Дело № 2-208/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2014 года
Димитровский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Криулиной О.А.,
при секретаре Тихомировой М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляева С.В. к Гаражно-потребительскому кооперативу № 48 и Некоммерческому садоводческому товариществу «Надежда» об установлении факта принадлежности наследодателю на день смерти гаражного бокса и садового участка, включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Беляев С.Н. обратился в суд с иском к гаражно-потребительскому кооперативу № 48 и НСТ «Надежда» о признании права собственности в порядке наследования на гаражный бокс № 104 в гаражно-потребительском кооперативе № 48, расположенном по адресу: <адрес>, и садовый участок № в некоммерческом садоводческом товариществе «Надежда» по адресу: <адрес>. В обоснование исковых требований истец указал, что 30.06.2012г. умер его отец А., после смерти которого он обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства. ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на квартиру по адресу: <адрес>. Кроме того, после смерти отца осталось имущество: садовый участок и гаражный бокс, расположенные по вышеуказанному адресу, которое документально отцом оформлено не было. В связи с отсутствием у отца свидетельств о праве собственности на садовый участок и гаражный бокс, свидетельство о праве на наследство на это имущество ему выдано не было.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, определив их в следующей редакции: просил установить факт принадлежности наследодателю на день смерти гаражного бокса и садового участка, включении имущества в наследственную массу и признании за истцом права собственности в порядке наследования.
В суде истец Беляев В.С. исковые требования поддержал по приведенным в иске доводам.
Ответчики ГПК № 48 и НСТ «Надежда» надлежаще извещены о времени и месте слушания дела. От председателя ГПК № 48 Барышевой Е.Н. и председателя НСТ «Надежда» Боброва В.Б. поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Привлеченная к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица нотариус нотариального округа г. Кострома и Костромского района Костромской области Костромской областной нотариальной палаты Мельникова Л.П. также направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав истца, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда оно не изменено завещанием.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Указанная норма распространяется на наследование имущества, как по завещанию, так и по закону.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. умер А., что подтверждается свидетельством о смерти.
Согласно материалам наследственного дела №., представленного по запросу суда нотариусом Мельниковой Л.П., свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ после смерти А. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежавшую наследодателю на праве собственности, выдано сыну умершего Беляеву С.В., факт родства которого с умершим подтверждается свидетельством о рождении.
По сообщению нотариуса, на гаражный бокс и земельный участок свидетельства о праве на наследство не выдавались, т.к. на указанное имущество правоустанавливающие документы наследником не представлены.
Вместе с тем, в силу п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Согласно представленной архивной копии протокола заседания исполкома городского Совета депутатов трудящихся от 28.06.1973г. № 404 был организован кооператив № 48 по строительству гаражей для автомашин индивидуальных владельцев, которому в условных границах по <адрес> в санитарно-защитной зоне завода «Строммашина» отведен земельный участок, площадью 1га, под строительство гаражей для автомашин индивидуальных владельцев. На правление кооператива возложено обязательство вести строительство гаражей подрядным способом через ремонтно-строительное управление УБО.
Согласно заявлению-квитанции ВДОАМ от ДД.ММ.ГГГГ. А. оплачено за отведение земельного участка под гараж ? руб..
В соответствии с квитанцией к приходному кассовому ордеру РСУ УБО № от ДД.ММ.ГГГГ. от А. принята оплата за гараж в сумме ? руб..
Суду для обозрения представлена расчетная книжка, которой подтверждается факт членства А. в ГПК № 48 и оплаты им членских взносов.
Согласно справке председателя ГПК № 48 А. является членом ГПК № 48, и ему принадлежит в этом кооперативе на праве собственности гаражный бокс № по адресу: <адрес>. Паевые взносы внесены А. полностью ДД.ММ.ГГГГ.
Факт пользования отцом истца гаражным боксом по вышеуказанному адресу подтвержден свидетелями Б. и В.
В соответствии с представленной суду копией постановления администрации Костромского района от 20.11.1992г. № 230-б « О передаче земель в коллективных садах в собственность, пожизненное наследуемое владение граждан» садовые участки, в том числе, в садоводческом товариществе «Надежда» переданы в индивидуальную собственность, пожизненное наследуемое владение гражданам согласно прилагаемым спискам. В приложении к постановлению в качестве члена СТ «Надежда» на приватизацию земельных участков в собственность указан член садоводческого товарищества и владелец садового участка №, площадью ? соток, Г.
Из ответа на запрос суда комитета имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района от 29.01.2014г. следует, что садовый участок № в СТ «Надежда» передан в собственность Г.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. садовый участок № в некоммерческом садоводческом товариществе «Надежда» по адресу: <адрес>, внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с представленной справкой председателя садоводческого товарищества «Надежда» принадлежащий Г. земельный участок № продан в ДД.ММ.ГГГГ. А.
Справкой председателя НСТ «Надежда» от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждается факт пользования А. в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГг. земельным участком №.
Суду представлены списки членов некоммерческого садоводческого товарищества «Надежда», где владельцем участка № значится член садоводческого товарищества А.
Факт пользования А. садовым участком по вышеуказанному адресу подтвердили свидетели Д. и Б. Она же подтвердила факт покупки А. в ДД.ММ.ГГГГ годах указанного садового участка.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, с учетом положений п. 4 ст. 218 ГК РФ, суд приходит к выводу, что А., умершему ДД.ММ.ГГГГ, на день смерти принадлежал на праве собственности гаражный бокс № в гаражно-потребительском кооперативе № 48, расположенном по адресу: <адрес>, и садовый участок № в некоммерческом садоводческом товариществе «Надежда» по адресу: <адрес>.
Указанное имущество подлежит включению в состав наследственной массы после смерти А.
В силу п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Поскольку истцом принято наследство по закону после смерти отца А. в виде квартиры по адресу: <адрес>, с учетом положений ст. 1152 ГК РФ, за Беляевым С.В. следует также признать право собственности в порядке наследования на садовый участок и гаражный бокс по вышеуказанным адресам.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Установить, что А., умершему ДД.ММ.ГГГГ, на день смерти принадлежал на праве собственности гаражный бокс № в гаражно-потребительском кооперативе № 48, расположенном по адресу: <адрес>, и садовый участок № в некоммерческом садоводческом товариществе «Надежда» по адресу: <адрес>.
Включить гаражный бокс и садовый участок в состав наследственной массы после смерти А., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать право собственности Беляева С.В. в порядке наследования по закону на гаражный бокс № в гаражно-потребительском кооперативе № 48, расположенном по адресу: <адрес>, и садовый участок № в некоммерческом садоводческом товариществе «Надежда» по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья– О.А. Криулина