Дело № 2-3939/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2014 года г.Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи: Кадыровой Э.Р.
при секретаре: Биктаевой Г.А.,
с участием: представителя истца Х.Л.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «<данные изъяты>» к С.А.А. о признании протокола оперативного совещания и договора найма комнаты в общежитии недействительными, признании не приобретшей права пользования комнатой и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «<данные изъяты> » (далее ГУП РБ «<данные изъяты>») обратилось в суд с иском ( в последующем с уточнением иска в порядке ст. 39 ГПК РФ) к С.А.А. о признании недействительным решения ГУП РБ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ в виде Протокола оперативного совещания от ДД.ММ.ГГГГ и признании недействительной сделку по заключению договора найма жилого помещения № ДД.ММ.ГГГГ между ГУП РБ <данные изъяты> и С.А.А., и применении последствий недействительной сделки: признать С.А.А. не приобретшей право пользование комнатой № в общежитии по адресу <адрес> и снятии ее с регистрационного учета.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор найма жилого помещения № между истцом ГУП РБ «<данные изъяты>» и ответчиком С.А.А., третьим лицом Министерством <данные изъяты> РБ, согласно которому ответчику С.А.А. была предоставлена комната № в общежитии, расположенном по адресу <адрес> для временного проживания. Срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ года. От имени наймодателя выступал ГУП РБ «<данные изъяты>», так как указанное помещение находилось у него в оперативном управлении согласно Приказа <данные изъяты> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № и акта приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ комната № на 5 этаже литера <данные изъяты> вообще отсутствует, а согласно месторасположения комнаты по поэтажному плану строения она соответствует комнате № (впоследствии согласно тех.паспорта №), которая является нежилым помещением – кабинетом площадью <данные изъяты> кв. метра.Данный факт подтверждает технический паспорт по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, где так же указано, что комната № является нежилым помещением.
Как указано в техпаспорте от ДД.ММ.ГГГГ комната № включает в себя 2 комнаты, в том числе : ком.№ и №, которые ранее в техпаспорте ДД.ММ.ГГГГ года указаны как нежилое помещение, № – кабинет, №- кабинет, по техпаспору ДД.ММ.ГГГГ года одна комната, по техпаспорту ДД.ММ.ГГГГ года вообще отсутствует.
Согласно экспликации к техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ С.А.А. предоставлена комната №, где отсутствует санузел, сантехника – она не пригодна для проживания.
Предоставлена справка Муниципального бюджетного учреждения «<данные изъяты>» городского округа города Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ года, что согласования перепланировки и перевода из нежилого в жилое помещение по помещениям, расположенным по адресу <адрес> не производилось.
Согласно поситуационного плана по техпаспорту от ДД.ММ.ГГГГ документы на переоборудование комнат № и № не предоставлено, комнаты размером <данные изъяты> и <данные изъяты> кв. м. и указано, что помещения подсобные (нежилые).
Согласно поситуационного плана по техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ спорная комната указана как одна под номером № площадью <данные изъяты> кв. метров как подсобное(нежилое) помещение.
Ввиду того, что С.А.А. было предоставлено помещение, которое не является жилым, а относится к нежилым помещениям, необходимым для обслуживания общежития (вспомогательные помещения), а по договору найма могут быть предоставлены только жилые помещения - договор найма с ней является недействительным. Протокол оперативного совещания ГУП РБ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ не может признан действительным как решение для заключения договора найма. Протокол оперативного совещания ГУП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ вынесен с нарушением порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма. Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено заявление С.А.А., которое она подала только ДД.ММ.ГГГГ года. То есть рассмотреть заявление, поданное на месяц позже комиссия не могла. Также она не могла признать С.А.А. нуждающейся в жилье, в силу того, что она на момент вынесения решения с таким заявлением не обращалась. На предприятии было утверждено Положение о жилищной комиссии государственного унитарного предприятия РБ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно данного Положения вопрос о нуждаемости рассматривается при наличии заявления работника и предоставлении документов. Протокол оперативного совещания ГУП РБ «<данные изъяты>» не является протоколом жилищной комиссии, имеет место нарушения порядка и условий принятия решения о признании, в том числе С.А.А. нуждающейся и как основание заключение договора найма.
С.А.А. в спорную комнату не вселялась, вещи не привозила, не приобрела право пользование комнатой - данный факт подтверждают акты, составленные в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, до момента обращения в суд. В настоящее время С.А.А. уволена и оснований вселения нет. С.А.А. не приобрела право на проживание в общежитии в момент работы на предприятии, а в настоящее время, в связи с увольнением по соглашению сторон – это право у нее отсутствует.
Представитель истца в судебном заседании просит иск удовлетворить, по основаниям, изложенным в нем. Суду пояснила, что несмотря на то, что технические паспорта ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года погашены и согласно техническому паспорту ДД.ММ.ГГГГ года имеется комната № на 5 этаже <адрес> в <адрес> – технический паспорт не является правоустанавливающим документом. Кроме того, согласования собственника на перепланировку места общего пользования (коридора) и перевода из нежилого помещения в жилое помещение отсутствует и отсутствует согласования в соответствии с требованием закона – объекта предмета договора найма – жилой комнаты не было на момент принятия решения о предоставлении ее С.А.А. и подписание договора. Акт приема передачи был составлен формально, реальной передачи комнаты не состоялось, С.А.А. в нее не вселялась.
Ответчик С.А.А. и представитель третьего лица <данные изъяты> РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В силу положенийст. 167 ГПК РФсуд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Б.И.А. суду пояснила, что работает в ГУП <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.. Оперативного совещания по вопросу выделения жилья работникам фактически не было, мне принесли протокол и я его подписала.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца по следующим основаниям.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего его содержание и подписанного лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченного ими лицами (ст.160).
В соответствии со статьей 166 названного Кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка)… Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В силу статьи 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре…, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна из сторон собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Судом установлено, что С.А.А., была принята на работу в ГУП РБ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ на должность ведущего специалиста по документам и контролю их исполнения.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по соглашению сторон п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ С.А.А. была уволена.
По договору найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между истцом ГУП РБ «<данные изъяты>» и ответчиком С.А.А., третьим лицом Министерством <данные изъяты> РБ, ответчику С.А.А. была предоставлена комната № в общежитии, расположенном по адресу <адрес> для постоянного проживания.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ запись регистрации № здание общежитие по адресу :<адрес> находится в собственности Республики Башкортостан на основании соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан по разграничению полномочий по государственной собственности б/н от ДД.ММ.ГГГГ года. Приказом Минземимущества РБ от ДД.ММ.ГГГГ № и акта приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ № здание общежития передано в доверительное управление ГУП РБ «<данные изъяты>». Согласно приложению к настоящему приказу по акту передано помещение, технические характеристики которого соответствуют техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ года.
Как установлено судом, помещение комната № не является жилым, так как согласно справке Муниципального бюджетного учреждения «<данные изъяты>» городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией решений о переводе из нежилого в жилое и согласовании перепланировок и переустройства помещений в общежитии по адресу <адрес> по спорному помещению не принимало.
Согласование перепланировок жилых (нежилых) помещений на территории городского округа город Уфа РБ регламентируется Положением о порядке согласования перепланировки (переустройства), капитального ремонта, реконструкции жилых (нежилых) помещений, перевода их из состава нежилых в жилой фонд, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Из предоставленных суду технических паспортов поситуационного плана 5 этажа общежития по адресу <адрес> : согласно технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вместо комнаты № ( комната №, комнаты № и №) находится коридор общего пользования ; по техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указана комната № площадью <данные изъяты> кв. метра – бытовое помещение, площадь подсобная ; по техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указаны две комнаты №- <данные изъяты> кв.м и № <данные изъяты> кв. м. как кабинет при этом указано что разрешения на переоборудование не предоставлено, по техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ комната № как жилая, при этом указано, что внесены изменения в нумерацию квартир, в том числе №, но оснований внесения изменений не указано.
Таким образом, переоборудование нежилого помещения (коридора ) для проживания в нем, заключение договора найма, взимание за данное помещение платы не является основанием для признания помещения, расположенного в месте общего пользования в коридоре, - жилым.
Кроме того, жилые помещения в общежитии относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (п.2 ч.1 с. 92 ЖК РФ).
Согласно Положению о коммерческом найме, аренде помещений, переданных в хозяйственное ведение ГУП РБ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ возможность передачи гражданам помещений в общежитии производится на основании коммерческого найма на определенный срок, но в этом случае вопрос предоставления жилых помещений предусматривает сбор коммерческих предложений, объявленных через официальный сайт. Как усматривается из договора найма жилого помещения с С.А.А. от ДД.ММ.ГГГГ года, договор был заключен без проведения коммерческих предложений.
Согласно Положению о жилищной комиссии государственного унитарного предприятия РБ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения вопросов о нуждаемости работников ГУП <данные изъяты> в обеспечении жильем ( п.2 ст.2 Положения) создается комиссия для рассмотрения заявлений работников и постановки их на учет. Протокол оперативного совещания ГУП РБ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ не является протоколом жилищной комиссии, таким образом, суд пришел к выводу, что имеет место нарушения порядка и условий принятия решения о признании С.А.А. нуждающейся и как основание заключение договора найма.
Кроме того, в предоставленном протоколе оперативного совещания не указано какая комната предоставляется ответчику, следовательно не представляется возможным установить имелись ли в наличии свободные и пригодные для вселения и проживания жилые помещения.
Согласно ст. 100 ЖК РФ в договоре найма в специализированных помещениях должны быть определены предмет договора : жилое помещение, пригодное для проживания граждан.
Согласно ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, другим федеральными законами.
К жилым помещениям относятся согласно ст. 16 ЖК РФ : жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение регламентирован ст. 23 ЖК РФ, в соответствии с которой перевод нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений по месту нахождения переводимого помещения представляет заявление о переводе помещения с приложением документов.
Комната 78 а – жилым помещением в силу ст. 15 ЖК РФ не является.
В силу позиции Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:
а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение;
в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;
г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма.
После 1 марта 2005 года основанием заключения договора найма специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является согласно ст.99 ЖК РФ решение уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо уполномоченного лица, в данном случае ГУП РБ «<данные изъяты>». Типовые договора найма специализированных жилых помещений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42. Предоставленный договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует форме заключения договора.
Согласно Положению о коммерческом найме, аренде жилых помещений, переданных в хозяйственное ведение ГУП Республики Башкортостан «<данные изъяты>», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ руководителем предприятия, предоставлено может быть изолированное жилое помещение, пригодное для проживания.
Согласно разъяснениям п. 41, 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92 - 98 ЖК РФ.
Протокол оперативного совещания ГУП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ вынесен с нарушением порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма. Согласно протоколу оперативного совещания от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено заявление С.А.А. о предоставление ей комнаты в общежитии. При этом само заявление С.А.А. о предоставлении комнаты датировано ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. с истечением месячного срока со дня принятия решения оперативным совещанием.
Соответственно протокол оперативного совещания от ДД.ММ.ГГГГ и договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют положениям ЖК РФ и соответственно являются недействительными, как не соответствующими требованиям закона.
В связи с тем, что ответчик С.А.А. не вселялась в помещение № по адресу <адрес>, что установлено судом и не отрицалось ответчиком в ходе судебного заседания, подтверждается актами об отсутствии вселения и проживания С.А.А.по указанному адресу, суд приходит к выводу, что исковые требования ГУП РБ «<данные изъяты>» о признании ее не приобретшей право на пользования помещением и снятии с регистрационного учета также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ГУП РБ «<данные изъяты>» к С.А.А. о признании протокола оперативного совещания ГУП РБ «<данные изъяты>» и договора найма комнаты в общежитии недействительными, признании не приобретшей права на пользование комнатой и снятии с регистрационного учета-удовлетворить.
Признать недействительным решение ГУП РБ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. в виде протокола оперативного совещания в части предоставления комнаты С.А.А..
Признать недействительной договор найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ГУП РБ <данные изъяты> и С.А.А. и применить последствия недействительной сделки.
Признать С.А.А. не приобретшей право пользование комнатой № и снять с регистрационного учета по адресу <адрес>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья Кадырова Э.Р.