63RS0№-69
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 апреля 2022 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ретиной М.Н.,
при секретаре Тимошенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-780/2022 по административному исковому заявлению Карягина С. В. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным отказа, возложении обязанности,
установил:
Карягин С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Департамента управления имуществом г.о. Самара об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.
В обоснование заявления указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Согласно ответу Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что испрашиваемый административным истцом полностью находится в границах «красных линий», в связи с тем, что земельные участки в границах территорий общего пользования также являются ограниченными в обороте. Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка, который имеет вид разрешенного использовании «Занимаемый объектом дорожного хозяйства – <адрес>».
С таким решением административный истец не согласен. Указывает, что согласно заключению кадастрового инженера «красные линии» нанесены ошибочно без учета объекта недвижимости, который принадлежит административному истцу.
Ссылаясь на изложенное, административные истцы просят признать незаконным ответ Департамента управления имуществом г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении земельного участка в собственность; обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, повторно рассмотрев заявление Карягина С.В.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара просила в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав пояснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ГД "О земле" гражданин вправе приобрести без проведения торгов в аренду в первоочередном порядке земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего Закона для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, в случае одновременного соблюдения следующих условий: 1) отсутствие споров о границах земельного участка со смежными землепользователями; 2) наличие общей границы с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения; 3) ранее заявителю земельный участок по основанию, предусмотренному в настоящей статье, в границах муниципального района (городского округа), в котором испрашивается земельный участок, не предоставлялся.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 48,80 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, б/н, с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в адрес Главы г.о.Самара с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Согласно ответу Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что испрашиваемый административным истцом полностью находится в границах «красных линий», в связи с тем, что земельные участки в границах территорий общего пользования также являются ограниченными в обороте. Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка, который имеет вид разрешенного использовании «Занимаемый объектом дорожного хозяйства – <адрес>».
Постановлением Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, являющегося муниципальной собственностью в связи с тем, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте, и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В соответствии с подп.6 п.2 постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочиями по подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков, дополнительных соглашений к указанным договорам, соглашений о расторжении договоров купли-продажи земельных участков, распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, наделен руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, предусмотрены статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ.
Согласно п.6 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В соответствии с п. 12 ст. 5 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определяет красные линии как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно ч.1 ст.56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
На основании подп. «б» ч.3 ст.28 Устава городского округа Самара, принятого Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 294, для решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности Департамент градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.
Согласно выписке из ИСОГД г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>-1 испрашиваемый земельный участок площадью 103 кв.м расположен в территориальной зоне общественно-деловая зона городского назначения (Ц-2) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в <адрес>, утв. Постановлением Самарской Губернской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №; в соответствии с решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок расположен в границах квасных линий.
Наличие красных линий также подтверждается Постановлением Администрации г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) в границах улиц Победы, Каховской, Свободы, проспекта Кирова в <адрес> г.о. Самара.
В предварительном согласовании предоставления земельного участка также отказано на основании п. 8 ст. 27, подп.6, 14, 19 ст.39.16, п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, расположен в границах объекта, с кадастровым номером 63:01:0236008:677 с видом разрешенного использования «объект дорожного хозяйства – <адрес>».
В соответствии с подп.5 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
В соответствии с общедоступными сведениями по объектам недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии объект капитального строительства с кадастровым номером 63:01:0236008:677 представляет собой объект дорожного хозяйства – <адрес>, находящийся в муниципальной собственности, расположенный по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что указанный объект расположен на испрашиваемом административными истцами земельном участке, что подтверждается топографическими материалами Департамента и выкопировкой из ИСОГД г.о.Самара.
Кроме того, в отношении земельного участка утверждена документация по планировке территории, которая истцом в настоящее время не оспорена.
Таким образом, послужившие основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность нашли своё подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Доводы административного истца о том, что указанное обстоятельство не соответствует действительности, а именно согласно карте красных линий испрашиваемый участок не пересекает границы красных линий и не выходит на дорогу, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются представленными по делу доказательствами.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований о признании ответа Департамента управления имуществом г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Карягина С. В. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным отказа, возложении обязанности - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) М.Н. Ретина
Копия верна.
Судья