Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-600/2018 ~ М-347/2018 от 02.03.2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск,

Московская область 08 октября 2018 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Нестеровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-600/18 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Оптимторг» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Оптимторг» обратилось в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности здания - торгового центра с автостоянкой с кадастровым номером 50:21:0040101:424, площадью 33 227, 7 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, д.Ближние Прудищи., вл.1, стр.1.

В обоснование требований административный истец ссылается на то, что результаты государственной кадастровой оценки данного объекта недвижимости повлекли неправомерное увеличение налогового бремени, исчисляемого из кадастровой стоимости.

Административный истец просил суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной в представленном им Отчете № 1155-К/1 от 39 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости здания (торгового центра с автостоянкой).

Досудебный порядок рассмотрения спора административным истцом соблюден: решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области от 02 февраля 2018 года заявление ООО «Оптимторг» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, поступившее в Комиссию 29 декабря 2017 года, отклонено (л.д.11-13).

В процессе рассмотрения дела в суде, в связи с оспариванием представителем административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной в отчете об оценке, по ходатайству представителя административного истца была назначена экспертиза с целью проверки представленного административным истцом отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и, в случае отрицательного заключения, определения действительной рыночной стоимости данного объекта недвижимости.

Согласно заключению № 071/07/2018-ЭЗ от 03 июля 2018 года эксперта НП «Деловой союз судебных экспертов» Титова С.Б., которому судом было поручено проведение судебной экспертизы, при составлении отчета № 1155-К/1 от 29 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости было допущено нарушение требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требований Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объектов недвижимости и иные нарушения, которые существенно повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. В экспертном заключении определена по состоянию на 01 августа 2015 года рыночная стоимость спорного здания в размере 1 450 919 000 руб.

После получения заключения эксперта представитель административного истца поддержал заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость спорного здания в размере, определенном в отчете об оценке, полагая данный отчет надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость данного объекта недвижимости.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области не возражал против удовлетворения требований административного истца в части установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной, полагал, что действительная рыночная стоимость объекта недвижимости определена в заключении эксперта, и именно эта стоимость должна быть установлена в качестве кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.

Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей.

Суд, выслушав пояснения представителя административного истца и объяснения административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области, исследовав материалы дела, полагает требования административного истца об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости здания подлежащими частичному удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если данные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Согласно названной норме одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра юридическими лицами кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного объекта недвижимости и при условии, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.2 настоящего Кодекса.

Пунктами 1 и 2 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении, в том числе: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них; 2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового облуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу положений ст. 14 и 372 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества (ч. 2 ст. 378.2).

Частью 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Статьей 1.1. Закона Московской области от 21 ноября 2003 года № 150/2003 (в действующей редакции) «О налоге на имущество организаций в Московской области» установлено, что с 1 января 2014 года налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении указанных в данной статье видов недвижимого имущества, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Министерством имущественных отношений Московской области приняты распоряжения от 24 ноября 2015 года № 13ВР-1999 и от 24 ноября 2016 года и № 13ВР-1800, где на 2016 и 2017 годы определены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В указанные перечни включено, в том числе, здание с кадастровым номером 50:21:00400101:424.

Судом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Оптимторг» является собственником объекта недвижимости: здания- торгового центра с автостоянкой с кадастровым номером 50:21:0040101:424, площадью 33 227,7 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, д.Ближние Прудищи., вл.1, стр.1.

Указанное обстоятельство подтверждается представленным суду свидетельством о государственной регистрации права (л.д.8).

Как следует из представленной суду Выписки из ЕГРН кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу нежилого здания с кадастровым номером 50:21:00400101:424 определена по состоянию на 01 августа 2015 года, утверждена Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 24 ноября 2015 года №13ВР-1998 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков, а также объектов капитального строительства, кадастровая стоимость которых была определена в 2013 году), расположенных на территории Московской области» и составила 1 459 950 043,40 руб. (л.д.9).

В отчете об оценке рыночной стоимости здания № 071/07/2018-ЭЗ от 03 июля 2018 года эксперта НП «Деловой союз судебных экспертов» Титова С.Б. определена рыночная стоимость спорного здания по состоянию на 01 августа 2015 года в размере 1 450 919 000 руб.

Экспертное заключение соответствует требованиям ч. 1 – ч. 3 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оно содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате исследования выводы и ответ на поставленный судом вопрос.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Будучи допрошенным в судебном заседании эксперт Титов С.Б. дал исчерпывающие, по мнению суда, ответы на все поставленные перед ним вопросы.

Замечания представителя административного истца по поводу того, что если бы у эксперта при проведении экспертизы было бы заключение по результатам технического обследования состояния кровли и фундаментов от 03.07.2015 года, выполненное ООО «ЭнергоСтрой Проект-Эксперт», то что повлияло бы на определённую экспертом рыночную стоимость здания носит субъективный характер.

Каких-либо объективных данных, опровергающих выводы эксперта, свидетельствующих о том, что избранная ею методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости спорного объекта недвижимости суду не представлено.

Предусмотренных частью 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для назначения повторной экспертизы (о чем просил представитель административного истца) суд не усматривает.

С учетом изложенного суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве достоверного доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорного здания.

Поскольку законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое обоснование, суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений административного истца относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 50:21:00400101:424 в размере рыночной – подлежат частичному удовлетворению, а именно: в размере 1 450 919 000 руб.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца шестого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ.

Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для них является дата обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В данном случае заявление ООО «Оптимторг» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания –поступило в Комиссию 29 декабря 2017 года и именно эта дата подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости, а установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы с 01 января 2017 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Руководствуясь статьями 175 - 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ООО «Оптимторг» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 50:21:0040101:424, площадью 33 227, 7 кв. м., адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Ленинский район, д.Ближние Прудищи., вл.1, стр.1, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 августа 2015 года, в размере 1 450 919 000 рублей. В остальной     части административное исковое заявление ООО «Оптимторг» оставить без удовлетворения.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с указанным кадастровым номером, включая дату подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области «29 декабря 2017 года».

Сведения о кадастровой стоимости здания, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января 2017 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Терещенко

3а-600/2018 ~ М-347/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "Оптимторг"
Ответчики
Министерство имущественных отношений МО
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по МО
Филиал ФГБУ Росреестра по МО
Другие
Администрация Ленинского р-на МО
Суд
Московский областной суд
Судья
Терещенко А.А.
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
02.03.2018Регистрация административного искового заявления
02.03.2018Передача материалов судье
05.03.2018Решение вопроса о принятии к производству
05.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.04.2018Предварительное судебное заседание
20.07.2018Производство по делу возобновлено
22.08.2018Предварительное судебное заседание
08.10.2018Предварительное судебное заседание
08.10.2018Судебное заседание
12.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее