Решение по делу № 2-654/2019 (2-3576/2018;) ~ М-3808/2018 от 10.12.2018

Дело № 2-654/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2019 года                                              город Симферополь

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Благодатной Е.Ю.,

при секретаре Сулыма Т.А.

с участием прокурора Шалевой М.В.

представителей ответчика – Администрации г.Симферополя – Чиковой А.В., Малиновской А.В.

представителя третьего лица – МКУ Департамент городского хозяйства ФИО9

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики ФИО5 в интересах ФИО1 к Администрации <адрес> Республики ФИО5, третье лицо Совет ФИО4 Республики ФИО5, МКУ Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> Республики ФИО5, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО5, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики ФИО5, Совет ФИО4 Республики ФИО5, Межведомственная комиссия по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, перевода (отказа в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, иным архитектурно – строительным вопросам о понуждении совершить определенные действия в порядке статьи 45 ГПК,

установил:

Истец обратился в Центральный районный суд <адрес> с исковым заявлением в интересах ФИО1 к Администрации <адрес> Республики ФИО5, третье лицо МКУ Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> Республики ФИО5, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО5, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики ФИО5, Совет ФИО4 Республики ФИО5, Межведомственную комиссию по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилых помещений о понуждении совершить определенные действия в порядке статьи 45 ГПК, мотивируя свои требования следующим.

Прокуратурой <адрес> по обращению ФИО1 проведена проверка на предмет исполнения должностными лицами администрации <адрес> требований жилищного законодательства.

Проверкой установлено, что ФИО2 проживает в жилой <адрес> жилого многоквартирного <адрес> в <адрес>.

Вышеуказанная квартира принадлежит ФИО2 на основании договора купли-продажи <адрес> от 31.05.2002г.

В ходе проверки также установлено, что согласно акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключения об оценке состояния соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 14.03.2016г. вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным, в связи с чем, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он признан аварийным и подлежащим сносу.

Вместе с тем, вопреки требованиям действующего законодательства должностными лицами администрации <адрес> до настоящего времени ФИО2 не предоставлено иное жилое помещение по договору социального найма.

22.04.2019г. истец уточнил исковые требования, согласно которым просил обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО2 другое благоустроенное жилое помещение, отвечающего установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта <адрес> равнозначное по площади жилое помещение взамен занимаемого последними в данный момент, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО4 не менее 22,5 кв.м., находящееся в черте <адрес>.

В судебном заседании представитель истца прокурор ФИО10, изложенные в уточненном исковом заявлении доводы поддержала в полном объеме. Кроме того пояснила суду что данный жилой дом включен в Региональную программу «Переселение граждан на территории Республики ФИО5 из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017г. в 2019-2020».

Представитель ответчика - Администрации <адрес> Республики ФИО5 ФИО11 в судебном заседании просила в иске отказать, поддержала поданные суду письменные возражения, согласно которым ответ собственников, совладельцев о согласии либо отказе сноса, либо реконструкции жилого дома признанного аварийным в администрацию <адрес> не поступило. Кроме того Постановлением Совета ФИО4 Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена Региональная адресная программа «Переселение граждан на территории Республики ФИО5 из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017г., в 2019-2025 годах». Согласно данной Программы переселение должно произойти в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ и будет осуществляться путем заключения ГКУ «Управление капитального ремонта многоквартирных домов» государственных контрактов на строительство жилых домов или приобретение жилых помещений в таких домах у застройщика в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Также постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вынесены изменения в Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которым срок отселения для физических и юридических лиц из многоквартирного дома до 31.12.2021г.

Представитель третьего лица – МКУ Департамент городского хозяйства ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО5, Совет ФИО4 Республики ФИО5 Межведомственная комиссия по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, перевода (отказа в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, иным архитектурно –строительным вопросам, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики ФИО5, Совет ФИО4 Республики ФИО5, в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени слушания дела.

Суд, заслушав выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела в совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 7 Положения о признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Судом установлено, что 06.09.2018г. к Прокурору <адрес> Республики ФИО5 обратился ФИО2 с заявлением о принятии мер реагирования.

Согласно договора купли-продажи квартиры от 31.05.2002г., реестровый номер ФИО2 принадлежит на праве собственности квартира, жилой площадью 12,2 кв.м., что также подтверждается сообщением ФГУП РК «ФИО5 БТИ» в городе Симферополе от 04.02.2019г.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости общая площадь вышеуказанной квартиры составляет 21,6 кв.м.

Истец в вышеуказанной квартире проживает и зарегистрирован с 18.03.2014г., что подтверждается сообщением Управления по вопросам миграции МВД по Республики ФИО5 от 25.12.2018г.

Постановлением Администрации <адрес> от 27.06.2016г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: ФИО4, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации <адрес> от 09.04.2019г. внесены изменения в вышеуказанное постановление от 27.06.2016г., установлен срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, указанного в пункте 1 настоящего постановления – до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 3 ст. 2 и ч.ч. 1 и 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32. 86. частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В силу положений частей. 8 и 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.

Согласно пунктам 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

То обстоятельство, что многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, создает угрозу для их жизни и здоровья.

ДД.ММ.ГГГГ Советом ФИО4 Республики ФИО5 принято постановление «О региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 -2019 годах на территории Республики ФИО5», согласно которому, с учетом постановления Совета ФИО4 Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Совета ФИО4 Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ », - срок реализации программы 2018-2019 годы.

Органы местного самоуправления обеспечивают принятие правовых актов, в которых указываются:

а) перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, на территории муниципального образования;

б) условия изъятия жилых помещений у собственников и условия переселения граждан из жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма в аварийных многоквартирных домах;

информирование собственников и нанимателей жилых помещений аварийного жилищного фонда о порядке и условиях участия в Программе путем размещения публикаций в средствах массовой информации и на официальных сайтах администраций, участвующих в Программе;

предоставление собственникам изымаемых жилых помещений, предварительно согласившимся на переселение, информации о планировке и технических характеристиках, предлагаемых к постройке или приобретению жилых помещений, которые могут быть предоставлены взамен изымаемых жилых помещений;

определение площадок для строительства нового жилья для переселения граждан из аварийных многоквартирных жилых домов и их инженерная подготовка;

определение инвесторов-застройщиков жилья для переселения граждан из аварийных многоквартирных жилых домов;

формирование земельного участка, проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на кадастровый учет (кадастровый паспорт) в соответствии с разрешенным видом использования и согласно утвержденной градостроительной документации и обеспечение технологического присоединения к объектам инженерной инфраструктуры;

заключение договора купли-продажи, аренды или безвозмездного срочного пользования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности;

формирование целевых показателей в разрезе соответствующего муниципального образования (квартирографии), определяющих потребность расселяемого и предоставляемого жилья, путем его строительства или приобретения по каждой семье, подлежащей расселению из аварийных многоквартирных домов;

выполнение мероприятий по государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, предназначенные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

заключение договоров социального найма (мены) предоставленных жилых помещений;

организацию работы по переселению граждан путем сбора документов, проверки наличия всех необходимых документов для регистрации, наличия согласия нанимателя, собственника и всех совершеннолетних членов семьи;

переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и снос аварийных многоквартирных домов;

очередность и сроки сноса аварийных многоквартирных домов.

В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 указано, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Из пояснений представителя ответчика следует, что мероприятия по реализации подпрограммы " Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 -2019 годах на территории Республики ФИО5» проводятся администрацией, собственникам многоквартирного дома направлены уведомления, о том, что дом признан аварийным.

Вместе с тем, судом установлено в судебном заседании, что фактически собственника жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> не информировали о том, что дом признан аварийным, также не информируют о проделанной работе по переселению лиц из данного многоквартирного дома, каких-либо иных сведений ответчиком суду не представлено и материалы дела не содержат. Квартира , расположенная в <адрес>, принадлежит ФИО3, постановлением администрации <адрес> от 27.06.2016г. указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, дом включен в Региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Республики ФИО5 из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ4 года, в 2019- 2025», на протяжении длительного времени, администрацией <адрес> не приняты меры по переселению истцов из аварийного дома и предоставлению им равнозначного жилого помещения.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия Региональной программы переселения граждан и срока его реализации, а также отсутствия в муниципальном жилом фонде свободных благоустроенных жилых помещений.

Бездействие со стороны администрации <адрес> Республики ФИО5 в части непринятия мер по переселению истца из аварийного жилья подтверждается письменными доказательствами, содержащимися в материалах дела, которые ничем не опровергнуты бездействие администрации <адрес> нарушает жилищные права, ставит под угрозу их жизнь и безопасность, в связи с чем, считает необходимым иск удовлетворить.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, государственная пошлина в размере 300 рублей подлежат взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь cт.cт. 59,60,67,71,98, 194- 199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> Республики ФИО5 в интересах ФИО1 к Администрации <адрес> Республики ФИО5, третье лицо МКУ Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> Республики ФИО5, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО5, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики ФИО5, Совет ФИО4 Республики ФИО5, Межведомственную комиссию по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилых помещений о понуждении совершить определенные действия в порядке статьи 45 ГПК– удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> Республики ФИО5 предоставить ФИО2 другое благоустроенное жилое помещение, отвечающего установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта <адрес> равнозначное по площади жилое помещение взамен занимаемого последней в данный момент, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО4 не менее 21,6 кв.м., находящееся в черте <адрес>.

Взыскать с Администрации <адрес> государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики ФИО5 через Центральный районный суд <адрес> Республики ФИО5 в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                       Благодатная Е.Ю.

2-654/2019 (2-3576/2018;) ~ М-3808/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Симферополь
Колпаков Василий Васильевич
Ответчики
Администрация г.Симферополя
Другие
Департамент городского хозяйства
Межведомственная комиссия по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, перевода (отказа в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение Администрации города Симферополя
Русецкая Алла Николаевна
Совет Министров Республики Крым
Департамент развития муниципальной собственности
Суд
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым
Судья
Благодатная Елена Юрьевна
Дело на странице суда
centr-simph--krm.sudrf.ru
10.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2018Передача материалов судье
14.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2019Судебное заседание
04.03.2019Судебное заседание
03.04.2019Судебное заседание
22.04.2019Судебное заседание
20.06.2019Судебное заседание
25.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее