Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2022 года город Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.
с участием старшего помощника прокурора Кинельской межрайонной прокуратуры ХЛЕБУНОВОЙ А.К.,
при секретаре ГРИДНЕВОЙ Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле
гражданское дело № 2-367 по иску Кинельского межрайонного прокурора в интересах Рачкова В. В. к Администрации городского округа Кинель Самарской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма из специализированного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Кинельский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Рачкова В.В. к Администрации городского округа Кинель Самарской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма из специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании старший помощник прокурора Хлебунова А.К. исковые требования поддержала и пояснила суду, что Рачков В. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-сиротой. Его мать ФИО2 лишена родительских прав решением Кинельского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, его отец ФИО1 лишен родительских прав решением Кинельского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из ЕГРП управления Росреестра по Самарской области, Рачков В.В. какого-либо имущества не имеет. Рачков В.В. в настоящее время зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Постановлением администрации г.о. Кинель Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ Рачков В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Согласно ст. ст. 98.1 и 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального лайма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федераций, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций. Таким образом, администрация г.о. Кинель Самарской области обязана была предоставить Рачкову В.В. по достижению им совершеннолетнего возраста, по договору социального найма жилое помещение из специализированного жилищного фонда. До настоящего времени администрацией г.о. Кинель Самарской области жилое помещение ему не предоставлено, чем нарушаются его права. Поэтому просит обязать администрацию городского округа Кинель Самарской области предоставить Рачкову В. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Истец Рачков В.В. в судебном заседании исковые требования Кинельского межрайонного прокурора поддержал по основаниям, указанным прокурором, указав, что собственного жилья он не имеет, проживает с бабушкой.
Представитель ответчика Администрации городского округа Кинель Самарской области - Старикова Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям указанным в отзыве.
Из отзыва Администрации городского округа Кинель следует, что Рачков В.В. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как мать и отец лишены родительских прав. Постановлением администрации городского округа Кинель Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении опеки над несовершеннолетним» над Рачковым В.В. была установлена опека. Постановлением администрации городского округа Кинель Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Рачков В.В. признан лицом, не имеющим закрепленного жилого помещения и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Самарской области № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии со ст. 1 Закона, Самарской области № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей. Согласно ст. 2 Закона Самарской области № 135-ГД, ст. 4 Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Субвенции носят строго целевое значение и не могут быть использованы на другие цели. В соответствии со ст. 3 Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД, органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. В соответствии со ст. 2 указанного закона органы местного самоуправления при осуществлении переданных, им государственных полномочий обязаны осуществлять их в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Рачков В.В. в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, состоит под номером 4. Согласно постановлениям Конституционного суда РФ от 24.12.2013 года и определения Конституционного суда РФ от 15.01.2015 года определено, что полномочие по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза это полномочие Российской Федерации, и передача полномочий субъектам РФ и органам местного самоуправления возможна только с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств. Полномочие по обеспечению жильем детей - сирот также является государственным, переданным органам местного самоуправления. Передача указанного полномочия должна сопровождаться обязательным выделением финансовых средств, необходимых для надлежащего исполнения переданного государственного полномочия. На основании Закона Самарской области от 12.11.2014 года № 110-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» и постановления Правительства Самарской области от 27.11.2013 года № 684 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2022 года, полномочия по обеспечению жильем детей-сирот переданы министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области. В январе 2021 года подписано соглашение между министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области и администрацией городского округа Кинель, в соответствии с которым в 2021 году бюджету городского округа Кинель будут предоставлены субвенции в размере 13 282 830 рублей. Субвенций достаточно для обеспечения жильем 10 лиц из числа детей-сирот. Согласно предварительному распределению средств бюджета на плановый период 2022-2023 годов между -органами местного самоуправления Самарской области, городскому округу Кинель планируется предоставить 13282830 руб. для обеспечения жилыми помещениями - 10 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время средства областного бюджета 13.282.830,00 руб. освоены полностью. На 10 жилых помещений аукционы состоялись и заключены муниципальные контракты, по которым с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключены 10 договоров найма жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. Кроме того, в настоящее время имеется 6 неисполненных решений суда об обеспечении жильем детей-сирот. Предоставленных субвенций недостаточно для обеспечения жильем всех нуждающихся, в том числе и Рачкова В.В.. Таким образом, предоставление жилого помещения Рачкову В.В. возможно только после предоставления городскому округу Кинель дополнительных субвенций и создания в городском округе Кинель дополнительного специализированного жилищного фонда.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, направив отзыв на исковое заявление, содержащее ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Из отзыва Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области следует, что до 01.01.2013 года, исходя из положений статьи 14 и согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ органы местного самоуправления обязаны были обеспечивать лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди и без каких-либо условий, связанных с датой обращения за предоставлением жилья. Определение «внеочередное» в толковании Верховного Суда Российской Федерации означает, что жилье должно быть предоставлено немедленно (Постановления от 30.09.2008 № 85-В08-3, от 08.02.2011 № 85-В10-7 и от 03.05.2011 № 85-В11-2). Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ признан утратившим силу. С 01.01.2013 года указанные лица обеспечиваются жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в ином порядке, понятие «внеочередности» для данной категории лиц утратило силу. Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок обеспечения жилыми помещениями указанных лиц устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» после поступления соответствующего заявления право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется до фактического обеспечения жилыми помещениями. Статьей 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД определен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в соответствии с которым заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, подается по месту жительства детей в орган местного самоуправления. Список представляется органом местного самоуправления в министерство для утверждения сводного списка. Лицо, в чьих интересах подан иск, в указанном списке по состоянию на начало текущего квартала состоит не под номером первым. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, рассчитывается в соответствии с прилагаемой к Закону Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД методикой и предоставляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год пропорционально потребности муниципального образования и при условии предоставления не менее одного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в максимальном количестве муниципальных образований Самарской области. Объем субвенций формируется, в том числе, за счет поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета. Согласно приложению 3 к Государственной программе Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684, на 2014-2023 годы запланировано предоставление органам местного самоуправления 5735022,035 тыс. руб., что достаточно для обеспечения жильем 5100 детей-сирот. В 2021 году органам местного самоуправления Самарской области на указанные цели запланировано выделение 708503,400 тыс. рублей, что достаточно для обеспечения жилыми помещениями 522 лиц из числа детей-сирот. При этом законодательством не предусмотрено единовременное предоставление субвенций, - объем финансирования распределен по годам. Частью 4 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Вместе с тем, органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обеспечение осуществляется по мере поступления средств и согласно вышеуказанному списку. Однако, учитывая, что судебные акты исполняются в первоочередном порядке, решение суда об обеспечении одного из включенных в список жилым помещением вне очереди фактически перемещает заявление лица, в чьих интересах подан иск, наверх списка. В связи с этим важно отметить следующее. Перемещение в начало списка заявления одного из лиц указанной категории и, соответственно, обеспечение его жилым помещением во внеочередном порядке будет являться не только формальным нарушением положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к единой категории, для которой действующим законодательством предусматриваются одинаковые дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, без наделения преимуществами одних лиц из указанной категории перед другими лицами. Условия нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями для всех указанных лиц являются общими, установлены статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ и не подразумевают возможности определения наличия приоритета в обеспечении жилыми помещениями между равно нуждающимися лицами. Согласно правовой позиции, неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от 24.10.2000 № 13-П, от 03.06.2004 № 11-П, от 15.10.2012 № 21-П, определения от 27.06.2005 № 231-0, от 01.12.2005 № 428-0 и др.). Обеспечение лица, в чьих интересах подан иск, жилым помещением во внеочередном порядке поставит в худшее положение других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в той же мере, что и лицо, в чьих интересах подан иск. Тем самым будет установлено необоснованное различие в реализации права на жилище (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации) отдельными лицами из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от факта подачи ими искового заявления об обеспечении жилым помещением. Это приведет к такой дифференциации в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Таким образом, обеспечение жилым помещением вне очереди на основании решения суда повлечет нарушение прав на жилище других детей-сирот, включенных в список ранее. 2. Субвенции из областного бюджета на исполнение государственных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот предоставляются и расходуются в соответствии с законом Самарской области об областном бюджете, постановлениями Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» и от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», Законом Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД, постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2024 года». Указанными документами не предусмотрено осуществление внеочередного обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Пунктом 22 постановления Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению. Таким образом, обеспечение жилым помещением вне очереди влечет нецелевое расходование бюджетных средств. На основании изложенного министерство просит: 1) в исковых требованиях об обеспечении жилым помещением отказать, поскольку лицо, в чьих интересах подан иск, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном порядке, а обеспечение жилым помещением вне очереди на основании решения суда приведет к нарушению прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее лица, в чьих интересах подан иск, и к нецелевому расходованию бюджетных средств, или удовлетворить исковые требования при условии их уточнения: «обязать муниципальное образование предоставить лицу, в чьих интересах подан иск, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в порядке очередности по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда».
Выслушав пояснения старшего помощника прокурора, истца Рачкова В.В., представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Кинельского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как предусмотрено статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В силу части 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Положениями статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу части 4 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Согласно части 1 статьи 2 Закона Самарской области № 135-ГД от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» и части 1 статьи 4 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В силу части 5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно части 9 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.
В судебном заседании установлено, что Рачков В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку решением Кинельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ его отец – ФИО1, был лишен родительских прав (л.д.27); его мать – ФИО2, решением Кинельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28) была лишена родительских прав, а ДД.ММ.ГГГГ умерла, что подтверждается свидетельством о ее смерти (л.д.29).
На основании Постановления администрации городского округа Кинель № от ДД.ММ.ГГГГ Рачков В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда (л.д.11).
Из представленных материалов следует, что Рачков В.В. не обеспечен жилым помещением.
Таким образом, учитывая требования части 4 и части 5 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», Рачков В.В. был законно и обоснованно включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда.
Несмотря на то, что Рачков В.В. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу Рачкову В.В. не предоставлено.
При этом, жилого помещения на праве собственности либо по договору социального найма истец Рачков В.В. не имеет, что подтверждается следующим.
Согласно сообщению ГУП «ЦТИ» Кинельский филиал от ДД.ММ.ГГГГ, Рачков В.В. жилых строений, приватизированной квартиры, недвижимого имущества, расположенных на территории городского округа Кинель и Кинельского района не имеет (л.д.21).
Указанное выше обстоятельство также подтверждается Уведомлением об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31).
При этом установлено, что Рачков В.В. в настоящее время зарегистрирован и проживает со своей бабушкой ФИО3 в жилом помещении (общежитии), принадлежащем Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Самарской области «Кинельский государственный техникум» (л.д.9).
Учитывая указанные выше обстоятельства, Рачков В.В., достигший возраста 18 лет, имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора являются обоснованными, а потому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
При этом не могут быть приняты во внимание доводы третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о том, что обеспечение истца жилым помещением во внеочередном порядке поставит в худшее положение других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список на получение жилого помещения ранее и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в той же мере, что и истец. По смыслу закона жилые помещения специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в связи с чем, предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия иных лиц, которые имеют право на получение жилого помещения по аналогичному основанию.
Кроме того, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кинельского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Кинель Самарской области предоставить Рачкову В. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 04 февраля 2022 года.
председательствующий –