Решения по делу № 2-2585/2020 ~ М-2346/2020 от 17.07.2020

Дело №2-2585/2020              05 октября 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                    

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,

при секретаре Кузнецовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Александрова А. Г. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о перерасчете размера пенсии,

установил:

Александров А.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о перерасчете размера пенсии с учетом установления фиксированной выплаты с 01 июня 2020 года.

Требование мотивирует тем, что с 28 октября 2019 года является получателем пенсии. 19 мая 2020 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частями 4, 5 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях». Однако в перерасчете пенсии ему было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа - 25 лет. С данным решением ответчика он не согласен, поскольку при назначении пенсии истцу был установлен страховой стаж, достаточный для назначения фиксированной выплаты. Полагая необоснованным применение двойного порядка подсчета стажа при назначении пенсии и установлении фиксированной выплаты к ней, истец обратился в суд с заявленным иском.

В судебное заседание истец Александров А.Г. не явился, извещен надлежащим образом, его представитель Воронина С.Н. на удовлетворении иска настаивала по аналогичным основаниям.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонного) в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление представитель ответчика Врачев М.Ю. возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что в силу положений действующего Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж для установления фиксированной выплаты рассчитывается в календарном порядке, при этом положения Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», предусматривающие исчисление страхового стажа в полуторном размере, применяются только для определения права на назначение пенсии, поскольку данный закон не содержал понятия фиксированной выплаты.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы выплатного (пенсионного) дела Александрова А.Г. <№>, суд приходит к следующему.

Основания и порядок назначения и перерасчета размера страховых пенсий с 01 января 2015 года установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

В силу статьи 8 Закона № 400-ФЗ, определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

На основании пункта 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

Согласно части 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Из материалов выплатного (пенсионного) дела <№> следует, что с <Дата> истец является получателем страховой пенсии по старости, пенсия назначена в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.

Положения Закона № 400-ФЗ предусматривают повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в том числе в связи с работой в районах Крайнего Севера.

Ранее такое обстоятельство являлось основанием для повышенного фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», утратившего силу с 01 января 2015 года.

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.

На основании части 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

В силу части 5 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

Согласно части 6 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При назначении пенсии ответчик не установил истцу повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, предусмотренную для лиц, проработавших более 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, в связи с отсутствием у истца необходимого страхового стажа – 25 лет.

Согласно части 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации 29 января 2004 года №2-П, определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, по смыслу ст. ст. 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствуют гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. У граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Учитывая изложенное, имея периоды трудовой деятельности до 01 января 2002 года, истец руководствовался действующими в тот период законодательными актами, определяющими продолжительность трудового стажа, и рассчитывал на правовые последствия именно такого исчисления стажа.

До 2002 года порядок исчисления стажа регулировался Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», а также Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», предусматривавшими возможность включения периодов работы, имевших место в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в общий трудовой стаж в полуторном размере.

Учитывая, что истец в соответствии с ранее действовавшим законодательством имел право на включение периодов работы в стаж в льготном (полуторном) исчислении, такой же порядок исчисления стажа в отношении него должен сохраниться и после 01 января 2002 года.

Таким образом, на основании части 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», с учетом положений статьи 94 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», периоды работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, приходящиеся на период до 01 января 2002 года, учитываются в льготном (полуторном) исчислении.

Доводы ответчика о том, что при расчете стажа работы для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не предусмотрено полуторное исчисление, являются несостоятельными.

В статье 17 Закона № 400-ФЗ порядок подсчета стажа работы для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не закреплен. Следовательно, при исчислении такого стажа должен применяться тот же порядок, который применяется для назначения пенсии.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что с учетом включенных пенсионным органом при назначении истцу пенсии в страховой стаж периодов, в том числе имевших место до 01 января 2002 года и исчисленных в полуторном размере, страховой стаж истца на дату обращения с заявлением о перерасчете пенсии превышал 25 лет, которого достаточно для установления истцу повышенной фиксированной выплаты к пенсии в соответствии с частями 4, 5 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, при этом стаж работы истца в районах Крайнего Севера на момент обращения с заявлением о перерасчете пенсии составлял более требуемых 15 лет.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

На основании изложенного, с учетом применения единообразного порядка исчисления стажа, как при определении права гражданина на досрочное назначение пенсии по старости, так и при определении его права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет размера пенсии истца с учетом установления фиксированной выплаты за работу в районах Крайнего Севера с 01 июня 2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Александрова А. Г. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонному) о перерасчете размера пенсии удовлетворить.

    Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) произвести перерасчет размера пенсии Александрова А. Г. с учетом повышенной фиксированной выплаты в соответствии с частями 4, 5 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01 июня 2020 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    

Председательствующий      Ю.В. Москвина

2-2585/2020 ~ М-2346/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Александров Аркадий Германович
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Архангельске Архангельской области
Другие
Бушуев Анатолий Сергеевич
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельска
Судья
Москвина Юлия Владимировна
Дело на странице суда
lomonosovsky--arh.sudrf.ru
17.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2020Передача материалов судье
20.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.09.2020Предварительное судебное заседание
05.10.2020Судебное заседание
12.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2021Дело оформлено
Решения

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее