Дело № 2-387/12
Решение
Именем Российской Федерации
Г. Иваново 17 февраля 2012 года
Фрунзенский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего федерального судьи Бабашова А.В.,
при секретаре Хозиной С.Ш., с участием представителя истца Смирновой Л.Е., представителя ответчика Афанасьевой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации городского округа Кохма к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора
Установил:
Истец обратился в суд мотивируя следующими доводами.
Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 11.10.2010 (дело № 2-1118/10) удовлетворены исковые требования В.Д.С., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери "А", В.О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына "Б" и "С" к администрации городского округа Кохма о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Суд обязал администрацию городского округа Кохма предоставить В.Д.С. и его дочери "А", В.О.А. и ее сыновьям "Б" и "С" благоустроенные жилые помещения по договору социального найма в г.о. Кохма Ивановской области общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. 14 декабря 2010 года на основании исполнительных листов Ивановского районного суда по вышеуказанному решению суда, были возбуждены исполнительные производства за № 24/18/22058/1/210 и № 24/18/22059/1/210. 28 января 2011 года судебным приставом-исполнителем МОСП УФССП по Ивановской области были, за неисполнение решения суда в добровольном порядке в установленный законом срок, вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора с должника в размере 5000 рублей по каждому исполнительному производству. Администрация городского округа Кохма считает взыскание указанной суммы неправомерным и не обоснованным в связи с тем, что исполнение решения суда администрацией было невозможным в предоставленный для добровольного исполнения в срок, поскольку по состоянию на 01.08.2011 на лицевом счете администрации, открытом в Ивановском районном отделении Управления Федерального казначейства по Ивановской области по КБК <данные изъяты> остаток денежных средств составил 0,0 руб. Но даже при наличии денежных средств администрация не имеет возможности приобрести благоустроенные квартиры в отведенный для добровольного исполнения решения срок- поскольку процедура приобретения жилья должна соответствовать требованиям федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Кроме того, администрацией городского округа Кохма принимались и принимаются все возможные меры к исполнению решения суда. Во исполнение решения суда администрация городского округа Кохма предоставляла В.Д.С. и его дочери, В.О.А. и ее сыновьям благоустроенные жилые помещения, расположенные по адресу: г. Кохма, ул. Московская, д.31<данные изъяты> г. Кохма, пер. Ивановский, д. <данные изъяты>, от которых они отказались. Во исполнение решения суда многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Кохма, ул. 1 Мая, <данные изъяты> (адрес регистрации В.Д.С. и В.О.А.), включен в реестр аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми в установленном порядке, на территории Ивановской области и планируется к расселению в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом малоэтажного строительства в 2011-2012 годах».
До настоящего времени финансирование из областного бюджета региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом малоэтажного строительства в 2011-2012 годах» не произведено. Пункт 1 статьи 110 Федерального Закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в контексте с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001г. № 13-П предусматривает в первую очередь удовлетворение требований взыскателя, а удержание исполнительского сбора с должника - после погашения требований взыскателя. Следовательно, взыскание исполнительского сбора до полного погашения основного долга является незаконным.
По мнению Администрации, судебный пристав-исполнитель вынес постановления о взыскании исполнительского сбора с Администрации городского округа Кохма в нарушении закона «Об исполнительном производстве» исходя из следующего.
Решения суда, на основании которых, вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора, Администрацией не исполнены, поскольку срок для добровольного исполнения вышеуказанных решений, установленный судебным приставом-исполнителем в настоящее время не истек по следующим основаниям.
Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
В силу требований Закона «Об исполнительном производстве», для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:
-истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
-документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно пункту 2.5. Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора от 23 декабря 2010 г. N 01-8 и в соответствии со статьей 112 Закона и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П в качестве уважительных причин рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.
К таким обстоятельствам относятся:
непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство);
предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
День прекращения действия указанных причин неисполнения, рассматривается как начало течения срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.
Администрация городского округа Кохма обратилась в Ивановский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения, суд заявление удовлетворил, определением суда от 18 апреля 2011 года администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2011 года.
При наличии отсрочки исполнения решения, администрация по прежнему принимает меры к исполнению решения суда, а именно 13.12.2011 во исполнение решений суда Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Кохма на сайте были размещены открытые аукционы на приобретение в собственность муниципального образования городской округ Кохма 5 благоустроенных квартир, расположенных в городском округе Кохма. Таким образом, ответчик считает, что такие обстоятельства как: отсутствие денежных средств на лицевом счете администрации по состоянию на 28.01.2011; отсутствие финансирования из областного бюджета региональной адресной программы для городского округа Кохма «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом малоэтажного строительства в 2011-2012 годах»; установленная процедура приобретения жилья, которая должна соответствовать требованиям федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и есть обстоятельства непреодолимой силы, т.е. чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.
Согласно части 7 статьи 112 Федерального Закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. На основании изложенного, в соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», истец просит суд освободить администрацию городского округа Кохма от уплаты исполнительского сбора или уменьшить сумму исполнительского сбора по возбужденному исполнительному производству № 24/18/22058/1/2010 и № 24/18/22059/1/2010.
В судебном заедании представитель Администрации городского округа Кохма исковые требования уточнила, просила суд уменьшить сумму исполнительного сбора на одну четверть, то есть с 5000 до 3750 рублей.
Представитель ответчика на иск возражала, при этом пояснила, что исполнительное производство по судебному решению от 11.10.2010 года было возбуждено 14.12.2010 года. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 15.12.2010 года. 20.12.2010 года истек срок для добровольного исполнения решения суда. До настоящего времени, судебное решение должником не исполнено. Никаких исключительных обстоятельств, которые бы объективно препятствовали должнику исполнить судебного решение, не имеется. Соответственно не имеется оснований и для уменьшения должнику размера исполнительского сбора. Просила суд в удовлетворении иска отказать.
Суд выслушав стороны, изучив материалы дела приходит к следующему.
14 декабря 2010 года судебным приставом-исполнителем Ивановского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области С.О.Г. на основании поступивших к ней исполнительных документов возбуждены исполнительные производства: № 24/18/22058/1/2010 об обязании Администрации города Кохмы предоставить В.О.А. и ее сыновьям "Б" и "С" благоустроенное жилое помещение по договору социального найма и № 24/18/22059/1/2010 об обязании Администрации города Кохмы предоставить В.Д.С. и его дочери "А"
благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (л.д. 11,12).
Согласано отметкам Администрации г. Кохмы, постановления о возбуждении исполнительных производств, получены последним на следующий тень, то есть, 15 декабря 2010 года. 28 января 2011 года судебным приставом-исполнителем С.О.Г. вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора с должника в размере 5 000 рублей (фиксированная сумма по искам неимущественного характера для должника - юридического лица) по каждому исполнительному производству, поскольку в добровольном порядке требования исполнительных документов Администрацией города Кохмы не исполнены (л.д. 15,16).
Как установлено судом, не исполнены они и до настоящего времени.
В обоснование своих доводов истец приводит обстоятельства, которые по его мнению относятся к чрезвычайным и непредотвратимым, при наличии которых невозможно своевременное исполнение требований исполнительного документа, а именно: отсутствие денежных средств на лицевом счете администрации; отсутствие финансирования из областного бюджета региональной программы для городского округа Кохма «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом малоэтажного строительства в 2011-2012 годах».
Приведенные истцом доводы в обоснование своих исковых требований суд считает несостоятельными и надуманными.
В соответствие со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закона), исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который по общим правилам устанавливается судебным приставом-исполнителем должнику до 5 дней, о чем указывается в постановлении о возбуждении исполнительного производства и исчисляется со дня получения должником копии этого постановления.
Как следует из материалов дела, срок для добровольного исполнения требований исполнительных документов у должника истек 20 декабря 2010 года. Вместе с тем, свои обязательства должником перед взыскателями не исполнены до настоящего времени.
Причины, указанные должником в качестве обоснования иска об уменьшении размера исполнительского сбора, были известны должнику и суду, принявшему решение, еще на стадии рассмотрения гражданского дела № 2-1118/10 по иску семьи "В" к Администрации г. Кохмы, на них ссылался в своих возражениях представитель ответчика (л.д. 8).
Пункт 7 ст. 112 Закона предусматривает, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Суд считает что в рассматриваемом случае, налицо субъективные факторы - непринятие должных мер со стороны ответчика, в результате которых судебное решение до настоящего времени остается неисполненным, а права взыскателей, до настоящего времени нереализованными.
В подтверждение данного вывода суда, свидетельствует и то обстоятельство, что Определением Ивановского районного суда Ивановской области от 18 апреля 2011 года ответчику предоставлялась отсрочка исполнения решения суда сроком до 31 декабря 2011 года, то есть на 8 месяцев, в котором указывались те же причины невозможности исполнения судебного решения, что и в настоящем иске. Кроме того, за все восемь месяцев предоставленной отсрочки, ответчиком лишь 12 декабря 2011 года на соответствующем сайте были размещены открытые аукционы на приобретение в собственность муниципального образования городского округа Кохмы 5-ти благоустроенных квартир.
При данных обстоятельствах, суд считает, заявленные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Администрации городского округа г. Кохма к Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области об уменьшении исполнительского сбора- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Ивановский областной суд в апелляционном порядке через Фрунзенский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня его изготовлении в окончательной редакции.
Председательствующий: