.
Постановлением №10/2017/2 от 23.03.2017 года главного государственного инспектора Ленинского района по пожарному надзору - начальника отделения надзорной деятельности по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО3 ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150000 рублей. При этом из описательно-мотивировочной части обжалуемого постановления следует, что в деяниях ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» усматриваются составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ. Копия данного постановления в этот же день была вручена законному представителю юридического лица под роспись.
Согласно пп. «а» п.2 ч.2 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон №294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является, среди прочего, мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ч. 4, 5 ст. 10 Федерального закона №294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 16 ст. 10 Федерального закона №294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона №294-ФЗ выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения. В соответствии с ч.3 ст. 14 Федерального закона №294-ФЗ заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий
Вышеуказанные требования закона органом государственного контроля были соблюдены. Кроме того, о проведении внеплановой проверки должностное лицо ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» - начальник Ленинского производственного участка ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» ФИО4 была уведомлена еще 17 марта 2017 года, т.е. за 3 дня до проведения самой проверки.
В то же время, в соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона №294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно п. 66 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 №644 (далее – Административный регламент), внеплановая проверка проводится на основании распоряжения о проведении внеплановой проверки, издаваемого в соответствии с пунктами 52 - 54 настоящего Административного регламента.
Пунктами 52-54 Административного регламента установлено, что проверка в отношении организаций и граждан проводится на основании распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки органов власти, объекта защиты, территории (далее - распоряжение о проведении проверки) органа ГПН, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России №141. Распоряжение о проведении проверки подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа ГПН. При проведении проверки комиссией в распоряжении о проведении проверки первым указывается должностное лицо органа ГПН, возглавляющее комиссию. Изданное распоряжение о проведении проверки регистрируется в журнале органа ГПН по учету проверок, оформляемом в соответствии с приложением №11 к настоящему Административному регламенту, в течение трех рабочих дней. Номер распоряжения о проведении проверки должен соответствовать порядковому номеру записи в журнале органа ГПН по учету проверок.
Пунктом 55 Административного регламента установлено, что проверка должна проводиться только тем должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, которое (которые) указано (указаны) в распоряжении о проведении проверки. В случае болезни (иного непредвиденного отсутствия) должностного лица органа ГПН, являющегося единственным указанным в распоряжении о проведении проверки лицом, уполномоченным на проведение проверки, либо отсутствия его на рабочем месте по уважительной причине, начальником органа ГПН либо его заместителем издается новое распоряжение о проведении проверки в порядке, установленном пунктами 52 - 54 настоящего Административного регламента.
Как установлено судьей в ходе судебного разбирательства, повторное распоряжение о проведении проверки, в котором лицами, уполномоченным на проведение проверки, уже были указаны двое проверяющих - начальник отделения надзорной деятельности по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО3 и инспектор ОНД по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2, было вынесено с нарушением порядка, установленного пунктами 52 - 54 Административного регламента, поскольку данное распоряжение не было зарегистрировано в журнале органа ГПН по учету проверок, ему не был присвоен новый номер, который бы соответствовал порядковому номеру записи в журнале органа ГПН по учету проверок. Должностным лицом на вновь вынесенное распоряжение лишь был перенесен регистрационный номер предыдущего распоряжения, что противоречит пунктам 54, 55 Административного регламента. Данное обстоятельство подтверждается копией соответствующих листов из журнала органа ГПН по учету проверок, а также подтверждается иными документами, изученными в судебном заседании, и пояснениями участников судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах судья приходит к убеждению, что проведенная проверка в отношении Ленинского производственного участка ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» была проведена должностным лицом органа ГПН, не уполномоченным в установленном законом порядке на ее проведение, т.е. была проведена должностным лицом, без надлежаще вынесенного распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, которое уполномочивало бы данное должностное лицо на ее проведение.
Согласно ч.1, 2 ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных, в том числе и частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Таким образом, результаты внеплановой выездной проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных Федеральным законом №294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, в данном случае - составленный главным государственным инспектором Ленинского района по пожарному надзору - начальником отделения надзорной деятельности по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО3 акт проверки №12 от 21 марта 2017 года, в силу вышеуказанных положений закона не может являться доказательством нарушения юридическим лицом ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» обязательных требований, установленных законом. Соответственно, протокол об административном правонарушении №10/2017/3 от 23 марта 2017 года по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, составленный в отношении ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» на основании вышеуказанного акта проверки №12 от 21 марта 2017 года, также не может являться доказательством совершения ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» вмененных ему административных правонарушений.
Каких либо иных доказательств вины ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» материалы дела об административном правонарушении не содержат.
При таких обстоятельствах судья приходит к убеждению, что главным государственным инспектором Ленинского района по пожарному надзору - начальником отделения надзорной деятельности по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым при производстве по делу об административном правонарушении по ч.1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» не были собраны надлежащие доказательства в подтверждение обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» состава вышеуказанных административных правонарушений.
В соответствии с п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая вышеизложенное, судья приходит к выводу о том, что в ходе производства по делу не был доказан надлежащим образом факт нарушения ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» норм законодательства в сфере пожарной безопасности, которое ему вменяется, в связи с чем в действиях ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения.
Иные доводы жалобы не влияют на вывод судьи об отсутствии в деяниях ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» состава вмененного ему административного правонарушения.
Так, доводы жалобы о том, что должностное лицо своевременно не известило законного представителя ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» о проводимой проверке и не вручило такому представителю копию акта проверки не принимается судьей, поскольку ст. 12, 14, 16 ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" разрешают должностному лицу органа государственного контроля вручение распоряжения о проведении проверки и акта проверки иному должностному лицу проверяемого юридического лица, что и было сделано в данном случае, поскольку согласно представленных судье документов ФИО4 является должностным лицом ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» (начальником структурного подразделения ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство», которое и было объектом проверки), все вышеуказанные документы вручались именно ей и о проводимой проверке данное должностное лицо было извещено заблаговременно.
Доводы жалобы о том, что на самом деле проверка проводилась 16 марта 2017 года также не принимаются судьей, поскольку из представленных документов и пояснений сторон усматривается, что 16 марта 2017 года на территории Ленинского производственного участка ГАУ РК «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» действительно находились сотрудники ОНД по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым с целью проведения проверки по факту возгорания сухой травы, имевшем место 07 марта 2017 года, что сотрудниками Ленинского производственного участка ГАУ РК «Старокрымское лесоохотничье хозяйство», возможно, было воспринято как проведение проверки. Бесспорных доказательств того, что 21 марта 2017 года должностное лицо ОНД по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым с целью проведения проверки на территории Ленинского производственного участка ГАУ РК «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» не присутствовало, судье предоставлено не было.
Также доводы жалобы о том, что акт проверки, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административно ответственности были вынесены одним и тем же лицом, что противоречит законодательству РФ, не является основанием для отмены вынесенного постановления, поскольку в действующем законодательстве РФ отсутствует норма, содержащая запрет на проведение проверки, составление протокола об административном правонарушении и на рассмотрение дела одним и тем же должностным лицом. Также в действующем КоАП РФ отсутствует норма, содержащая запрет на рассмотрение дела должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении. Данная правовая позиция также подтверждается в постановлении Верховного суда РФ от 22.01.2016 года №36-АД15-5.
Таким образом, обжалуемое постановление №10/2017/2 от 23 марта 2017 года в отношении ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в деяниях ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» состава административного правонарушения.
При этом судья также учитывает, что при вынесении обжалуемого постановления, должностным лицом не было принято решение в отношении ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» по ч.1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку вменив юридическому лицу в описательно-мотивировочной части постановления совершение административных правонарушений, предусмотренных в том числе и ч.1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ и применив нормы ст. 4.4 КоАП РФ, тем не менее, в резолютивной части обжалуемого постановления какого-либо решения в отношении ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» по ч.1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ должностным лицом принято не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, ч.1 ст. 29.10, ст. 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ судья -
РЕШИЛ:
Жалобу ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» на постановление главного государственного инспектора Ленинского района по пожарному надзору - начальника отделения надзорной деятельности по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым от 23 марта 2017 года №10/2017/2 – удовлетворить.
Постановление №10/2017/2 от 23 марта 2017 года главного государственного инспектора Ленинского района по пожарному надзору - начальника отделения надзорной деятельности по Ленинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО3 о привлечении ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» к административной ответственности по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ и наложении на него административного взыскания в виде штрафа в размере 150000 рублей, отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в деяниях ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд Республики Крым в течение 10 суток с момента вынесения.
Судья В.В.Казацкий