Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-276/2017 ~ М-224/2017 от 30.06.2017

Дело № 2-276/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кириллов 20 ноября 2017 года

Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Афаныгина А.Н.,

при секретаре Бурлаковой Т.А.,

с участием:

истца Ботина А.В.,

представителя третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет иска, Пугачевой Е.А.,

представителя ответчика Смирновой Н.В.,

представителя третьего лица Пенюгаловой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ботина АВ к Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации ФИО10 о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки,

у с т а н о в и л:

Ботин А.В. обратился в суд с иском к Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области (далее Администрация), в котором просит признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка с кадастровым номером (<адрес>, <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ -АФ; применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ответчика возвратить ему задаток в сумме 7400 рублей, арендную плату в сумме 38850 рублей, а также признать прекращенным (отсутствующим) обременение в виде аренды истца на земельный участок с кадастровым номером . В обоснование заявленных требований указал, что указанный договор аренды между ним и ответчиком заключен на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ об итогах торгов в форме открытого аукциона. Разрешенное использование земельного участка – для индивидуального жилищного строительства. Договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией утвержден градостроительный план земельного участка (постановление от ДД.ММ.ГГГГ ), разработана схема планировочной организации земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее Минприроды России) с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном участке, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство ему было отказано. Кроме того, ему стало известно, что у Администрации, заключившей договор аренды, отсутствуют полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером , который в силу закона является федеральной собственностью. Оспариваемая сделка не была согласована с Минприроды России, нарушает публичные интересы, а также права и интересы Минприроды России как органа, осуществляющего управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Поскольку оспариваемый договор аренды земельного участка заключен с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, он является ничтожной сделкой, не порождающей правовых последствий.

В судебном заседании истец Ботин АВ заявленные требования поддержал по тем же основаниям.

Третье лицо на стороне истца Минприроды России требования Ботина АВ поддержало. Кроме того, обратилось с самостоятельными требования относительно предмета спора, в которых просит признать спорный договор недействительной (ничтожной) сделкой, а также погасить в ЕГРН запись в отношении земельного участка с кадастровым номером в части обременения в виде права аренды Ботина АВ на указанный земельный участок, а также погашения записи о виде разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Представитель Минприроды России Пугачева ЕА в судебном заседании исковые требования Ботина АВ и заявленные Минприроды России требования поддержала.

Представитель ответчика – Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области Смирнова НВ заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что спорный земельный участок не относится к федеральной собственности, так как не предоставлен в постоянное бессрочное пользованию национальному парку «Русский Север». Данный участок отнесен к не разграниченной государственной собственности, находится в распоряжении муниципальных органов власти, которые вправе предоставлять земельные участки гражданам в аренду, в силу чего Администрация действовала в рамках предоставленных ей полномочий. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к федеральной собственности и полномочий Минприроды РФ на распоряжение земельным участком. Разрешенное использование земельного участка установлено схемой территориального планирования Кирилловского муниципального района Вологодской области, согласованной с Минприроды РФ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Русский Север» (далее ФГБУ «Национальный парк «Русский Север») Пенюгалова ТЮ пояснила, что земельный участок с кадастровым номером находится в границах национального парка «Русский Север», в силу закона является федеральной собственностью независимо от того, что оспариваемый участок не предоставлен в постоянное бессрочное пользование ФГБУ «Национальный парк «Русский Север».

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Территориального управления Росимущества в Вологодской области и Министерства экономического развития Российской Федерации в судебное заседание не явились, направили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей, в котором заявленные исковые требования поддержали в полном объеме. Также указали, что все земли населенных пунктов Кирилловского района, входящие в состав территории национального парка «Русский Север», являются федеральной собственностью, изъяты из оборота и их предоставление для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, действующим законодательством не предусмотрена.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Росреестра по Вологодской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в направленном в суд отзыве указывает, что земельные участки, находящиеся в границах национальных парков и не предоставленные учреждению, осуществляющему управление национальным парком, на каком-либо праве не относятся к федеральной собственности и не являются ограниченными в обороте, следовательно Администрация вправе была решать вопрос их использования.

Представитель Комитета по управлению имуществом Администрации Кирилловского муниципального района в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.

Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией (арендодатель) и Ботиным АВ (арендатор) на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ об итогах торгов в форме открытого аукциона заключен договор -АФ аренды земельного участка с кадастровым номером , относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 1500 кв.м, на срок три года с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства.

По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ участок передан арендатору.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением и.о главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , разработана схема планировочной организации земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Минприроды России с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном участке, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство ему было отказано.

Из материалов дела следует, что национальный парк «Русский Север» общей площадью 166,4 тыс. га создан постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.92 года №182. Согласно данному постановлению в состав национального парка включено без изъятия из хозяйственной эксплуатации 90,5 тыс.га земель сельскохозяйственного и другого назначения, в том числе земель города Кириллова - 0,6 тыс.га.

Приказом Министерства от 25.10.2012 года №345 утверждено Положение о национальном парке «Русский Север». В соответствии с названным Положением национальный парк расположен на территории Кирилловского района Вологодской области; общая площадь национального парка составляет 166 400,0 га. Согласно пункту 7 Положения выполнение задач, возложенных на национальный парк, обеспечивает Учреждение.

В силу требований статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов. Земли соответствующей категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом, наложение земель одной категории на земли других категорий не допускается.

Понятие земель населенных пунктов содержится в статье 83 Кодекса, согласно которой землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам.

Согласно статье 94 названного Кодекса к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся, в частности, земли особо охраняемых природных территорий.

В свою очередь, как следует из статьи 95 Земельного кодекса и статьи 2 Федерального закона от 14.03.95 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли национальных парков.

В силу пунктов 6, 7 статьи 2 названного Закона территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения и являются федеральной собственностью.

Согласно статьей 16 того же Закона предусмотрено, что управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из совокупности приведенных правовых норм следует, что к землям национальных парков как разновидности земель особо охраняемых природных территорий относятся земли, обладающие следующими признаками: входят в состав земель особо охраняемых территорий и объектов; имеют особо ценное значение; решениями уполномоченных органов изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота; в отношении этих земель установлен особый правовой режим; предоставлены национальным паркам, являющимся федеральными учреждениями, в порядке, установленном законодательством.

Согласно приобщенной к договору кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 1500 кв.м с кадастровым номером относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, в отношении земельного участка установлены ограничения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.92 № 182.

Разрешенное использование земельного участка установлено схемой территориального планирования Кирилловского муниципального района Вологодской области, согласованной с Минприроды РФ, что подтверждается сводным заключением на проект изменений в схему территориального планирования (л.д.172-174).

Кроме того, в установленном порядке спорный земельный участок в установленном порядке из хозяйственного использования не изъят, в обороте не ограничен и не предоставлен ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» на каком-либо праве.

Согласно сведениям Управления Росреестра по Вологодской области в ЕГРН право собственности Российской Федерации и право постоянного бессрочного пользования ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» зарегистрировано в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 774746260, расположенного по адресу: национальный парк «Русский Север», Шалго-Бодуновское, Коварзинское, Ферапонтовское, Горицкое, Ниловицкое лесничества, лесные кварталы 167-173,176-222; 2-5,7-8, 11-43, 46-63, 66-83, 90-112, 119-124, 129, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов.

Сведения в ЕГРН об иных земельных участках, предоставленных ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» на каком-либо праве, отсутствуют.

Следовательно, распоряжение иными земельными участками, расположенными в границах национального парка, но не предоставленными ФГБУ «Национальный парк «Русский Север», осуществляются в общем порядке, то есть органами местного самоуправления.

При этом, суд также учитывает, что национальный парк «Русский Север» создан 20.03.92 года путем включения земель различных пользователей, в том числе земель совхоза «Родина» - 19,3 тыс.га. Вместе с тем, на момент создания национального парка земли, занятые сельскими населенными пунктами были изъяты из землепользования совхоза «Родина» и переданы в ведение Ферапонтовского сельского совета Кирилловского района, что следует из решения Ферапонтовского сельского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95).

Таким образом, в соответствии с положениями Основ законодательства ССР и союзных республик о земле от 28.02.1990 года № 1252-1, Земельного кодекса РСФСР 1991 года спорный земельный участок был отнесен к категории земель – «земли населенных пунктов» задолго до создания национального парка.

Решений о передаче земель населенных пунктов, в том числе <адрес>, на каком-либо праве ФГБУ «Национальный парк «Русский Север», изменении их категории не принималось.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований считать, что земельный участок относится к федеральной собственности, а Администрация была не вправе распоряжаться им и подписывать договор аренды земельного участка, и, следовательно, признавать недействительным как заключенный неуполномоченным лицом, а зарегистрированное в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ обременение в виде аренды отсутствующим.

Доводы Ботина АВ и Минприроды России о необходимости отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании приведенных выше положений земельного законодательства.

Отказ Минприроды России в выдаче истцу разрешения на строительство индивидуального жилого дома также не является основанием для признания договора аренды недействительным, так как его законность в установленном порядке Ботиным АВ не оспаривалась.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Ботина АВ и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Афаныгин А.Н.

Решение составлено 21.11.2017 года

Копия верна: судья Афаныгин А.Н.

2-276/2017 ~ М-224/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ботин Андрей Валерьевич
Ответчики
Администрация Кирилловского муниципального района Вологодской области
Другие
Территориальное управление Росимущества в ВО
КУМИ администрации Кириллвоского района
Министерство природных ресурсов России
ФГБУ "Национальный парк "Русский Север"
Министерство экономического развития
Управление Росреестра по ВО
Суд
Кирилловский районный суд Вологодской области
Судья
Афаныгин Александр Николаевич
Дело на странице суда
kirillovsky--vld.sudrf.ru
30.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2017Передача материалов судье
03.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2017Судебное заседание
07.08.2017Судебное заседание
18.09.2017Судебное заседание
10.10.2017Судебное заседание
27.10.2017Судебное заседание
03.11.2017Судебное заседание
20.11.2017Судебное заседание
21.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2017Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.12.2017Изучение поступившего ходатайства/заявления
15.12.2017Судебное заседание
26.12.2017Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
26.12.2017Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.12.2017Судебное заседание
29.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее