Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2022 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Волобуевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой В.В., с участием
административного истца Ушаковой Р.Х., несовершеннолетнего Гурьянова Н.В.,
представителя административных ответчиков Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара и Администрации г.о. Самара Алехиной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Ушаковой Р.Х в интересах несовершеннолетнего Гурьянова Н.В к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе № от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании включении в список по обеспечению жилым помещением, и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Ушакова Р.Х. обратилась в суд в интересах несовершеннолетнего Гурьянова Н.В. с иском к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г. о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе № от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании включении в список по обеспечению жилым помещением. В обоснование заявленных требований истец указала, что она является приемным
родителем несовершеннолетнего Гурьянова, который проживает
совместно с ней по адресу: <адрес>.
<адрес>. Жилое
помещение принадлежит истцу и членам ее семьи. Н является
собственником <данные изъяты> доли в комнате в коммунальной квартире,
расположенной по адресу: <адрес>. Ушакова обратилась в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара с заявлением о включении несовершеннолетнего Гурьянова Н.В. в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда. Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от 05.10.2020г. № несовершеннолетнему Гурьянову Н.В. отказано во включении в список по городскому округу Самара, в связи с отсутствием оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку жилое помещение площадью выше учетной нормы. С данным распоряжением истец не согласна. Просит признать его незаконным, поскольку из Справки о составе семьи следует, что основным квартиросъемщиком и (или) владельцем жилого помещения по адресу: <адрес>, является Гурьянов В.В., несовершеннолетний Гурьянов Н.В. приходится ему братом. Жилое помещение представляет собой комнату общей площадью 14,30 кв.м., в коммунальной квартире. Н является сособственником <данные изъяты> доли в данной комнате, соответственно жилая площадь не соответствует учетной норме.
Таким образом, имеются основания, предусмотренные приведенной выше нормой права, для признания несовершеннолетнего Гурьянова Н.В. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения. Иное прямо противоречит целям законодательства о социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает гарантированные международными правовыми актами, Конституцией Российской Федерации и принятым Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилищные права Гурьянова Н.В.
В судебном заседании административный истец Ушакова Р.Х., несовершеннолетний Гурьянов Н.В. исковые требования поддержали, просили удовлетворить. Признать распоряжение первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении Гурьянова Н.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями – незаконным. Обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрацию городского округа Самара включить Гурьянова Н.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Представитель Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара, Администрации г.о.Самара Алехина Т.Н. просила суд в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, а именно, поскольку одним из основных условий возникновения права на получение жилого помещения является нуждаемость в улучшении жилищных условий. Учетная норма площади жилого помещения по Самарской области составляет 14,0 кв.м, общей площади жилого помещения на одного человека в соответствии с Законом Самарской области от 10.04.2013 № 23-ГД. Расчет нуждаемости в коммунальной квартире производится путем расчета: общая площадь коммунальной квартиры (56,3) делится на жилую площадь (56,3:38,9=1,4), таким образом, получаеся коэффициент жилой площади, который необходимо умножить на жилую площадь причитающуюся семье подлежащей расчету (1,4* 14,3=20,7).
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На территории Самарской области вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области».
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 4 данного Закона заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, подается в орган местного самоуправления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства в случае отсутствия законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет в случае приобретения ими полной дееспособности, если они не были своевременно включены в список.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ушакова Р.Х, ДД.ММ.ГГГГ г.р. является приемным
родителем несовершеннолетнего Гурьянова Н.В
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании Распоряжения первого заместителя
Главы г.о. Самара от 02.08.2019 № 1850 «Об установлении опеки над
малолетним Гурьяновым Н.В.», в связи с тем, что одинокая мать Гурьянова
И.Н ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Несовершеннолетний Гурьянов Н.В, проживает
совместно с Ушаковой Р.Х. по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Жилое помещение принадлежит Ушаковой Р.Х. и членам моей семьи. Н является собственником <данные изъяты> доли в комнате в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
(свидетельство о праве на наследство по закону № <адрес>4, выданное
нотариусом Богатыревой И.Н., ДД.ММ.ГГГГ).
Для реализации своих прав на обеспечение жилым помещением, в соответствии со ст.4 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» Ушакова Р.Х. обратилась в суд в интересах несовершеннолетнего Гурьянова Н.В. обратилась в Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г. о. Самара с заявлением о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от 05.10.2020г. № несовершеннолетнему Гурьянову Н.В. отказано во включении в список по городскому округу Самара, в связи с отсутствием оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку жилое помещение площадью выше учетной нормы.
Одним из основных условий возникновения права на получение жилого помещения является нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Согласно выписки из ЕГРН по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, имеются сведения о регистрации права собственности на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., за Гурьяновым Н.В. в общей долевой собственности, доля в праве <данные изъяты>.
На основании справки из службы по учету потреблений жилищно- коммунальных услуг Кировского района г. Самары МП г.о. Самара «ЕИРЦ» выданной Гурьянову Н.В в том, что он зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время единолично.
Таким образом, расчет нуждаемости в коммунальной квартире производится путем расчета: общая площадь коммунальной квартиры (56,3) делится на жилую площадь (56,3:38,9=1,4), таким образом, получается коэффициент жилой площади, который необходимо умножить на жилую площадь причитающуюся семье подлежащей расчету (1,4* 14,3=20,7).
Пунктом 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы жилого помещения, установленной настоящим ФЗ.
Учетная норма площади жилого помещения по Самарской области составляет 14,0 кв.м, общей площади жилого помещения на одного человека в соответствии с Законом Самарской области от 10.04.2013 № 23-ГД.
В соответствии с Законом Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», расчет нуждаемости (обеспеченности) производится исходя из общей площади жилого помещения, приходящейся на одно лицо, проживающее и зарегистрированное в данном жилом помещении.
Таким образом, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно зарегистрированное лицо в указанном жилом помещении составила 20,7 кв.м.
Следовательно, Гурьянов Н.В. обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы, установленной на территории городского округа Самара.
Таким образом, с учетом установленных судом фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку действиями Администрации городского округа Самара и Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара права и законные интересы несовершеннолетнего Крыловой В.А. нарушены не были. Законных оснований для включения его в список и постановки на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального специализированного жилищного фонда как ребенка, оставшегося без попечения родителей - не имеется.
Кроме того, законодательство об административном судопроизводстве предусматривает право гражданина, организации, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, и устанавливает срок обращения с административным исковым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, что и имело место по настоящему делу исходя из следующего.
В соответствии с ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Определение момента начала течения сроков для обращения в суд предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
В силу прямого указания, содержащегося в частях 5 и 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд обязан выяснить в предварительном судебном заседании или судебном заседании причины пропуска установленного срока обращения, поскольку он восстанавливается в случае установления уважительных причин этого.
В силу части 1 статьи 95 КАС РФ причины, по которым лицо пропустило процессуальные сроки, должны быть уважительными.
Суд приходит к выводу о пропуске Поповой В.В. предусмотренного законом срока обращения в суд и отсутствии уважительных причин пропуска административным истцом указанного процессуального срока.
При этом суд исходит из того, что о нарушенном праве административному истцу стало известно в октябре 2020г, когда она получила письмо № об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилого помещения. Административным истцом не отрицался данный факт. Поскольку точная дата получения Ушаковой Р.Х. в октябре 2020 года не установлена, суд исходит из того, что срок обжалования оспариваемого решения истекает в последний день январе –31.01. 2021г.
Вместе с тем, с административным иском Ушакова Р.Х. обратилась в суд лишь 23 апреля 2022 года, то есть, с существенным пропуском срока для обращения в суд. Судом не выявлено уважительных причин обращения в суд за пределами установленного законом срока, не представлено суду доказательств того, что имелись обстоятельства, которые объективно препятствовали административному истцу своевременно обратиться в суд.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Исходя из положений ч.5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Самостоятельным отказом в удовлетворении заявленных требований является пропуск административным истцом предусмотренного срока обжалования действий административного ответчика.
С учетом изложенного, суд, установив пропуск срока на обращение в суд с заявленными требованиями, также приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по данному основанию.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Ушаковой Р.Х в интересах несовершеннолетнего Гурьянова Н.В к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе № от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании включении в список по обеспечению жилым помещением, и возложении обязанности, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.06.2022 г.
Судья: Е.А.Волобуева