Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1746/2020 ~ М-1606/2020 от 15.06.2020

Дело №70RS0004-01-2020-003320-75

№2-1746/2020

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

24 июля 2020 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи         Рой В.С.,

при секретаре                Ефименко К.Н.,

помощника судьи                Пономаревой А.С.,

с участием представителя истцов        Шведовой Т.П.,

помощника прокурора Советского района г.Томска Еловиковой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Грицкевич А.А., Грицкевич Т.А., Грицкевич Т.А., Грицкевич А.А., Крутикова А.С., Крутиковой С.С., Грицкевич М.А. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного,

установил:

Грицкевич А.А., Грицкевич Т.А., Грицкевич Т.А., Грицкевич А.А., Крутикова А.С., Крутиковой С.С., Грицкевич М.А. обратились в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее ... кв.м, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указано, что нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, на условиях социального найма является Грицкевич А.А., который проживает по указанному адресу с ... Грицкевич Т.А., ... Грицкевич Т.А. и ... Грицкевич А.А., Грицкевич М.А., Крутиковым А.С. и Крутиковой С.С. (далее - Истцы). Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением Мэра Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Однако никаких мер по отселению жильцов дома администрации Города Томска не принимает. Распоряжением главы администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ истцы включены в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаны малоимущими. Полагают, что признание в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания, признание истцов малоимущими и нахождение на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, включение дома в региональную программу по переселению граждан, является достаточным основанием для предоставления жилого помещения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель истцов в судебном заседании требования поддержала по основаниям, указанным в иске.

На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя истцов, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.1, ч.1 ст.7, ст. 18, ч. 1 и 2 ст.19 Конституции Российской Федерации).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 №20-П, Определение от 15.02.2005 №17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст.2, ч.1 ст.21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления обстоятельств, находящихся вне сферы их контроля, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам и подтверждения их объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).

Судом установлено, что Грицкевич А.А. является нанимателем жилого помещения - ... квартиры , общей площадью ... кв.м, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес> - вместо ФИО26. на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания общественно комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ ».

Согласно справке паспортного стола ООО УК «...» от ДД.ММ.ГГГГ, Грицкевич А.А. зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: <адрес> совместно с ... Грицкевич Т.А., ... Грицкевич Т.А. и ... Грицкевич А.А., Грицкевич М.А., Крутиковым А.С., Крутиковой С.С.

Заключением межведомственной комиссии об оценке помещения (многоквартирного дома) муниципального жилищного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (ухудшение в связи с физическим износом ...%) на основании п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Согласно заключению ООО «...» от ДД.ММ.ГГГГ техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>, аварийное, с технической точки зрения является небезопасным для постоянного проживания по причине большого физического износа здания (износ равен ...%), возможности обвала отдельных несущих конструкций (фундаментов, несущих наружных и внутренних стен, перекрытия, полов и т.д.). что представляет непосредственную опасность для жизни людей. Безаварийная эксплуатация исследуемого жилого дома на момент осмотра невозможна, требуется проведение срочных противоаварийных мероприятий, реконструкции и комплексного капитального ремонта (фундаментов, несущих стен, перекрытий, крыши, полов и т.д.). Проведение ремонта экономически нецелесообразно в виду его большой стоимости и трудоемкости (...% от восстановительной стоимости нового строения жилого дома, аналогичного исследуемому).

Постановлением администрации Города Томска № от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 4 постановления); на администрацию Ленинского района Города Томска совместно с комитетом жилищной политики администрации г.Томска возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

Квартира <адрес>, занимаемая истцами, стоит на балансовом учете муниципальной имущественной казны Города Томска согласно сведениям Департамента недвижимости администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения в многоквартирном доме по адресу <адрес> подлежат изъятию для муниципальных нужд.

Между тем, соглашение об изъятии спорного недвижимого имущества для муниципальных нужд сторонами не подписано, проект соглашения в адрес истцов не направлялся, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Анализ представленных доказательств свидетельствует, что процедура изъятия до настоящего времени не завершена в виду отсутствия объективных причин и обстоятельств к этому, что свидетельствует о наличии бездействия со стороны муниципального органа и как следствие влечет нарушение прав истца.

Сведениями Томского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и выписками из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается, что права собственности на объекты жилого фонда у истцов отсутствуют.

Как следует из письма администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ, Грицкевич А.А. с составом семьи: Грицкевич Т.А., Грицкевич Т.А., Грицкевич А.А., Крутиков А.С., Крутикова С.С., Грицкевич М.А. признаны малоимущими гражданами в соответствии с Законом Томской области «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» от ДД.ММ.ГГГГ и включены в единый список учета граждан, на основании п.2 п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, а также в отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, на основании ч.6 ст.4 Закона Томской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от ДД.ММ.ГГГГ. Их учетный номер в едином списке учета №, в отдельном списке граждан №.

Следовательно, истцы не имеют возможности самостоятельного приобретения жилья, доказательств обратного суду не представлено. При этом обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии ч.2 ст.1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Согласно ст.86 ЖК РФ в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Наниматель по договору социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания, вправе заключить договор социального найма в отношении другого помещения. При этом общая площадь предоставляемого жилья должна соответствовать площади ранее занимаемого помещения или нормам, установленным правовыми актами (что не исключает возможности предоставления жилья большей площади при отсутствии в муниципальном жилищном фонде равнозначного жилого помещения). Жилое помещение должно быть благоустроенным и находиться по общему правилу в границах соответствующего населенного пункта (ст.89 ЖК РФ; п.59 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №3 (2018), утв.Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).

Из содержания приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Обращаясь в суд с иском, истцы просили возложить обязанность на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить им равноценное жилое помещение взамен изымаемого в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно технической документации, также внесенным изменениям в Реестр муниципальной собственности Города Томска в отношении квартир, расположенных в жилом доме по адресу: <адрес>, находящихся на балансовом учете муниципальной имущественной казны Города Томска и на учете администрации Ленинского района г.Томска, от ДД.ММ.ГГГГ квартира состоит из двух комнат, имеет общую площадь ... кв.м, расположена на ...-ом этаже многоквартирного жилого дома.

Принимая во внимание установленное материалами дела, что истцы проживают в квартире <адрес> по договору социального найма, а указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, в виду отсутствия со стороны ответчика доказательств, что истцам ранее предоставлялось другое жилое помещение взамен изымаемого, но они от него отказалась, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

При подаче иска Грицкевич Т.А. была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, что исковые требования заявлены неимущественного характера и удовлетворены в полном объеме, с ответчика в пользу Грицкевич Т.А. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в счет возмещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Грицкевич А.А., Грицкевич Т.А., Грицкевич Т.А., Грицкевич А.А., Крутикова А.С., Крутиковой С.С., Грицкевич М.А. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить Грицкевич А.А., Грицкевич Т.А., Грицкевич Т.А., Грицкевич А.А., Крутикову А.С., Крутиковой С.С., Грицкевич М.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ... кв.м взамен признанного аварийным по адресу: <адрес>.

Взыскать с муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ОГРН 1037000087706) за счет средств муниципальной казны в пользу Грицкевич Т.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий:                    Рой В.С.

Мотивированное решение составлено 31.07.2020.

2-1746/2020 ~ М-1606/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Грицкевич Александр Анатольевич
Грицкевич Тая Анатольевна
Прокурор Советского района г.Томска
Грицкевич Тимофей Анатольевич
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице Администрации г.Томска
Другие
Иванова Анна Алексеевна
Еловикова Маргарита Игоревна
Федорова Светлана Геннадьевна
Шведова Татьяна Петровна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Рой В.С.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
15.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2020Передача материалов судье
16.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2020Подготовка дела (собеседование)
03.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2020Дело оформлено
16.11.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее