2-326 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2017 года г. Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой И.Н.,
при секретаре Матвеевой А.А.,
рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловой Ф.С. к Акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» о восстановлении срока для обращения правопреемника по закону с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений,
У С Т А Н О В И Л :
Фролова Ф.С. обратилась в суд с иском к Акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» (далее АО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»), ФИО1, ФИО2 о восстановлении срока для обращения правопреемника по закону с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая являлась застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования. ФИО3 был заключен договор об обязательном пенсионном страховании с НО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ». До момента смерти дочь к ответчику за назначением накопительной пенсии не обращалась. НО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» было реорганизовано с ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», затем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменения наименования ответчика на АО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ». Длительный период после смерти дочери она находилась в стрессовой ситуации, находилась на лечении в городской больнице, не знала о пенсионных накопления умершей и возможности их получения. Письмо-уведомление о переводе ДД.ММ.ГГГГ средств накопительной части трудовой пенсии из НПФ электроэнергетики в АО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» обнаружено ею только в январе 2017 года. В установленный 6-месячный срок после смерти дочери она обратилась к нотариусу для принятия наследства и ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю денежных вкладов и компенсацию по ним. Поскольку о пенсионных накоплениях дочери она не знала, в установленный законом срок не обратилась с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений. В связи с этим просит восстановить срок, поскольку пропущен он по уважительной причине, в частности, ей не было известно о том, что российским законодательством о пенсиях предусмотрен порядок получения правопреемниками средств пенсионных накоплений умершей и о наличии таких накоплений у умершей. Кроме этого полагает, что в этом имеется вина и самой АО "НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ", которой не принимались меры по извещению правопреемников умершей ФИО3 о возможности получения средств пенсионных накоплений.
В судебном заседании истец Фролова Ф.С. поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме, приведя суду те же доводы, что указаны в исковом заявлении.
Представитель АО "НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" ФИО4, действующая по доверенности, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в отзыве на иск указала, что ответчик не имеет возражений относительно требований истца о восстановлении пропущенного срока. ФИО3 в соответствии с договором об обязательном пенсионном страховании № от ДД.ММ.ГГГГ передала свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд – НО "НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ", являющийся правопреемником АО "НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" в отношении прав и обязанностей по обязательному пенсионному страхованию, переданных ОАО "НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" на основании разделительного баланса в результате реорганизации НО "НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" в форме выделения некоммерческого пенсионного фонда с одновременным его преобразованием в открытое акционерное общество, с дальнейшим изменением наименования на АО "НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ". В соответствии с п. 8 Правил выплаты НПФ правопреемникам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 № 710, при наличии информации о правопреемниках по закону фонд принимает меры к их извещению. ФИО3 не указала правопреемников в п. 21 Договора, также ею не подавалось заявление о распределении пенсионных накоплений, в связи с чем, информация о возможных правопреемниках у Фонда отсутствовала. Кроме истца Фроловой Ф.С. правопреемниками по закону первой очереди являются ФИО1, действующий за себя и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО5, и ФИО2 При вынесении решения просит издержки, понесенные в связи с рассмотрением дела отнести на истца, поскольку они не подлежат распределению по правилам главы 7 ГПК РФ.
Третье лицо ФИО2, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, направил в адрес суда заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, против иска Фроловой Ф.С. не возражал.
Третье лицо ФИО1, действующий за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО5, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, ходатайства об отложении дела суду не представил, возражений против иска не принес.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие ФИО2 и ФИО1
Суд, выслушав пояснения истца, принимая во внимание доводы представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно п. 3 ст. 36.5 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О негосударственных пенсионных фондах» в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании по основанию, предусмотренному абзацем пятым пункта 2 настоящей статьи, фонд обязан в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выплатить правопреемнику (правопреемникам) умершего застрахованного лица сумму, эквивалентную сумме средств пенсионных накоплений, учтенной на пенсионном счете накопительной пенсии, за исключением суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, с учетом результата их инвестирования.
В соответствии со статьей 36.21 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 7 мая 1998 года обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений осуществляется в течение 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица. По заявлению правопреемника, пропустившего данный срок, он может быть восстановлен в судебном порядке. Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица, восстановившим в судебном порядке срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, производится фондом за счет средств резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию.
Правила выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 710 (далее Правила выплаты НПФ правопреемникам).
Согласно пункту 2 Правил выплаты НПФ правопреемникам, выплата средств пенсионных накоплений родственникам умершего застрахованного лица (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и результата их инвестирования) умершего застрахованного лица производится независимо от возраста и состояния трудоспособности, производятся в следующей последовательности: в первую очередь – дети, в том числе усыновленные, супруги и родители (усыновители) (правопреемники по закону первой очереди); во вторую очередь – братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки (правопреемники по закону второй очереди).
Правопреемниками по договору (заявлению) признаются лица, указанные в договоре об обязательном пенсионном страховании, заключенным фондом и застрахованным лицом в соответствии с законом, либо в заявлении о распределении средств пенсионных накоплений.
В соответствии с пунктом 8 Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, при наличии информации о правопреемниках по закону фонд принимает меры к их извещению.
Согласно п. 9 Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в фонд заявления по форме, предусмотренной приложениями № или 3 к настоящим Правилам.
Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.
Судом установлено, что Родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО2 и Фролова Ф.С. (истец по делу).
Согласно свидетельству о браке ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 заключила брак с ФИО1, после заключения брака ей присвоена фамилия ФИО3.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
Из наследственного дела № ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследниками по закону являются муж умершей ФИО1, дочь ФИО5, мать Фролова Ф.С. и отец ФИО2 ФИО1 и Фроловой Ф.С. получены свидетельства о праве собственности на наследство по закону.
Из материалов дела следует, что ФИО3 в соответствии с договором об обязательном пенсионном страховании № от ДД.ММ.ГГГГ передала свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд – НО "НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ", являющийся правопреемником АО "НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" в отношении прав и обязанностей по обязательному пенсионному страхованию, переданных ОАО "НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" на основании разделительного баланса в результате реорганизации НО "НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" в форме выделения некоммерческого пенсионного фонда с одновременным его преобразованием в открытое акционерное общество, с дальнейшим изменением наименования на АО "НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ".
В пункте 21 договора об обязательном пенсионном страховании № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО3 и ответчиком, застрахованным лицом указано, что правопреемников она определять не будет.
Фролова Ф.С. обратилась в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица в связи с тем, что уведомления из негосударственного пенсионного фонда она не получила и не имела возможности обратиться в установленный законом срок с заявлением на выплату.
Суд находит доводы истца обоснованными, поскольку установлено, что Фролова Ф.С. не была извещена АО "НПФ "ЛУКОЙЛ-АГАРАНТ" о наличии пенсионных накоплений на лицевом счете застрахованного лица ФИО3, у нее отсутствовали сведения о ее пенсионных накоплениях, ввиду чего отсутствовала информация и о возможности реализации своих прав на их получение в АО "НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ".
При этом у фонда имелась возможность установить круг правопреемников и принять меры к их извещению при наличии обращения одного из них. Несмотря на это, фонд не исполнил возложенные на него обязанности в этой части. В п. 21 договора об обязательном пенсионном страховании раздел, касающийся информации об иных родственниках умершего застрахованного лица, ею не заполнен и в таком виде принят сотрудником негосударственного пенсионного фонда, что явилось следствием не извещения истца о возможности получить средства пенсионных накоплений умершей ФИО3
С доводами представителя АО "НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" в письменных пояснениях о том, что обязанность по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений возложена на пенсионные органы в тех случаях, когда застрахованным лицом при жизни было подано заявление о распределении средств пенсионных накоплений, нельзя согласиться, поскольку они основаны на неверном толковании пункта 8 вышеуказанных Правил, свидетельствующего о том, что на негосударственный Пенсионный фонд после получения им документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица, возложена обязанность по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части пенсии умершего застрахованного лица. При этом данная обязанность возложена на фонд без оговорки какими-либо условиями.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска Фроловой Ф.С. процессуального срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений ФИО3, в связи с чем, поданный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л: Исковые требования Фроловой Ф.С. к Акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» о восстановлении срока для обращения правопреемника по закону с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений удовлетворить. Восстановить Фроловой Ф.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, срок для обращения в АО "Негосударственный пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего ДД.ММ.ГГГГ застрахованного лица ФИО3 ЕвгеньевныРешение может быть обжаловано и опротестовано в течение одного месяца со дня его вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского Областного суда с подачей жалоб в Кушвинский городской суд.Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.Судья И.Н. Кожевникова |