Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Кривицкой О.Г., с участием представителя прокуратуры Самарского района г. Самара Горлова А.Е.,
при секретаре Мурыгиной О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Катальникова А.В. к Департаменту по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Администрации г.о. Самары, Администрации г.о. Самары о восстановлении на работе и взыскании заработной платы,
у с т а н о в и л:
Катальникова А.В. обратился в суд с иском к Департаменту по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Администрации г.о. Самары ( в иске указано к руководителю Депаратмента), Администрации г.о. Самары о восстановлении на работе и взыскании заработной платы, в обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией городского округа Самара, именуемая в дальнейшем Работодатель, в лице заместителя Главы городского округа Самара ФИО2, действующего на основании Распоряжения Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О делегировании полномочий по осуществлению отдельных прав и обязанностей работодателя», распоряжением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О внесении изменения в распоряжение Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О делегировании полномочий по осуществлению отдельных прав и обязанностей работодателя», с одной стороны и Катальникова А.В. с другой стороны был заключен трудовой договор №, в соответствии с которым Катальникова А.В. был назначен на должность директора Муниципального учреждения <адрес> «Самарский городской молодежный центр».
Согласно п. 1.3. договора работа у работодателя является для Руководителя совместительством. В соответствии с пунктом 1.4. данный договор действует с «20» мая 2010 года до назначения кандидата на должность директора.
ДД.ММ.ГГГГ Катальникова А.В. обратился с досудебной претензией по факту невыплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответ на данную претензию был получен им ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Катальникова А.В. было вручено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора, в котором в соответствии со статьей 79 Трудового кодекса Российской Федерации Департамент по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики уведомляло Катальникова А.В. о том, что срок действия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №КДМК истекает ДД.ММ.ГГГГ в связи с назначением на должность муниципального бюджетного учреждения «Самарский городской молодежный центр» кандидата, для которого данная должность будет являться основной. В связи с чем, Катальникова А.В. подлежит увольнению с должности директора муниципального бюджетного учреждения «Самарский городской молодежный центр» по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Катальникова А.В. было получено распоряжение Департамента по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №/лс «о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», согласно которого с ДД.ММ.ГГГГ прекращает свое действие трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №, а Катальникова А.В. уволен с должности директора муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара «Самарский городской молодежный центр»в связи с истечением срока трудового договора, по пункту 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
С данным увольнением не согласен, считаю его незаконным и не обоснованным, по следующим основаниям:
Данный трудовой договор не подпадает под действие ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации и не является срочным трудовым договором.
Согласно договора исполнение обязанностей директора МБУ «СГМЦ» является для Катальникова А.В. работой по совместительству, данный договор является бессрочным, а, следовательно, регламентируется ст.60.1 Трудового кодекса Российской Федерации и соответственно гл.44 Трудового кодекса.
Порядок, предусмотренный Трудовым кодексом Российской Федерации был не соблюден Департаментом по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Администрации городского округа Самара, что повлекло за собой нарушение прав работника.;
Договор № от ДД.ММ.ГГГГ был заключен между работодателем
Администрацией городского округа Самара и работником Катальникова А.В., однако данный договор был расторгнут не работодателем, а как следует из уведомления и распоряжения о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) №/лс отДД.ММ.ГГГГ, Департаментом по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Администрации городского округа Самара, являющегося структурным (функциональным) органом Администрации городского округа Самара и не являющегося работодателем в отношении подведомственных учреждений.
В соответствии с п.1 распоряжения Администрации городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ «О делегировании полномочий по осуществлению отдельных прав и обязанностей работодателя» руководителю Департамента по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Администрации городского округа Самара были делегированы полномочия связанные с вопросами назначения на должность и освобождения от должности, заключения и расторжения трудовых договоров, применения поощрений и мер дисциплинарного взыскания в отношении руководителей муниципальных учреждений, подведомственных Департаменту по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Администрации городского округа Самара.
Однако, это не значит, что работодателем у подведомственных учреждений становится Департамент по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Администрации городского округа Самара, в данном случае Руководитель Департамента имеет право подписи данных документов, но от имени Администрации городского округа Самара, а не от имени Департамента по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Администрации городского округа Самара, так как Департамент не является работодателем по отношению к директорам подведомственных учреждений, а работодателем по прежнему является Администрация городского округа Самара.;
Также Департаментом по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики не были исполнены требования статьи 84.1 Трудового кодекса, а именно Департаментом по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики в день прекращения трудового договора не был произведен полный расчет с Катальникова А.В.
На основании изложенного просил суд ( в уточненных требованиях от ДД.ММ.ГГГГ) признать распоряжение Департамента по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики от ДД.ММ.ГГГГ №л/с о моем увольнении незаконным и отменить его. Восстановить его на работе на ранее занимаемой должности. Обязать Администрацию городского округа Самара выплатить денежное довольствие по должности, в которой он состоял с ДД.ММ.ГГГГ, с момента незаконного увольнения до даты фактического восстановления в должности. Компенсировать причиненный ему моральный вред в сумме 30 000 рублей. Взыскать с ответчиков судебные расходы в размете 10 000 рублей за услуги представителя.
В судебном заседании истец и представитель истца ФИО6 исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ФИО7, и представитель администрации г.о. Самара ФИО8 исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица МБУ г.о. Самара «Самарский городской молодежный центр» ФИО9 просил дело рассмотреть на усмотрение суда.
Суд полагает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
ПО данному делу установлено, что Администрацией г.о.Самара, в лице заместителя Главы городского округа - руководителя аппарата Администрации городского округа Самара ФИО2, действующего на основании Распоряжения Главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О делегировании полномочий по осуществлению отдельных прав и обязанностей работодателя», распоряжения Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О внесении изменений в распоряжение Главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О делегировании полномочий по осуществлению отдельных прав и обязанностей работодателя» был заключен трудовой договор №КДМК от ДД.ММ.ГГГГ с Катальникова А.В. (далее - Руководитель), регулирующий трудовые отношения, связанные с исполнением последним обязанностей директора муниципального учреждения <адрес> «Самарский городской молодежный центр». ( л.д.5)
Исходя из ст.56 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) трудовой договор -это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
Согласно п. 1.3. трудового договора работа у Работодателя является для Руководителя совместительством.
Настоящий трудовой договор действует с ДД.ММ.ГГГГ до назначения кандидата на должность директора (пункт 1.4. трудового договора).
Согласно ст.58 ТК РФ трудовые договоры могут заключаться: на неопределенный срок; на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами. 1
Согласно статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации:
Трудовые договоры могут заключаться:
на неопределенный срок;
на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 настоящего Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.
Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.
В случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.
Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.
Между тем, при рассмотрении данного спора также следует учитывать нормы ч.2 ст.58 и ч.2 ст. 59 Трудового кодекса РФ.
Так, в соответствии с ч.2 ст.58 ТК РФ в случаях, предусмотренных ч.2 ст.59 ТК РФ, срочный трудовой договор может заключаться без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.
Частью 2 ст.59 ТК РФ предусмотрено, что по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с руководителями организаций, а также с лицами, поступающими на работу по совместительству.
Основанием для прекращения трудового договора по пункту 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации является истечение срока действия трудового договора(статья 79 настоящего кодекса), за исключением случаев когда отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.
В соответствии со ст.79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращает свое действие с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока
его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» такой договор является правомерным, если имелось соглашение сторон, то есть если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя.
По данному делу установлено, что сторонами изначально было достигнуто соглашение о том, что заключается срочный трудовой договор по исполнению обязанностей директора муниципального учреждения <адрес> «Самарский городской молодежный центр» по совместительству, в котором был определен период действия договора с ДД.ММ.ГГГГ до назначения кандидата на должность директора, при этом было получено добровольное согласие работника.
Таким образом, в трудовом договоре был определен момент наступления события, когда трудовой договор прекратит свое действие (« до назначения кандидата на должность директора»).
Таким образом, ссылка истца в суде на то, что заключенный с ним договор фактически является заключенным на неопределенный срок, поскольку он не содержит указание на событие, которое должно наступить и прекратить действие срочного трудового договора, не соответствует действительности.
В данном случае, закон, положения ч.2 ст.59 ТК РФ предусматривают возможность для работодателя заключить с руководителем срочный трудовой догово<адрес> договор не противоречит закону.
Заключение с Катальникова А.В. именно срочного трудового договора и исполнению обязанностей директора по совместительству было связано с тем, что с Катальникова А.В. одновременно (ДД.ММ.ГГГГ) был заключен трудовой договор №, регулирующий трудовые отношения, связанные с исполнением последним обязанностей директора муниципального учреждения <адрес> «Дом молодежных организаций».
Основанием для расторжения трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Катальникова А.В. послужило назначение на должность директора муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара «Самарский городской молодежный центр» кандидата, для которого эта должность будет являться основной.
Таким образом, доводы истца о том, что трудовой договор с ним был заключен на неопределенный срок, не основаны на законе, и не соответствуют действительности.
