Судья Смирнов А.Г. Дело № 21-41/2018
РЕШЕНИЕ
17 января 2018 года г. Сыктывкар
Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре Сивергиной В.Н., рассмотрев жалобу МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» на постановление старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми Волянской Н.С. № <Номер обезличен> от 06 октября 2017 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, в отношении МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми Волянской Н.С. № <Номер обезличен> от 06 октября 2017 года МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Указанное постановление должностного лица административного органа было оспорено МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» в городском суде.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 ноября 2017 года приведенное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу постановлениями, МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой, не оспаривая наличия в действиях муниципального учреждения состава вмененного административного правонарушения, просит об их отмене, указывая на то, что действия по сбросу сточных вод без утвержденных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов используемый водный объект – руч. ... – приток р. ... происходит в состоянии крайней необходимости в соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» Курч Ж.В., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
В соответствии с требованиями статей 22 и 23 Закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе - нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно положений пункта 1 Постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 года № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», пункта 12 Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты утверждена Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17 декабря 2007 года № 333 следует, что организации-водопользователи обязаны разрабатывать и согласовывать в установленном порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Из материалов дела следует, что Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении субъектом сброса сточных вод в водные объекты на территории Республики Коми.
По результатам проверки установлено, что МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» осуществляет сброс сточных вод в водный объект (руч. ... - приток р. ..., бассейн р. ...) региональной поднадзорности на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование <Номер обезличен> для целей сброса сточных и дренажных вод в отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты и разрешений на сбросы.
МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» осуществлена постановка на государственный учет объекта негативного воздействия на окружающую среду - «Канализационные очистные сооружения м....» (Свидетельство № <Номер обезличен> от 31.01.2017). В составе заявки указаны сведения о выпуске сточных вод в водный объект руч. ... - приток р. ..., бассейн р. ....
В установленном порядке разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ) и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух выдает Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми.
Нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального агентства по рыболовству и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования утверждает Двинско-Печорское БВУ.
Как следует из протокола об административном правонарушении, по информации Отдела водных ресурсов по Республике Коми Двинско-Печорское БВУ у МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» отсутствуют разработанные и утвержденные в установленном порядке нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты и разрешение на сброс.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья городского суда обоснованно пришел к выводу о том, что МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» осуществляет сброс сточных вод в отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты и разрешений на сбросы в нарушение вышеприведенного законодательства, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
Факт нарушения правил водопользования при сбросе МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» сточных вод в водный объект подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № <Номер обезличен> от 02 октября 2017 года; письменными объяснениями директора МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги».
Вывод должностного лица контролирующего органа и судьи городского суда о наличии в действиях МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ и подтверждают наличие в его действиях состава указанного административного правонарушения, в том числе вину в совершении правонарушения. Обстоятельств наличия объективной невозможности исполнения МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» требований вышеприведенногог природоохранного законодательства, материалы дела не содержат.
Административное наказание МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.14 КоАП РФ и с учетом требований статьей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о необходимости применения в данном случае положений статьи 2.7 КоАП РФ, являются несостоятельными.
Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Поскольку МУП МО ГО «Сыктывкар» осуществляет сброс сточных вод в отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты и разрешений на сбросы, что в свою очередь не позволяет надлежащим образом организовать контроль сброса загрязняющих веществ в водные объекты, что служит условием причинения вреда окружающей природной среде и нарушает конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, оснований считать, что административное правонарушение происходит в состоянии крайней необходимости не имеется.
Юридическое лицо привлечено к ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не усматривается.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья,
решил:
постановление старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми Волянской Н.С. № <Номер обезличен> от 06 октября 2017 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, в отношении МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» оставить без изменения, жалобу МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» – без удовлетворения.
Судья И.Г. Пристром