Дело №2-924/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2018 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Курчавовой Н.Л.
при секретаре ФИО19, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ганичева С. В., Захарова В. О., Курышева В. Е., Лавреновой О. С., Лавреш В. И., Левенец Е. В., Леонтьева Р. Г., Леонтьевой Н. И., Липинской М. П., Лужина В. А., Тарасовой Е. О., Титова Р. А., Тононян А. В., Травкина С. О., Трихпоевой Е. Б., Уваркиной Ю. А. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи», Министерству здравоохранения Республики Карелия о взыскании денежных средств, понуждении к совершению определенных действий, компенсации морального вреда,
установил:
Ганичев С.В., Захаров В.О., Курышев В.Е., Лавренова О.С., Лавреш В.И., Левенец Е.В., Леонтьев Р.Г., Леонтьева Н.И., Липинская М.П., Лужин В.А., Тарасова Е.О., Титов Р.А., Тононян А.В., Травкин С.О., Трихпоева Е.Б., Уваркина Ю.А., являющиеся работниками ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи», обратились в суд с исковым заявлением к ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи», Министерству здравоохранения Республики Карелия по тем основаниям, что работодателем не в полной мере исполняется Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», поскольку заработная плата истцов не соответствует зафиксированный в данной Указе положениям. Оклады истцов не соответствуют окладам, предусмотренным приказом Минздравсоцразвития Республики Карелия от 01.07.2015 №1148, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства здравоохранения Республики Карелия от 26.12.2017 № 1676. На основании изложенного, а также в соответствии с представленными расчетами истцы просили взыскать с ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» недоначисленную сумму «ночных» («компенсационную выплату за работу в ночное время») исходя из 100%, а не 60%, как производится работодателем, а также «надбавку за выслугу лет в ЛПУ» («стимулирующую выплата за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения») из расчета 30%, 50%, 80% или 0%, с учетом применения к указанным суммам северной надбавки (50%) и районного коэффициента (15%), в пользу: Ганичева С.В. – 105826,18 рублей, Захарова В.О. – 96773,59 рублей, Курышева В.Е. – 97091,63 рублей, Лавреновой О.С. – 108004,09 рублей, Лавреш В.И. – 51718,39 рублей, Левенец Е.В. – 134188,24 рублей, Леонтьева Р.Г. – 19749,57 рублей, Леонтьевой Н.И. – 98090,73 рублей, Липинской М.П. – 108064,28 рублей, Лужина В.А. – 16646,65 рублей, Тарасовой Е.О. – 81046,83 рублей, Титова Р.О. – 106795,46 рублей, Тоноян А.В. – 84865,34 рублей, Травкина С.О. – 42288,58 рублей,, Трихпоевой Е.Б. – 78332,74 рублей, Уваркиной Ю.А. – 106069,06 рублей; а также компенсации морального вреда в размере по 10000 руб. в пользу каждого истца; обязании Министерства здравоохранения Республики Карелия установить размеры окладов работников (истцов) в размере по 10000 рублей каждому истцу, а Левенец Е.В. – 13000 рублей, чтобы заработная плата младшего и среднего медицинского персонала составила не менее 100% от средней заработной платы в Республике Карелия, заработная плата работников, имеющих высшее медицинское образования, - не менее 200% от средней заработной платы в Республике Карелия.
Неоднократно изменяя заявленные требования, окончательно истцы просили:
взыскать с ответчика ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи»:
задолженность по заработной плате с учетом ее перерасчета исходя из окладов, установленных Приказом Минздравсоцразвития Республики Карелия от 01 июля 2015 года №1148, а также недоначисленной компенсационной выплаты за работу в ночное время исходя из 100%, стимулирующей выплаты за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения из расчета 30%, 50%, 80% или 0%, с учетом применения к указанным суммам северной надбавки (50%) и районного коэффициента (15%), в пользу: Лавреновой О.С. – 157764,16 рублей, Лавреш В.И. – 62358,99 рублей, Левенец Е.В. – 217718,76 рублей, Леонтьевой Н.И. – 145144,46 рублей, Липинской М.П. – 160989,82 рублей, Лужина В.А. – 51655,09 рублей, Тарасовой Е.О. – 122369,82 рублей, Титова Р.О. – 155871,17 рублей, Тоноян А.В. – 125136,45 рублей, Трихпоевой Е.Б. – 116149,71 рублей, Уваркиной Ю.А. – 160846,59 рублей,
требования в отношении водителей автомобилей скорой помощи Ганичева С.В. (105826,18 рублей), Захарова В.О. (96773,59 рублей), Курышева В.Е. (97091,63 рублей), Леонтьева Р.Г.(19749,57 рублей), Травкина С.О. (42288,58 рублей) остались без изменения;
в пользу Леонтьева Р. Г. компенсационную выплату за работу в ночное время за 2 часа, неоплаченные в августе 2017 года, в сумме 252,70 рублей;
в пользу Титова Р. А. компенсационную выплату за работу в ночное время за 8 часов, неоплаченные в мае 2017 года, в сумме 1565,14 рублей;
компенсацию морального вреда по 10000 рублей в пользу каждого из истцов;
обязать ответчиков ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» и Министерство здравоохранения Республики Карелия установить размеры окладов работников (истцов) в размере по 10000 рублей каждому истцу, а Левенец Е.В. и Титову Р.А. – 13000 рублей, чтобы заработная плата младшего и среднего медицинского персонала составила не менее 100% от средней заработной платы в Республике Карелия, заработная плата работников, имеющих высшее медицинское образования, - не менее 200% от средней заработной платы в Республике Карелия;
В судебном заседании представитель истца ФИО18 – адвокат ФИО21, действующая на основании ордера, истец ФИО2 заявленные требования поддержали в полном объеме, в связи с заявлением ответчика ГБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» о пропуске истцами срока, предусмотренного ст.392 Трудового кодекса РФ, по части требований, ходатайствовали о восстановлении пропущенного срока.
Иные истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в материалы дела представлены заявления о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» Вилаева А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме, в том числе в связи с пропуском истцами срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора и отсутствием оснований для его восстановления.
Ответчик Министерство здравоохранения Республики Карелия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил провести судебное заседание в свое отсутствие, согласно ранее представленному отзыву просил в удовлетворении иска отказать.
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц и их представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истцы являются работниками станции скорой и неотложной медицинской помощи ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» работают в должности: <данные изъяты>: Левенец Е.В., Титов Р.А.; <данные изъяты>: Лавренова О.С., Леонтьева Н.И., Липинская М.П., Тарасова Е.О., Тононян А.В., Трихпоева Е.Б., Уваркина Ю.А.; <данные изъяты>: Лавреш В.И.; <данные изъяты>: Лужин В.А., <данные изъяты>: Ганичев С.В., Захаров В.О., Курышев В.Е., Леонтьев Р.Г., Травкин С.О.
Согласно представленным в материалы дела сведениям и документам истцам, занимающим должности <данные изъяты> (Левенец Е.В., Титов Р.А.) установлен оклад в размере <данные изъяты> рублей; <данные изъяты> (Лавренова О.С., Леонтьева Н.И., Липинская М.П., Тарасова Е.О., Трихпоева Е.Б., Уваркина Ю.А.) – <данные изъяты> рублей; <данные изъяты> (Лавреш В.И., Лужин В.А., Тононян А.В.,) – <данные изъяты>; <данные изъяты> (Ганичев С.В., Захаров В.О., Курышев В.Е., Леонтьев Р.Г., Травкин С.О.) оклад – <данные изъяты>.
Согласно условиям, заключенных с истцами трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним, истцам устанавливается компенсационная выплата за работу в ночное время в размере 60%, стимулирующая выплата за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения – свыше 3-х лет 0,10 от оклада, свыше 5 лет – 0,15 от оклада.
Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ должностной оклад истцов, занимающих <данные изъяты> (Левенец Е.В., Титов Р.А.) установлен в размере <данные изъяты>; <данные изъяты> (Лавренова О.С., Леонтьева Н.И., Липинская М.П., Тарасова Е.О., Трихпоева Е.Б., Уваркина Ю.А.) – <данные изъяты>; <данные изъяты> (Лавреш В.И., Лужин В.А., Тононян А.В.,) – <данные изъяты>; <данные изъяты> (Ганичев С.В., Захаров В.О., Курышев В.Е., Леонтьев Р.Г., Травкин С.О.) оклад – <данные изъяты>.
В силу положений ст.2 Трудового кодекса РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, следующие: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда; равенство прав и возможностей работников; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно ст.ст.15 и 20 Трудового кодекса РФ трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
В соответствии со ст.ст.21 и 22 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; а работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Работник и работодатель имеют право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Статьей 72 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Согласно ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Оклад (должностной оклад) – это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В соответствии с положениями ст.144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Статьями 3 и 4 Закона Республики Карелия от 25.01.2010 №1365-ЗРК «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Карелия» предусмотрено, что системы оплаты труда работников государственных учреждений, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также виды, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Законом и принятыми на основании него иными нормативными правовыми актами Республики Карелия. Правительство Республики Карелия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, и с учетом требований настоящего Закона утверждает: положение об установлении систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Карелия; перечень видов выплат компенсационного характера; перечень видов выплат стимулирующего характера. Фонд оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений формируется исходя из объема средств, поступающих в установленном порядке из бюджета Республики Карелия, объемов средств государственных внебюджетных фондов, направленных на возмещение затрат указанных учреждений на оказание медицинских услуг, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
В соответствии со ст.3 вышеуказанного Закона Республики Карелия постановлением Правительства Республики Карелия от 29.05.2008 № 110-П утверждены Перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в государственных учреждениях Республики Карелия. Данное Постановление, в силу прямого указания об этом в нем, распространяется на правоотношения, возникшие при введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Карелия, оплата труда которых осуществлялась на основе тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений. К выплатам компенсационного характера отнесены следующие: выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами. Выплатами стимулирующего характера являются: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
В соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Республики Карелия, Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 01.07.2015 №1148 утверждено Примерное положение об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее – Примерное Положение).
Пунктами 2.1 и 2.3 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 01.07.2015 №1148 руководителям государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия, приказано: организовать работу по приведению положений об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения (коллективных договоров, локальных нормативных актов) в соответствие с настоящим приказом; провести мероприятия по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам (заключению новых трудовых договоров) с работниками государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения в связи с введением новой системы оплаты труда.
В соответствии с пп. 1.3 – 1.5 Примерного Положения данное положение включает в себя: рекомендуемые размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам; размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера на основе Перечня видов выплат компенсационного характера в государственных учреждениях Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 29.05.2008 №110-П «Об утверждении Перечней видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в государственных учреждениях Республики Карелия»; размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера на основе Перечня видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 29.05.2008 №110-П «Об утверждении Перечней видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в государственных учреждениях Республики Карелия»; условия оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, главной медицинской сестры (главной акушерки). Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Карелия. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мотивированного мнения представительного органа работников. Размеры окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в пределах фондов оплаты труда учреждений.
Согласно п.2.2 Примерного Положения рекомендуемые размеры окладов (должностных окладов) работников учреждений устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей (профессий) к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп.
В силу положений пп.4.1, 4.4, 4.4.2 Примерного Положения выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), устанавливаются в соответствии с законодательством в пределах фонда оплаты труда работников учреждения. Выплата за работу в ночное время производится работникам учреждения за каждый час работы в ночное время в соответствии со ст.154 Трудового кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 №554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время». Минимальный размер выплаты за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% оклада (должностного оклада) работника учреждения за каждый час работы в ночное время. Рекомендуемые размеры выплат за работу в ночное время: медицинским работникам, занятым непосредственно оказанием экстренной медицинской помощи (приемные отделения, операционные блоки, отделения (группы) анестезиологии-реанимации, отделения (палаты) реанимации и интенсивной терапии, дежурный персонал, привлекаемый для оказания экстренной медицинской помощи) - до 60% части оклада (должностного оклада) за час работы работника; медицинским работникам выездных бригад скорой медицинской помощи, фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - до 60% части оклада (должностного оклада) за час работы работника; медицинским работникам, не указанным в абзацах 4 и 5 настоящего пункта, - до 30% части оклада (должностного оклада) за час работы работника; работникам, осуществляющим профессиональную деятельность по профессиям рабочих, - 20% части оклада (должностного оклада) за час работы работника. Конкретный размер выплаты за работу в ночное время устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мотивированного мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Так, в соответствии со ст.154 Трудового кодекса РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
Согласно Положениям пп.5.2, 5.5 Примерного Положения решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимаются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда. В учреждениях может устанавливаться такой вид выплаты стимулирующего характера, как выплата за непрерывный стаж работы в учреждениях здравоохранения, выслугу лет. Рекомендуемый размер выплаты стимулирующего характера за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, выслугу лет при наличии у работника непрерывного стажа работы: врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи: а) свыше 3 лет – не более 10% от оклада (должностного оклада); б) свыше 5 лет – не более 15% от оклада (должностного оклада); медицинским работникам участковой службы и среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов: а) свыше 3 лет – не более 7% от оклада (должностного оклада); б) свыше 5 лет – не более 12% от оклада (должностного оклада); работникам, не указанным в абзацах 2 и 5 настоящего пункта: а) свыше 3 лет – не более 5% от оклада (должностного оклада); б) свыше 5 лет – не более 10% от оклада (должностного оклада).
Именно такие вышеуказанные рекомендуемые максимальные размеры выплаты за работу в ночное время (60%) и выплаты за непрерывный стаж работы в учреждениях здравоохранения, выслугу лет (5-15% в зависимости от стажа и должности) предусмотрены Положением об оплате труда работников ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи», принятым ДД.ММ.ГГГГ с учетом мотивированного мнения профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи», являющимся приложением к Коллективному договору 2015-2018 г.г., а также дополнительными соглашениями к трудовому договору с истцами, действующими с ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая положения вышеуказанных норм права, Примерного Положения, в том числе в части самостоятельного установления учреждениями в пределах фонда оплаты труда как размеров окладов, так и иных, в том числе спорных выплат, заключенные между сторонами дополнительные соглашения к трудовым договорам, установленные по делу обстоятельства, недопустимость произвольного вмешательства в деятельность юридического лица, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований в части взыскания с ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» недоначисленной суммы «ночных» («компенсационной выплаты за работу в ночное время») исходя из 100%, а не 60%, как производится работодателем, а также «надбавки за выслугу лет в ЛПУ» («стимулирующей выплаты за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения») из расчета 30%, 50%, 80% или 0%, с учетом применения к указанным суммам северной надбавки (50%) и районного коэффициента (15%), в обозначенных истцами в исковом заявлении и соответствующих расчетах суммах; обязания ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» и Министерства здравоохранения Республики Карелия установить размеры окладов истцов в размере по 10000 рублей в пользу каждого истца, а в отношении истцов Левенец Е.В. и Титова Р.А. – 13000 рублей; а также в части взыскания с ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» суммы задолженности по заработной плате с учетом ее перерасчета размера оклада в соответствии с пунктом 2.2.1 Примерного Положения в обозначенных истцами в исковом заявлении и соответствующих расчетах суммах.
Кроме того, суд учитывает заявленное ответчиком ходатайство о пропуске истцами срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора (ст.392 Трудового кодекса РФ) в части заявленных истцами требований и отсутствием оснований для восстановления такого срока.
Позицию истцов о том, что к спорным правоотношениям необходимо применять положения подп.«а» п.9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 №194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства»; постановления ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 16.10.1986 №1240 «О повышении заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения»; приказа Министерства здравоохранения СССР от 10.11.1986 №1480 «Об утверждении инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения и других документов по оплате труда работников здравоохранения и социального обеспечения», Указа Президента РФ от 13.05.1992 №508 «О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения», приказа Минздравсоцразвития России от 28.08.2008 №463н «О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации», суд находит основанной на неправильном толковании норм права, а также ввиду нижеследующего.
Согласно ст.423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 №2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 10.11.2002 № 321-О) к числу законодательных актов, утративших силу, следует относить акты не только формально отмененные, но и фактически недействующие в силу издания более поздних актов, которым они противоречат.
Более того, постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 12.02.1987 №194 утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 №332; приказ Минздрава СССР от 10.11.1986 №1480 утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 №893; Приказ Минздрава России от 15.10.1999 №377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», на который также ссылались истцы, утратил силу с 01.12.2008 в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития России от 28.10.2008 №598н.
Приказ Минздравсоцразвития России от 28.08.2008 № 463н «О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации» не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку его действие распространяется только на федеральные бюджетные научные учреждения, имеющие в составе клинические подразделения, подведомственные Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, к которым ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» не относится.
Указ Президента Российской Федерации от 13.05.1992 № 508 «О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения» фактически не применяется, поскольку не согласуется с подходом самостоятельного определения системы оплаты труда на уровне региона, определенного в ст.144 Трудового кодекса РФ, и явно следующего из постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
Не соглашаясь с установленными размерами окладов, истцы ссылается, кроме того, на Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 г., утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, и на Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 г., утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.12.2017, в соответствии с которыми установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются с учетом реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в части оплаты труда работников бюджетной сферы, положений Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р.
Вместе с тем, данными Едиными рекомендациями органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предложено при введении новых систем оплаты труда работников учреждений предусматривать необходимость формирования в положениях об оплате труда, разрабатываемых в учреждении, условий оплаты труда, которые свойственны работникам конкретного учреждения. При этом минимальные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, предусматриваемые в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, рекомендуется использовать только в качестве ориентиров для установления учреждениями конкретных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям работников учреждения. Таким образом, примерные положения не содержат указаний на точные размеры выплат для положений об оплате труда работников конкретных учреждений.
Довод истцов о нарушении ответчиком требований Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» не является состоятельным ввиду неправильного толкования данных требований - без учета их как буквального, так и системного понимания. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, исходя из его текста, содержит поручение Правительству Российской Федерации в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики обеспечить увеличение к 2018 года размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза; повышение к 2018 г. средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе. Соответственно, данный нормативный правовой акт представляет собой предписание органу государственной власти принять меры для достижения поставленной задачи и не устанавливает обязанность каждого работодателя предусмотреть такое повышение в конкретной системе оплаты труда.
Более того, требования данного Указа подлежат применению в совокупности с положениями законов, регламентирующих расходные обязательства субъектов Российской Федерации.
Так, в силу ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросы оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.85 Бюджетного кодекса РФ данные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. При этом указано, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением правил, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Приведенные истцами в подтверждение своей позиции действующие нормативные акты, включая Единые рекомендации, в связи с названным принципом самостоятельного регулирования вопросов оплаты труда, имеют исключительно рекомендательный характер, положения данных актов реализуются только при условии их бюджетной обеспеченности. В свою очередь, оценка возможности бюджетного обеспечения выполнения таких рекомендаций не является прерогативой суда общей юрисдикции - в силу правила о разделении законодательной, исполнительной и судебной власти и самостоятельности данных ветвей власти в осуществлении своих полномочий (ст.10 Конституции Российской Федерации).
Помимо этого, несогласие с общими условиями системы оплаты труда, принятой в ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи», не может быть разрешено как индивидуальный трудовой спор, поскольку установление для истцов персональных размеров окладов, стимулирующих и компенсационных выплат в обход общих условий, предусмотренных в организации, означает дискриминацию в отношении иных работников ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи», не привлеченных к участию в деле.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и положения вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения вышеуказанных исковых требований истцов Ганичева С.В., Захарова В.О., Курышева В.Е., Лавреновой О.С., Лавреш В.И., Левенец Е.В., Леонтьева Р.Г., Леонтьевой Н.И., Липинской М.П., Лужина В.А., Тарасовой Е.О., Тононян А.В., Травкина С.О., Трихпоевой Е.Б., Уваркиной Ю.А., заявленных к ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» и Министерству здравоохранения Республики Карелия, в том числе в удовлетворении производных требований о взыскании компенсации морального вреда.
Относительно требований в пользу Леонтьева Р.Г. ввиду неполной оплаты работы в ночное время за ДД.ММ.ГГГГ в материалы дела представлены документы (расчетные листки и табели учета рабочего времени за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) согласно которым оплата работы в ночное время произведена истцу в полном объеме. Таким образом, требования истца, предъявленные к ответчику ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» в указанной части также являются необоснованными.
Однако ответчиком ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» в ходе рассмотрения настоящего дела частично удовлетворены требования Титова Р.А. в части оплаты работы в ночное время за ДД.ММ.ГГГГ в размере 408,20 рублей. Расчет, произведенный ответчиком, признается судом обоснованным. Принимая во внимание отсутствие оснований для взыскания оплаты работы в ночное время за май 2017 года в большем размере, суд приходит к выводу, что в соответствии с положениями ст.237 Трудового кодекса РФ, разъяснений, содержащихся в п.63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», а также установления ввиду вышеизложенного факта нарушения ответчиком трудовых прав истца Титова Р.А., в пользу последнего с ответчика ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 300 руб. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере суд не усматривает. В удовлетворении остальной части требований Титова Р.А. к ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» и в удовлетворении его требований к Министерству здравоохранения Республики Карелия также следует отказать.
Не является основанием для удовлетворения иска в какой-либо части ссылка истцов в исковом заявлении на разъяснения о порядке исчисления часовых тарифных ставок работникам, труд которых оплачивается по дневным и месячным ставкам (окладам), для определения дополнительной оплаты труда за работу в ночное время, утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.12.1972 №383/35, согласно которым часовые тарифные ставки для определения дополнительной оплаты труда за работу в ночное время исчисляются работникам, труд которых оплачивается по месячным ставкам (окладам), путем деления месячной ставки (оклада) на количество рабочих часов по календарю в данном месяце.
Как следует из материалов дела, перерасчет в соответствии с данными разъяснениями произведен ответчиком в ДД.ММ.ГГГГ вне связи с настоящим делом, а на основании вступившего в законную силу решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия по гражданскому делу № по иску ФИО44 к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи» о взыскании денежных средств, признании права на отпуск, компенсации морального вреда. При формировании исковых требований упомянутые разъяснения истцами не учитывались, на нарушение их прав исчислением заработной платы в разрез упомянутого нормативного предписания в ходе судебного разбирательства не указывалось.
В соответствии со ст.ст.91, 103 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Петрозаводского городского округа в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Ганичева С. В., Захарова В. О., Курышева В. Е., Лавреновой О. С., Лавреш В. И., Левенец Е. В., Леонтьева Р. Г., Леонтьевой Н. И., Липинской М. П., Лужина В. А., Тарасовой Е. О., Тононян А. В., Травкина С. О., Трихпоевой Е. Б., Уваркиной Ю. А. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи», Министерству здравоохранения Республики Карелия оставить без удовлетворения.
Исковые требования Титова Р. А. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи» удовлетворить частично.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи» в пользу Титова Р. А. компенсацию морального вреда в сумме 300 рублей.
В остальной части требований Титова Р. А. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи» и в исковых требованиях к Министерству здравоохранения Республики Карелия отказать.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи» в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л. Курчавова
Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2018 года.