РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2022 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.
при секретаре Плигузовой Е.В.;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5117/2022 по административному исковому заявлению МИФНС России № 23 по Самарской области к Ахинян Владимиру Мерабовичу о взыскании недоимки по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 23 по Самарской области обратилось в суд с административным иском, в котором просит, взыскать с Ахиняну В.М. недоимку по обязательным платежам на общую сумму 18 343, 27 руб., в том числе по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. пени в сумме 373,91 руб., за период с 27.12.2019г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36701330; за 2019г. пени в сумме 64,03 руб., за период с 03.02.2021г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36701330; по транспортному налогу: за 2016г. пени в сумме 2 632,87 руб., за период с 18.12.2017г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36701330; за 2017г. пени в сумме 9650,15 руб., за период с 30.01.2019г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36701330; за 2018г. пени в сумме 4751,16 руб., за период с 27.12.2019г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36701330; за 2019г. пени в сумме 667,27.руб., за период с 03.02.2021г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36701330; по земельному налогу за 2015г; пени в сумме 91,34 руб., за период с 29.05.2017г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36626420; за 2016г. пени в сумме 61,80 руб., за период с 27.08.2018г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36626420; за 2017г. пени в сумме 36,72 руб., за период с 09.07.2019г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36626420; за 2018г. пени в сумме 8,12 руб., за период с 19.10.2020г. по 18.04.2021г, ОКТМО 36626420; за 2019г. пени в сумме 5,90 руб., за период с 08.12.2020г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36626420.
Представитель административного истца МИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался о дате судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Ахинян В.М. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356); налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьями 72, 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из материалов дела следует и установлено судом, что МИФНС России № 23 по Самарской области был начислен налог Ахиняну В.М. недоимку по обязательным платежам на общую сумму 18 343, 27 руб., в том числе по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. пени в сумме 373,91 руб., за период с 27.12.2019г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36701330;
за 2019г. пени в сумме 64,03 руб., за период с 03.02.2021г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36701330; по транспортному налогу: за 2016г. пени в сумме 2 632,87 руб., за период с 18.12.2017г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36701330; за 2017г. пени в сумме 9650,15 руб., за период с 30.01.2019г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36701330; за 2018г. пени в сумме 4751,16 руб., за период с 27.12.2019г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36701330; за 2019г. пени в сумме 667,27.руб., за период с 03.02.2021г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36701330; по земельному налогу за 2015г; пени в сумме 91,34 руб., за период с 29.05.2017г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36626420; за 2016г. пени в сумме 61,80 руб., за период с 27.08.2018г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36626420; за 2017г. пени в сумме 36,72 руб., за период с 09.07.2019г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36626420; за 2018г. пени в сумме 8,12 руб., за период с 19.10.2020г. по 18.04.2021г, ОКТМО 36626420; за 2019г. пени в сумме 5,90 руб., за период с 08.12.2020г. по 18.04.2021г., ОКТМО 36626420.
Административному ответчику направлялись налоговые уведомления №32889975 по состоянию на 21.09.2017 г.; №44247677 от 25.07.2019; №55760784 от 23.08.2018, №56829675 по состоянию на 01.09.2020; №63434932 по состоянию на 04.09.2016.
В связи с несвоевременной уплатой, инспекцией административному ответчику выставлено требование №18370 по состоянию на 19.04.2021, в котором предложено уплатить задолженность до 15.06.2021.
Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ предусмотрены способы передачи физическому лицу требования об уплате налога лично под расписку, направление по почте заказным письмом, передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае несвоевременной уплаты налогов начисляются пени.
Между тем, доказательств направления требования №18370 по состоянию на 19.04.2021 г. в адрес налогоплательщика (либо почтовым отправлением, либо посредством выгрузки его в личный кабинет налогоплательщика) в материалах дела не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что налоговым органом не доказано соблюдение процедуры принудительного взыскания.
Исходя из положений статей 46 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации процедура принудительного взыскания, как налога, так и пени, возможна только после выполнения требований статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации о направлении налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Доказательств, подтверждающих направление Ахиняну В.М. требования №18370 по состоянию на 19.04.2021 г., либо бесспорно свидетельствующих о его получении налогоплательщиком, административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования МИФНС России № 23 по Самарской области к Ахиняну В.М. о взыскании недоимки по обязательным платежам, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № 23 по Самарской области к Ахинян Владимиру Мерабовичу о взыскании недоимки по обязательным платежам – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд
г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.10.2022 г.
Судья Д.О. Шиндяпин