Дело № 2-276/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кириллов 20 ноября 2017 года
Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Афаныгина А.Н.,
при секретаре Бурлаковой Т.А.,
с участием:
истца Ботина А.В.,
представителя третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет иска, Пугачевой Е.А.,
представителя ответчика Смирновой Н.В.,
представителя третьего лица Пенюгаловой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ботина АВ к Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации ФИО10 о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки,
у с т а н о в и л:
Ботин А.В. обратился в суд с иском к Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области (далее Администрация), в котором просит признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>, <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ №-АФ; применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ответчика возвратить ему задаток в сумме 7400 рублей, арендную плату в сумме 38850 рублей, а также признать прекращенным (отсутствующим) обременение в виде аренды истца на земельный участок с кадастровым номером №. В обоснование заявленных требований указал, что указанный договор аренды между ним и ответчиком заключен на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ об итогах торгов в форме открытого аукциона. Разрешенное использование земельного участка – для индивидуального жилищного строительства. Договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией утвержден градостроительный план земельного участка (постановление от ДД.ММ.ГГГГ №), разработана схема планировочной организации земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее Минприроды России) с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном участке, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в выдаче разрешения на строительство ему было отказано. Кроме того, ему стало известно, что у Администрации, заключившей договор аренды, отсутствуют полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером №, который в силу закона является федеральной собственностью. Оспариваемая сделка не была согласована с Минприроды России, нарушает публичные интересы, а также права и интересы Минприроды России как органа, осуществляющего управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Поскольку оспариваемый договор аренды земельного участка заключен с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, он является ничтожной сделкой, не порождающей правовых последствий.
В судебном заседании истец Ботин АВ заявленные требования поддержал по тем же основаниям.
Третье лицо на стороне истца Минприроды России требования Ботина АВ поддержало. Кроме того, обратилось с самостоятельными требования относительно предмета спора, в которых просит признать спорный договор недействительной (ничтожной) сделкой, а также погасить в ЕГРН запись в отношении земельного участка с кадастровым номером № в части обременения в виде права аренды Ботина АВ на указанный земельный участок, а также погашения записи о виде разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Представитель Минприроды России Пугачева ЕА в судебном заседании исковые требования Ботина АВ и заявленные Минприроды России требования поддержала.
Представитель ответчика – Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области Смирнова НВ заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что спорный земельный участок не относится к федеральной собственности, так как не предоставлен в постоянное бессрочное пользованию национальному парку «Русский Север». Данный участок отнесен к не разграниченной государственной собственности, находится в распоряжении муниципальных органов власти, которые вправе предоставлять земельные участки гражданам в аренду, в силу чего Администрация действовала в рамках предоставленных ей полномочий. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к федеральной собственности и полномочий Минприроды РФ на распоряжение земельным участком. Разрешенное использование земельного участка установлено схемой территориального планирования Кирилловского муниципального района Вологодской области, согласованной с Минприроды РФ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Русский Север» (далее ФГБУ «Национальный парк «Русский Север») Пенюгалова ТЮ пояснила, что земельный участок с кадастровым номером № находится в границах национального парка «Русский Север», в силу закона является федеральной собственностью независимо от того, что оспариваемый участок не предоставлен в постоянное бессрочное пользование ФГБУ «Национальный парк «Русский Север».
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Территориального управления Росимущества в Вологодской области и Министерства экономического развития Российской Федерации в судебное заседание не явились, направили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей, в котором заявленные исковые требования поддержали в полном объеме. Также указали, что все земли населенных пунктов Кирилловского района, входящие в состав территории национального парка «Русский Север», являются федеральной собственностью, изъяты из оборота и их предоставление для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, действующим законодательством не предусмотрена.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Росреестра по Вологодской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в направленном в суд отзыве указывает, что земельные участки, находящиеся в границах национальных парков и не предоставленные учреждению, осуществляющему управление национальным парком, на каком-либо праве не относятся к федеральной собственности и не являются ограниченными в обороте, следовательно Администрация вправе была решать вопрос их использования.
Представитель Комитета по управлению имуществом Администрации Кирилловского муниципального района в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.
Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией (арендодатель) и Ботиным АВ (арендатор) на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ об итогах торгов в форме открытого аукциона заключен договор №-АФ аренды земельного участка с кадастровым номером №, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 1500 кв.м, на срок три года с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства.
По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ участок передан арендатору.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением и.о главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, разработана схема планировочной организации земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Минприроды России с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном участке, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в выдаче разрешения на строительство ему было отказано.
Из материалов дела следует, что национальный парк «Русский Север» общей площадью 166,4 тыс. га создан постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.92 года №182. Согласно данному постановлению в состав национального парка включено без изъятия из хозяйственной эксплуатации 90,5 тыс.га земель сельскохозяйственного и другого назначения, в том числе земель города Кириллова - 0,6 тыс.га.
Приказом Министерства от 25.10.2012 года №345 утверждено Положение о национальном парке «Русский Север». В соответствии с названным Положением национальный парк расположен на территории Кирилловского района Вологодской области; общая площадь национального парка составляет 166 400,0 га. Согласно пункту 7 Положения выполнение задач, возложенных на национальный парк, обеспечивает Учреждение.
В силу требований статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов. Земли соответствующей категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом, наложение земель одной категории на земли других категорий не допускается.
Понятие земель населенных пунктов содержится в статье 83 Кодекса, согласно которой землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам.
Согласно статье 94 названного Кодекса к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся, в частности, земли особо охраняемых природных территорий.
В свою очередь, как следует из статьи 95 Земельного кодекса и статьи 2 Федерального закона от 14.03.95 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли национальных парков.
В силу пунктов 6, 7 статьи 2 названного Закона территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения и являются федеральной собственностью.
Согласно статьей 16 того же Закона предусмотрено, что управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из совокупности приведенных правовых норм следует, что к землям национальных парков как разновидности земель особо охраняемых природных территорий относятся земли, обладающие следующими признаками: входят в состав земель особо охраняемых территорий и объектов; имеют особо ценное значение; решениями уполномоченных органов изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота; в отношении этих земель установлен особый правовой режим; предоставлены национальным паркам, являющимся федеральными учреждениями, в порядке, установленном законодательством.
Согласно приобщенной к договору кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 1500 кв.м с кадастровым номером № относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, в отношении земельного участка установлены ограничения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.92 № 182.
Разрешенное использование земельного участка установлено схемой территориального планирования Кирилловского муниципального района Вологодской области, согласованной с Минприроды РФ, что подтверждается сводным заключением на проект изменений в схему территориального планирования (л.д.172-174).
Кроме того, в установленном порядке спорный земельный участок в установленном порядке из хозяйственного использования не изъят, в обороте не ограничен и не предоставлен ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» на каком-либо праве.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Вологодской области в ЕГРН право собственности Российской Федерации и право постоянного бессрочного пользования ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» зарегистрировано в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 774746260, расположенного по адресу: национальный парк «Русский Север», Шалго-Бодуновское, Коварзинское, Ферапонтовское, Горицкое, Ниловицкое лесничества, лесные кварталы 167-173,176-222; 2-5,7-8, 11-43, 46-63, 66-83, 90-112, 119-124, 129, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов.
Сведения в ЕГРН об иных земельных участках, предоставленных ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» на каком-либо праве, отсутствуют.
Следовательно, распоряжение иными земельными участками, расположенными в границах национального парка, но не предоставленными ФГБУ «Национальный парк «Русский Север», осуществляются в общем порядке, то есть органами местного самоуправления.
При этом, суд также учитывает, что национальный парк «Русский Север» создан 20.03.92 года путем включения земель различных пользователей, в том числе земель совхоза «Родина» - 19,3 тыс.га. Вместе с тем, на момент создания национального парка земли, занятые сельскими населенными пунктами были изъяты из землепользования совхоза «Родина» и переданы в ведение Ферапонтовского сельского совета Кирилловского района, что следует из решения Ферапонтовского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95).
Таким образом, в соответствии с положениями Основ законодательства ССР и союзных республик о земле от 28.02.1990 года № 1252-1, Земельного кодекса РСФСР 1991 года спорный земельный участок был отнесен к категории земель – «земли населенных пунктов» задолго до создания национального парка.
Решений о передаче земель населенных пунктов, в том числе <адрес>, на каком-либо праве ФГБУ «Национальный парк «Русский Север», изменении их категории не принималось.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований считать, что земельный участок относится к федеральной собственности, а Администрация была не вправе распоряжаться им и подписывать договор аренды земельного участка, и, следовательно, признавать недействительным как заключенный неуполномоченным лицом, а зарегистрированное в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ обременение в виде аренды отсутствующим.
Доводы Ботина АВ и Минприроды России о необходимости отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании приведенных выше положений земельного законодательства.
Отказ Минприроды России в выдаче истцу разрешения на строительство индивидуального жилого дома также не является основанием для признания договора аренды недействительным, так как его законность в установленном порядке Ботиным АВ не оспаривалась.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Ботина АВ и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Афаныгин А.Н.
Решение составлено 21.11.2017 года
Копия верна: судья Афаныгин А.Н.