Также судом проверялись доводы истца о принятии решения о его увольнении неуполномоченным на это лицом, руководителем Департамета по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики ФИО10
Они не соответствуют действительности.
В соответствии с распоряжением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О делегировании полномочий по осуществлению отдельных прав и обязанностей работодателя» руководитель Департамента по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Администрации городского округа Самара уполномочен осуществлять права и обязанности работодателя, в том числе связанные с вопросами назначения на должность и освобождения от должности, заключения и расторжения трудовых договоров, применения мер дисциплинарного взыскания в отношении руководителей муниципальных учреждений, подведомственных Департаменту по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Администрации городского округа Самара.
Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере культуры, физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, подведомственных Департаменту, среди которых указано муниципальное бюджетное учреждение городского округа Самара «Самарский городской молодежный центр».
Таким образом, распоряжение о прекращении ( расторжении) трудового договора с работником ( увольнение) было приято руководителем Департамента ФИО11 в соответствии со полномочиями руководителя. ( л.д.26)
Согласно статье 79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Катальникова А.В. ДД.ММ.ГГГГ был уведомлен Департаментом о том, что срок действия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №КДМК истекает ДД.ММ.ГГГГ, в связи с назначением на должность директора муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара «Самарский городской молодежный центр» кандидата, для которого эта должность будет являться основной. В связи с чем, он подлежит увольнению с должности директора муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара «Самарский городской молодежный центр» по п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ.
С уведомлением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № об истечении срока трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №КДМК Катальникова А.В. был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, экземпляр уведомления получил на руки, о чем имеется соответствующая роспись. ( л.д.21).
ДД.ММ.ГГГГ Катальникова А.В. был уволен с должности директора муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара «Самарский городской молодежный центр» на основании п.2 ч. 1 ст.77 ТК РФ, с распоряжением о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от ДД.ММ.ГГГГ №/лс был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем также имеется соответствующая роспись.
Доводы истца о том, что он не подлежал увольнению с учетом положений п.19 ст.29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которой член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя, основаны на неправильном толковании положений Трудового кодекса РФ.
В данном случае истец был уволен по истечении срока трудового договора, пункт 2 части первой статьи 77 ТК РФ. Тогда как основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя предусмотрены статьями 71 и 81 ТК РФ, пункт 4 ч.1 ст.77 ТК РФ предусматривает самостоятельное основание прекращение трудового договора, его расторжение по инициативе работодателя.
К правоотношениям между сторонами по данному делу положения п.4 ч.1 ст.77 ТК РФ применены быть не могут.
Таким образом, у ответчика не имелось препятствий для увольнения истца по истечении срока трудового договора.
Более того, в судебном заседании установлено, что истец при получении уведомления об увольнении скрыл указанное обстоятельство от работодателя, что не оспаривалось и самими истцом в судебном заседании.
С учетом чего не имеется оснований полагать, что работодатель умышленное нарушил трудовые права истца.
Таким образом, принятое в рамках компетенции Департамента распоряжение о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от ДД.ММ.ГГГГ №/лс является законным и обоснованным.
Также установлено, что муниципальное бюджетное учреждение городского округа Самара «Самарский городской молодежный центр» является самостоятельным юридическим лицом.
Согласно постановлению Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере культуры, физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики» Департамент, как главный распорядитель бюджетных средств осуществляет финансовое обеспечение учреждения на выполнение им муниципального задания. В общую сумму муниципального задания учреждения также входят расходы на заработную плату и начисления на фонд оплаты труда сотрудников учреждений, согласно утвержденному директором учреждения штатному расписанию.
Оплата труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных Департаменту по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Администрации городского округа Самара, регулируется Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, начисление заработной платы и осуществление всех выплат учреждением осуществляется самостоятельно, в связи с чем расчет при увольнении директора произведен главным бухгалтером Муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара «Самарский городской молодежный центр» в день увольнения истца.
Обязательства по осуществлению финансового обеспечения деятельности учреждения Департаментом выполнены в полном объеме, о чем в материалы дела представлены справки. Требований о взыскании заработной платы и им иных выплат, полагающихся за период работы, истцом не заявлялись
Согласно ст.394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями.
Учитывая, что принятие решения о расторжении трудового договора является законным, оснований для взыскания компенсации морального вреда, а также заработка за время вынужденного прогула, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Катальникова А.В. к Департаменту по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Администрации г.о. Самары, Администрации г.о. Самары о восстановлении на работе и взыскании заработной платы, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Судья: Кривицкая О.Г.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