Решение по делу № 2-5/2017 (2-1083/2016;) ~ М-971/2016 от 05.08.2016

Дело № 2- 5 /2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2017 года г. Кострома

Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Моховой Н.А., при секретаре Трухиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы к Мелькова А.Г., Овчинников А.С. и Овчинниковой В.Б. о приведении самовольно реконструированного объекта в первоначальное состояние и по встречному исковому заявлению Мелькова А.Г., Овчинников А.С., Овчинниковой В.Б. к администрации г. Костромы о признании права общедолевой собственности на реконструированный жилой дом,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы обратилась в суд с иском к Мельковой А.Г., Овчинникову А.С. и Овчинникову В.Б. об обязании привести самовольно реконструированный жилой дом по адресу: <адрес> в первоначальное состояние путем сноса надстройки второго этажа над домом. Свои требования мотивировали тем, что указанный одноэтажный жилой дом принадлежит на праве собственности Мельковой А.Г., Овчинникову А.С., Овчинниковой В.Б. Согласно акту осмотра земельного участка и объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, составленного специалистами Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы, установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес>, расположен жилой дом, в отношении которого произведена реконструкция путем надстройки второго этажа. Разрешение на реконструкцию данного объекта Администрацией г. Костромы не выдавалось. Границы указанного земельного участка не сформированы в соответствии с действующим законодательством, права Мельниковой А.Г., Овчинникова А.С. и Овчинниковой В.Б. на него не зарегистрированы. Поскольку, реконструкция жилого дома произведена на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, без получения разрешения, администрация г. Костромы обратилась в суд с вышеуказанным иском.

В ходе рассмотрения дела Муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы уточнили основание исковых требований, указав, что застройка земельных участков на территории г. Костромы должна осуществляться в соответствии с градостроительной документацией, действующей на территории г. Костромы. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В соответствии с ч. 3 ст. 8 ГрК РФ на территории городского округа разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ документом, дающим застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, является разрешение на строительство. Аналогичная норма предусмотрена в п. 4.1 СП 48.13330.2011 Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 года № 781. Статьей 2 ФЗ от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности» также установлено, что разрешение на строительство – основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемого заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде. Таким образом, отсутствие разрешения на строительство жилого дома является правовым препятствием для производства строительных работ. Статьей 68 Правил землепользования и застройки города Костромы, утвержденной Решением Думы г. Костромы от 16.12.2010 года № 62, для данной зоны установлены следующие градостроительные регламенты: 1) реконструкцию введенных в эксплуатацию объектов; 2) сохранение планировочной структуры, в том числе: а) запрет строительства по линии застройки гаражей, иных (хозяйственных) дворовых построек; б) сохранение и восстановление периметральной застройки кварталов с формированием зон отдыха, спорта, озеленения, хозяйственной и других зон внутри квартала; в) восстановление и устройство (каменных с металлическими коваными пряслами) оград между зданиями по линиям застройки; г) ограды внутри квартала не должны превышать по высоте 1,2 метра и должны иметь архитектурное решение, не диссонирующее с исторической застройкой (запрещено строительство глухих оград, бетонных, из железобетонных сборных элементов и так далее); д) угловые здания (на пересечении улиц) должны быть решены в традициях существующей исторической застройки (должны крепить углы кварталов); 3) сохранение объемно-пространственной структуры, в том числе следующие требования: а) масштаб реконструируемого здания должен соответствовать исторической застройке квартала, улицы или масштабу утраченных исторических зданий: б) максимальный процент застройки земельных участков - 25%; в) количество этажей - 1-2-3-4 этажа, включая цокольный и мансардный, мезонин. Отметка верха здания определяется высотой исторической застройки в квартале и сопредельных кварталах. По линии застройки высота зданий - 2 этажа (предельная высота здания - не более 10,5 м). Высота зданий на внутриквартальной территории - не более 3 этажей (предельная высота здания - не более 13,5 м); г) минимальные отступы от границ земельного участка - 3 метра, отступ от линии застройки исключить; д) материал стен - кирпич, дерево, облицовка керамическим кирпичом. При реконструкции деревянных зданий применять дерево либо облицовку деревом; е) использование принципа компенсационного строительства при утрате исторической рядовой застройки; ж) характер кровли - скатный или вальмовый без переломов, исключающий использование не характерных для исторической застройки материалов и элементов (металлочерепицы, черепицы, плоских мансардных окон и т.д.); з) характер отделки фасадов проектируемых зданий должен соответствовать (поддерживать традиции) исторической застройке - штукатурка, калеванный тес, керамический кирпич; и) архитектурные решения фасадов запроектированных зданий не должны диссонировать с исторической застройкой (габариты, детали, оконные и дверные проемы, ритм, пропорции, акценты); к) индивидуальные заполнения оконных проемов; л) недопустима застройка тротуаров и территорий общего пользования лестницами, крыльцами, тамбурами (допускается площадка максимальными размерами Д x Ш x В: 2,2 x 1,2 x 0,17 м). В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Земельный участок по адресу: <адрес> входит в границы историко-архитектурной заповедной территории. Согласно сведениям, имеющимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, жилой дом по адресу: <адрес> расположен на расстоянии 1,8 м от северо-западной границы земельного участка и на расстоянии 1,5 м от юго-западной границы земельного участка, что свидетельствует о нарушении градостроительных норм и правил, в соответствии с которыми минимальный отступ от границ земельного участка составляет 3 м. В соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

В процессе рассмотрения дела Мелькова А.Г., Овчинников А.С., Овчинникова В.Б. обратились в суд с встречным исковым заявлением, в котором просили сохранить жилой дом, состоящий из литер А, А3, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, признать право собственности на данный жилой дом, определив за Мельковой А.Г. ? доли в праве общедолевой собственности, за Овчинниковым А.С. ? доли в праве общедолевой собственности, за Овчинниковой В.Б. ? доли в праве общедолевой собственности. Свои требования мотивировали тем, что Мелькова А.Г., Овчинников А.С. и Овчинникова В.Б. приобрели жилой дом площадью <данные изъяты> кв. м и земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные по адресу: <адрес> по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года. На данный объект было зарегистрировано право общей долевой собственности следующим образом: за Мельковой А.Г. ? доли, за Овчинниковым А.С. ? доли, за Овчинниковой В.Б. ? доли. Жилой дом на момент покупки представлял из себя одноэтажное строение с надстроенной холодной мансардой, кровля была выполнена из рубероида. После крупного града, который был в ДД.ММ.ГГГГ года и проливных дождей, кровля, находившаяся на тот момент в неудовлетворительном состоянии, стала сильно протекать, вследствие чего, истцы были вынуждены заменить материал кровли с рубероида на металл, также были произведены работы по утеплению и обшивке сайдингом стен по периметру главного фасада дома. Таким образом, после ремонта и утепления мансарда стала жилой, то есть пригодной для постоянного проживания. Согласно техническому паспорту здания, выполненному ГПКО «Костромаоблкадастр» - областное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, рег. , общая площадь дома увеличилась до ДД.ММ.ГГГГ кв. м. В настоящее время жилой дом соответствует всем правилам планировки территории, землепользования и застройки, а также иным правилам и нормам. Кроме того, реконструированное помещение расположено внутри ранее построенного жилого дома, который является собственностью истцов по встречным требованиям. Истцы по встречным исковым требованиям полагают, что реконструкция дома не может препятствовать владельцам соседних строений в пользовании своими строениями и земельными участками, она не нарушает иные законные права и интересы граждан.

Представитель истца по первоначальным требованиям и ответчика по встречным Харитонова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, встречные исковые требования не признала.

Ответчик по первоначальным требованиям и истец по встречным требованиям Мелькова А.Г., надлежаще извещенная о слушании дела, в судебное заседание не явилась, воспользовавшись процессуальным правом ведения дела через представителя (ст. 48 ГПК РФ). Интересы в суде по доверенности представлял Юдин О.Ю.

Представитель ответчика Мельковой А.Г. по доверенности Юдин О.Ю., ответчики Овчинников А.С., Овчинникова В.Б. в судебном заседании поддерживая встречные исковые требования, первоначальные исковые требования не признали.

Третье лицо Инспекция по охране объектов культурного значения Костромской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Димитровского районного суда г. Костромы в сети интернет: http://dimitrovsky.kst.sudrf.ru/, своего представителя в суд не направили, представив ранее отзыв по существу исковых требований, согласно которому в соответствии с п. 1 Положения об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 16.11.2015 года № 206 «Об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области» исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики, управлению, координации и нормативно-правовому регулированию в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, является инспекция по охране объектов культурного наследия. Жилой дом по адресу: <адрес>, с кадастровым номером расположен в историко-архитектурной заповедной территории г. Костромы, на земельном участке, входящем в состав объектов культурного наследия, памятника археологии «Участок культурного слоя на территории Селище, XV-XVIII вв.». В связи с тем, что п. 1 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия. В соответствии с ч. 7 ст. 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 20.10.2008 года № 372-а «Об уполномоченных органах по использованию земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются» Инспекция определена уполномоченным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции определение использования земельных участков в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособления которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, действия градостроительных регламентов на которые не распространяются. На основании заявления Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы в лице начальника Управления А.П. Афанасьева, с целью подготовки градостроительного плана земельного участка, Инспекцией было подготовлено и выдано заключение по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охранных памятников № 06-17 от 09.01.2017 года по указанному объекту. Заключение не является документов, который разрешает работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, а устанавливает предельные параметры разрешенного строительства (реконструкции) на земельном участке с точки зрения соблюдения норм законодательства в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и выдается до проведения планируемых работ на объекте. Вопрос об удовлетворении заявленных требований оставили на усмотрение суда.

Третье лице Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Димитровского районного суда г. Костромы в сети интернет: http://dimitrovsky.kst.sudrf.ru/, своего представителя в суд не направили, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, решение оставили на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, специалистов, исследовав материалы дела, обозрев техническую документацию, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу положений ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Согласно ст. 20 ГК РФ, граждане обязаны осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки; проводить работы по надлежащему содержанию зданий, строений и сооружений в соответствии с градостроительной и проектной документацией, градостроительными нормативами и правилами, экологическими, санитарными, противопожарными и иными специальными нормативами.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Положениями пункта 3 указанной статьи также предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Конституционным Судом Российской Федерации в п. 2 Определения от 03.07.2007 года № 595-О-П разъяснено, что, вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в п. 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения её таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, в виде сноса самовольной постройки осуществившим её лицом либо за свой счет.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

Понятие реконструкции дано в п. 14 ст. 1 ГрК РФ, согласно которой под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.

В силу ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 года), если объект недвижимости самовольно изменен посредством пристройки к нему дополнительных помещений, право собственника может быть защищено путем признания этого права в отношении всего объекта в реконструированном виде, а не в отношении пристройки.

Юридически значимыми обстоятельствами по делам о сохранении помещения в реконструированном состоянии и признании права собственности на самовольно реконструированный объект недвижимости, являются обстоятельства того, допущены ли при проведении самовольной реконструкции помещения существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, предпринимало ли лицо меры к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, является ли отказ уполномоченного органа в выдаче соответствующих документов правомерным, нарушает ли сохранение объекта в реконструированном состоянии права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли этот объект угрозу жизни и здоровью граждан.

Указанные обстоятельства подлежат установлению и определению в качестве таковых судом в силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.

В силу п. 1 ст. 263 ГК РФ, ч. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

В силу положений ч. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Как указано в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом установлено, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома принадлежит на праве собственности Овчинниковой В.Б. - ? доли в праве, Овчинникову А.С. - ? доли в праве, Мельковой А.Г. - ? доли в праве. Жилой дом с тремя пристройками, лит. А, А1, А2, а сарай, гараж, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым площадью <данные изъяты> кв. м принадлежит на праве долевой собственности Мельковой А.Г. (<данные изъяты> доли в праве), Овчинникову А.С. (<данные изъяты> доли в праве) и Овчинниковой В.Б. (<данные изъяты> доли в праве), право собственности которых зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ года на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года.

Ответчиками по первоначальным требованиям и истцами по встречным требованиям Мельковой А.Г., Овчинниковым А.С., Овчинниковой В.Б. без получения соответствующего разрешения были выполнены работы по реконструкции жилого дома путем возведения надстройки второго этажа, что нашло отражение в акте осмотра земельного участка и объекта недвижимости № б/н от ДД.ММ.ГГГГ года, произведенного главным специалистом отдела по выдаче исходно-разрешительной документации Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы Вороновой М.Л.

Согласно зарегистрированному за Мельковой А.Г., Овчинниковым А.С., Овчинниковой В.Б. праву на земельный участок, последний относится к категории земель - земли населенных пунктов, под строительство индивидуального жилого дома, то есть вид разрешенного использования земельного участка соответствует типу возведенного строения.

С целью установления юридически значимых обстоятельств по делу была назначена судебная строительно - техническая экспертиза, производство которой было поручено ООО «Строительная лаборатория». Согласно отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что в доме по адресу: <адрес> была произведена следующая реконструкция: снос каркасно - щитовых стен в осях 1-2, возведение новых капитальных стен из кирпича в осях 1-2, каркасно-щитовые стены по осям «А,Д» в осях «3-4» с наружной стороной были обложены кирпичом, перенесены деревянные перегородки в осях «3-4», устройство внутренней деревянной лестницы, демонтаж крыши, устройство вновь двускатной ассиметричной крыши, переоборудование чердачного помещения в мансарду. Получившиеся в результате реконструкции помещения стали более комфортными и удобными для проживания, улучшились санитарно - гигиенические условия. При входе появился тамбур, что соответствует строительным нормам, общая и жилая площадь увеличились. Принятые при реконструкции данного строения технические решения соответствуют требованиям градостроительных, строительных, технологических, пожарных, санитарно-эпидемиологических норм и правил, действующих на территории РФ, отвечают правилам пожарной безопасности и обеспечивают безопасность жизни и здоровья людей. Кроме того, данный жилой дом расположен в зоне малоэтажной жилой застройки с разрешенной высотой строительства по генеральному плану г. Костромы 10,5 м. Высота данного дома составляет 6,5 м. Расстояние от ближайших строений составляет более 15 метров, что также соответствует нормам. Перепланировка и переустройство, пожарная безопасность, обеспечение санитарно - эпидемиологических требований, система отопления и ограждающие конструкции, вентиляции, звукоизоляции наружных и внутренних ограждающих конструкций жилого дома по адресу: <адрес>. При реконструкции жилого дома нарушений требований норм и правил не выявлено. Все вышеперечисленные требования соблюдены и какого-либо устранения нарушения норм и правил не требуется. Так как при реконструкции дома никаких отступлений от требований градостроительных, строительных, пожарных, санитарно - эпидемиологических норм и правил не имеется, то при сохранении дома интересы иных лиц, охраняемые законом не нарушаются и угрозы жизни и здоровью не создает. Не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Проанализировав содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основывается на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образование, стаж работы. Оснований не доверять заключению экспертизы у суда не имеется.

Доводы представителя Муниципального образования городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы о том, что организация, проводившая экспертизу, не имеет на это соответствующих полномочий, не нашел своего подтверждения. ООО «Строительная лаборатория» имеет допуск к видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что подтверждается соответствующим свидетельством.

Представитель Муниципального образования городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы ходатайства о назначении повторной или дополнительной экспертизы не заявлял, доказательств, подтверждающих неправильность или необоснованность проведенной экспертизы не представил.

Довод Муниципального образования городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы о наличии оснований для приведения реконструированного жилого дома в первоначальное состояние в виду несоблюдения отступов от границ земельного участка, установленных градостроительным регламентом, является несостоятельным по следующим мотивам.

Судом установлено, что жилой дом по адресу: <адрес>, с кадастровым номером расположен в историко-архитектурной заповедной территории г. Костромы, на земельном участке, входящем в состав объектов культурного наследия, памятника археологии «Участок культурного слоя на территории Селище, XV-XVIII вв.».

Частью 3 статьи 68 Правил землепользования и застройки города Костромы, утвержденной Решением Думы г. Костромы от 16.12.2010 года № 62, для данной зоны установлены следующие градостроительные регламенты:

1) реконструкцию введенных в эксплуатацию объектов;

2) сохранение планировочной структуры, в том числе: а) запрет строительства по линии застройки гаражей, иных (хозяйственных) дворовых построек; б) сохранение и восстановление периметральной застройки кварталов с формированием зон отдыха, спорта, озеленения, хозяйственной и других зон внутри квартала; в) восстановление и устройство (каменных с металлическими коваными пряслами) оград между зданиями по линиям застройки; г) ограды внутри квартала не должны превышать по высоте 1,2 метра и должны иметь архитектурное решение, не диссонирующее с исторической застройкой (запрещено строительство глухих оград, бетонных, из железобетонных сборных элементов и так далее); д) угловые здания (на пересечении улиц) должны быть решены в традициях существующей исторической застройки (должны крепить углы кварталов);

3) сохранение объемно-пространственной структуры, в том числе следующие требования: а) масштаб реконструируемого здания должен соответствовать исторической застройке квартала, улицы или масштабу утраченных исторических зданий: б) максимальный процент застройки земельных участков - 25%; в) количество этажей - 1-2-3-4 этажа, включая цокольный и мансардный, мезонин. Отметка верха здания определяется высотой исторической застройки в квартале и сопредельных кварталах. По линии застройки высота зданий - 2 этажа (предельная высота здания - не более 10,5 м). Высота зданий на внутриквартальной территории - не более 3 этажей (предельная высота здания - не более 13,5 м); г) минимальные отступы от границ земельного участка - 3 метра, отступ от линии застройки исключить; д) материал стен - кирпич, дерево, облицовка керамическим кирпичом. При реконструкции деревянных зданий применять дерево либо облицовку деревом; е) использование принципа компенсационного строительства при утрате исторической рядовой застройки; ж) характер кровли - скатный или вальмовый без переломов, исключающий использование не характерных для исторической застройки материалов и элементов (металлочерепицы, черепицы, плоских мансардных окон и т.д.); з) характер отделки фасадов проектируемых зданий должен соответствовать (поддерживать традиции) исторической застройке - штукатурка, калеванный тес, керамический кирпич; и) архитектурные решения фасадов запроектированных зданий не должны диссонировать с исторической застройкой (габариты, детали, оконные и дверные проемы, ритм, пропорции, акценты); к) индивидуальные заполнения оконных проемов; л) недопустима застройка тротуаров и территорий общего пользования лестницами, крыльцами, тамбурами (допускается площадка максимальными размерами Д x Ш x В: 2,2 x 1,2 x 0,17 м).

В силу п. 1 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

В соответствии с ч. 7 ст. 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 20.10.2008 года № 372-а «Об уполномоченных органах по использованию земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются» Инспекция по охране объектов культурного значения Костромской области определена уполномоченным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции определение использования земельных участков в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособления которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, действия градостроительных регламентов на которые не распространяются.

Согласно заключения Инспекции по охране объектов культурного значения Костромской области по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охранных памятников от ДД.ММ.ГГГГ года минимальные отступы от границ земельного участка – 3 метра, при реконструкции существующего здания отступ от северо-восточной и юго – восточной границ принять по границе существующего здания.

ДД.ММ.ГГГГ года Мелькова А.Г., Овчинниковым А.С., Овчинникова В.Б. обратились с пакетом документов в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы для получения разрешения на строительство в целях реконструкции индивидуального жилого дома. Согласно пояснениям ответчиков по первоначальным требованиям ответа на данное обращение в их адрес не последовало.

ДД.ММ.ГГГГ года Мелькова А.Г., Овчинниковым А.С., Овчинникова В.Б. повторно обратились с пакетом документов в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы, на что получили ответ от ДД.ММ.ГГГГ года , из которого следует, что отсутствует возможность подготовки градостроительного плана данного земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ года Мельковой А.Г., Овчинниковым А.С., Овчинниковой В.Б. получен градостроительный план земельного участка, согласно которому минимальные отступы от границ земельного участка – 3 метра, при реконструкции существующего здания отступ от северо-восточной и юго – восточной границ от точки А до точки Б – 1,9 м от точки В и точки Г – 1,6 м принять по границе существующего здания.

При этом суд учитывает, что выполненные работы по реконструкции дома проводилась только в верхней (мансардной) его части. Данные работы не затронули несущие конструкции дома. Все нагрузки на несущие конструкции были полностью сохранены. Площадь дома увеличилась с 79,9 кв. м до 166,6 кв. м за счет площади мансардного этажа. Габариты и конфигурация основания дома по адресу: <адрес>, в результате реконструкции не изменились.

Довод Муниципального образования городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы о том, что Мельковой А.Г., Овчинниковым А.С., Овчинниковой В.Б. не приняты меры к легализации спорного объекта является несостоятельным, поскольку противоречит приведенному выше положению п. 3 ст. 222 ГК РФ, который допускает установление права собственности на самовольно возведенные или реконструированные объекты в судебном порядке.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела Мельковой А.Г., Овчинниковым А.С., Овчинниковой В.Б. были предприняты иные меры, необходимые для легализации спорного объекта, в частности, по заказу Мельковой А.Г., Овчинникова А.С., Овчинниковой В.Б. готовился межевой план земельного участка, проводились кадастровые работы, необходимые для оформления прав на земельный участок, были оформлены права на земельный участок, а также на основании заявления собственников дома распоряжением Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ года утвержден градостроительный план земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ года Мелькова А.Г., Овчинников А.С., Овчинникова В.Б. обратились в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Костромы Управления архитектуры г. Костромы с заявлением о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Ответ до настоящего времени не получен.

То, что в большей степени действия, необходимые для легализации спорного объекта, вышеуказанными лицами стали предприниматься после обращения муниципального образования с иском в суд, в том числе и оформление права собственности на земельный участок, с учетом фактических обстоятельств по делу не может быть признано определяющим для удовлетворения иска Муниципального образования городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы.

Учитывая, что реконструированный дом является индивидуальным жилым домом, на реконструкцию которого не было получено разрешение, вместе с тем, само спорное строение расположено на земельном участке с соответствующим целевым назначением и видом разрешенного использования, соответствует строительным и иным нормам, существенных нарушений градостроительных норм и регламентов не допущено, права и охраняемые законом интересы других лиц строение не нарушает и не создает угрозы жизни и здоровью граждан, истцами по встречным требованиям принимались меры к легализации объекта, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении встречных исковых требований Мельковой А.Г., Овчинникова А.С., Овчинниковой В.Б. и об отказе в удовлетворении требований Муниципального образования городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы о приведении самовольно реконструированного объекта в первоначальное состояние.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Муниципального образования городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы к Мелькова А.Г., Овчинников А.С. и Овчинниковой В.Б. о приведении самовольно реконструированного объекта в первоначальное состояние оставить без удовлетворения.

Встречные исковые требования Мелькова А.Г., Овчинников А.С., Овчинниковой В.Б. к администрации г. Костромы о признании права общедолевой собственности на реконструированный жилой дом удовлетворить.

Признать за Мелькова А.Г., Овчинников А.С., Овчинниковой В.Б. право общедолевой собственности на реконструированный жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м (по техническому паспорту ГПКО «Костромаоблкадастр» - Областное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ ), с определением Овчинников А.С., Овчинниковой В.Б. по ? доли в праве, Мелькова А.Г. – ? доли в праве.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                   Н.А. Мохова

2-5/2017 (2-1083/2016;) ~ М-971/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г.Костромы
Ответчики
Овчинникова Виктория Борисовна
Мелькова Альбина Геннадьевна
Овчинников Александр Семенович
Другие
Инспекция по охране объектов культурного значения Костромской области
УФРС по Костромской области
Суд
Димитровский районный суд г. Костромы
Судья
Мохова Наталья Александровна
Дело на странице суда
dimitrovsky--kst.sudrf.ru
05.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2016Передача материалов судье
08.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2016Подготовка дела (собеседование)
01.09.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.10.2016Предварительное судебное заседание
26.10.2016Судебное заседание
10.11.2016Судебное заседание
19.12.2016Судебное заседание
21.12.2016Судебное заседание
27.02.2017Производство по делу возобновлено
10.03.2017Судебное заседание
14.03.2017Судебное заседание
03.04.2017Судебное заседание
12.04.2017Судебное заседание
11.05.2017Судебное заседание
16.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2017Дело оформлено
12.12.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее