Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3752/2017 ~ М-3620/2017 от 17.08.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                           17 ноября 2017 г.                                     г. Самара

       Ленинский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Грицык А.А.,

при секретаре Канаевой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калугиной Т. А. к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Калугина Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании действий органа местного самоуправления, мотивировав свои требования следующим.

Калугиной Т.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, «<адрес> участок а по линии «0», имеющий кадастровый , относящийся к землям населенных пунктов, имеющий разрешенное использование «для садоводства». Земельный участок принадлежит административному истцу на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. В ее фактическом пользовании также находится земельный участок, который не оформлен в собственность, а также не находится в собственности третьих лиц, и относится к землям государственной собственности.

В целях заключения соглашения о перераспределении земельных участков, административный истец обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с соответствующим заявлением и с приложением необходимых документов, в том числе – схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1826 принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Основанием для отказа является п.п.11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в случае если имеются основания для отказа утверждения схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10.ЗК РФ. Административный ответчик указывает, что при разработке схемы нарушен п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, поскольку образуемый участок находится в границах охранной зоны военного объекта, т.к. согласно сведениям, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и представленным документам, расстояние от образуемого земельного участка до земельного участка с кадастровым номером сформированного для размещения военных организаций, учреждений и других объектов, составляет около 246 м.

Административный истец считает, что оспариваемое распоряжение нарушает ее право на перераспределение участка, предусмотренное п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ и противоречит действующему законодательству. Территория военного объекта в данном случае находится в границах г.о. Самара и огорожена забором, п. 9.10 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в данном случае неприменим, т.к. согласно п. 4 Положения зоны охраняемых военных объектов и охранные зоны военных объектов могут устанавливаться в границах запретной зоны.

Кроме того, п. 10,11,12, 12(1) Положения, в границах зон с особыми условиями использования строительство объектов капитального строительства, проживание и (или) нахождение физических лиц допускаются, но осуществляются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект. Как следует из оспариваемого решения, ответчик не выяснил, возможно ли получение соответствующего согласия.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Калугина Т.А. просит признать незаконным и нарушающим права распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1826 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и обязать принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направить в ее адрес решение с приложением указанной схемы в соответствии с требованиями п.п. 1 п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ.

В судебное заседании административный истец заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара – по доверенности Попова М.Н. – возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве, просила отказать.

Заинтересованное лицо ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом по известному суду месту жительства, причину неявки не сообщил.

          Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст. 226 КАС установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что Калугиной Т.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, «<адрес> участок а по линии «0», имеющий кадастровый , относящийся к землям населенных пунктов, имеющий разрешенное использование «для садоводства». Земельный участок принадлежит административному истцу на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.

В ее фактическом пользовании также находится земельный участок, который не оформлен в собственность, а также не находится в собственности третьих лиц, и относится к землям государственной собственности.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Калугина Т.А. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-1826 от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером

Основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка явился п.п.11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в случае если имеются основания для отказа утверждения схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10.ЗК РФ. Административный ответчик указывает, что при разработке схемы нарушен п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, поскольку образуемый участок находится в границах охранной зоны военного объекта, т.к. согласно сведениям, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и представленным документам, расстояние от образуемого земельного участка до земельного участка с кадастровым номером 63:01:0416004:2, сформированного для размещения военных организаций, учреждений и других объектов, составляет около 246 м.

В соответствии с п.п. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в том числе, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.6 ст.11.9 ЗК РФ).

Согласно ст.1, ст.37 ГрК РФ, градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки, и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

    В соответствии с ч.2 ст.85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

В соответствии с п. 7 ст. 93 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона РФ № 61-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороне» земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.

Настоящее Положение определяет порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.

Так, Положением определено, что запретная зона является территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.

В соответствии с п. 4 Положения запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.

Пунктами 9,10 Положения установлено, что граница охранной зоны военного объекта устанавливается в пределах запретной зоны (или в пределах зоны охраняемого военного объекта, если она установлена) на территории, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, к его внешнему периметру:

а) на расстоянии, не превышающем 400 метров, - для военных объектов, на которых хранятся боеприпасы, ракеты, взрывчатые, радиоактивные, отравляющие, химически и биологически опасные вещества, легковоспламеняющиеся и (или) горючие жидкости, а также горюче-смазочные материалы;

б) на расстоянии, не превышающем 100 метров, - для прочих военных объектов.

Внешняя граница специальной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 400 метров от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра, за исключением внешних границ ранее установленных специальных зон.

Внешние границы специальной зоны могут оборудоваться ограждением. Требования к ограждению специальной зоны определяются руководителем федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект.

На территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается:

а) проживание и (или) нахождение физических лиц;

б) осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением;

в) размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его.

Судом установлено, что по имеющимся сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, и представленным на рассмотрение в Департамент документам, расстояние от вновь образуемого земельного участка до территории, состоящей на кадастровом учете с кадастровым номером по адресу: <адрес>, разрешенный вид использования «для размещения военных городков » - составляет около 246 м.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 405 на Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службу внешней разведки РФ, Федеральную службу безопасности РФ и Федеральную службу охраны Российской Федерации возложена обязанность до ДД.ММ.ГГГГ осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

Между тем, указанный в Постановлении срок - до ДД.ММ.ГГГГ - не является пресекательным и не препятствует установлению запретных зон по его истечении.

До осуществления мероприятий по установлению границ запретных зон и иных зон военных объектов в порядке, предусмотренном названным постановлением, сохраняются ранее установленные ограничения, в том числе по использованию земельных участков, занятых военными объектами.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о перераспределении земельных участков, а также по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.

Следовательно, ответчик был компетентен принять заявление истца о перераспределении земельных участков и принять решение по существу этого заявления, в том числе решение об отказе в перераспределении земельных участков.

Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд считает, что оснований для признания незаконным и отмены Распоряжения Департамента градостроительства № РД-1826 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Калугиной Т.А. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не имеется, поскольку оспариваемое решение принято уполномоченным на то органом в пределах его компетенции, без нарушения процедурных правил и при наличии установленных законом оснований.

Доводы административного истца в части того, что в ее фактическом пользовании находится испрашиваемый земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, и она желает приобрести его в собственность, суд находит не состоятельными, поскольку данный земельный участок используется Калугиной Т.А. незаконно, без оформления соответствующих документов, что не оспаривалось ею в судебном заседании. Указанное обстоятельство само по себе не может служить безусловным основанием для признания оспариваемого Распоряжения незаконным.

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Калугиной Т. А. к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                     подпись                                         А.А. Грицык

Копия верна.

Судья

Секретарь

2а-3752/2017 ~ М-3620/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Калугина Т.А.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о.Самара
Другие
ФГКУ " Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Грицык А. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
17.08.2017Регистрация административного искового заявления
18.08.2017Передача материалов судье
18.08.2017Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2017Судебное заседание
18.09.2017Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
05.10.2017Судебное заседание
18.10.2017Судебное заседание
17.11.2017Судебное заседание
18.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее