Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-27/2021 (2-922/2020;) ~ М-921/2020 от 02.12.2020

Дело

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2021 года                         Пермский край, город Оса

Осинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего Томашевич Н.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мазуниной К.А.,

с участием помощника прокурора Осинского района Пермского края Назаровой Э.Д., истца Вотинова М.А.,

представителя ответчика Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края Бутаковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Осинского района Пермского края, в интересах Вотинова Марата Агаповича, к Государственному казенному учреждению Центр занятости населения Пермского края, о признании незаконным отказа в признании безработным, возложении обязанности признать безработным, начислить и выплатить пособие по безработице,

у с т а н о в и л :

прокурор Осинского района Пермского края, действующий в интересах Вотинова М.А., обратился в суд с иском к Государственной казенному учреждению Центр занятости населения Пермского края (далее – ГКУ ЦЗН ПК), о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Вотинова М.А., зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, возложении обязанности признать Вотинова М.А. безработным с ДД.ММ.ГГГГ, начислить и выплатить пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Вотинов М.А. обратился в территориальный отдел по Осинскому району ГКУ ЦЗН ПК для регистрации в целях поиска подходящей работы. В указанный день Вотинов М.А. был зарегистрирован и в день обращения открыта карточка персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. 16.10.2020 ответчиком были выданы Вотинову М.А. направления от 15.10.2020 в <данные изъяты> в обоих случаях работодателями кандидатура Вотинова М.А. была отклонена в связи с предоставлением листка нетрудоспособности. 23.10.2020 приказом начальника территориального отдела по Осинскому району ГКУ ЦЗН ПК Вотинову М.А. было отказано в признании безработным по основаниям, предусмотренным статьей 3 Закона о занятости населения в Российской Федерации, за неявку в срок, установленный государственными учреждениями служб занятости, для принятия решения о признании безработным. Однако, Вотинов М.А. до принятия указанного решения принял все необходимые меры к уведомлению ответчика о нахождении на листке нетрудоспособности, явился в установленный ответчиком срок для принятия решения о признании его безработным. Даже в случае неявки Вотинова М.А., отказ ответчика признании Вотинова М.А. безработным нельзя признать законным, поскольку листок нетрудоспособности подтверждает наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан.

В судебном заседании помощник прокурора Осинского района Пермского края Назарова Э.Д. на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске.

Истец Вотинов М.А. просил исковые требования удовлетворить, дополнительно пояснил суду, что заявление на сайте Госуслуг оформил 5-7 октября 2020 года. 15.10.2020 по просьбе специалиста предоставил в службу занятости недостающие документы. Вечером того же дня вновь позвонил специалист службы занятости, с которой договорились встретиться утром следующего дня, в связи с наличием вакансий. Утром ДД.ММ.ГГГГ, в связи с обострением заболевания, оформил лист нетрудоспособности. После больницы заехал в службу занятости населения, показал специалисту лист нетрудоспособности. Специалист в тот же день выдала направление к двум работодателем. ДД.ММ.ГГГГ вернул специалисту службы занятости направления с отметками работодателей об отказе в приеме на работу, специалист службы выдала книжку, где производятся отметки о посещении. ДД.ММ.ГГГГ необходимо было явиться в службу занятости на отметку, что он и сделал. Однако, когда пришел к специалисту, к последней подошла директор и сообщила об отказе в признании безработным. В тот же день сотрудники службы занятости пытались вручить приказ об отказе в признании безработным под роспись, однако подписывать его отказался.

Представитель ответчика ГКУ ЦЗН ПК Бутакова И.А. с исковыми требованиями не согласна, поскольку на день принятия ответчиком решения о признании или о не признании гражданина Вотинова М.А. безработным, то есть на 23.10.2020, Вотинов М.А. не готов был приступить к работе, поэтому ему не могла быть оказана государственная услуга содействия в поиске подходящей работы. Данное обстоятельство рассматривается как факт неявки в органы службы занятости. Наличие уважительности причин неявки принимается во внимание органами службы занятости при принятии решения о признании граждан безработными и постановке их на регистрационный учет только в отношении граждан, не явившихся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы. Граждане, не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных, не могут быть поставлены на регистрационный учет в качестве безработных, в отношении них принимаются решения об отказе в признании безработными (подпункт «г» пункта 9 Правил регистрации безработных граждан). Принятие во внимание наличие уважительности причин, в случае предоставления данной категорией граждан документов в соответствии с Приказом № 10н, Законом о занятости и другими нормативными документами, регулирующими деятельность органов службы занятости, не регламентировано. Основополагающим основанием для этого является факт неготовности гражданина приступить к работе в день признания безработным. Кроме того, Вотиновым М.А. не был предоставлен закрытый листок нетрудоспособности.

Выслушав участников процесса, оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Вотинов М.А. на основании поданного с использованием информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» заявления от ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в Территориальном отделе по Осинскому району ГКУ ЦЗН ПК с 15.10.2020.

В тот же день Вотинову М.А. были подобраны варианты подходящей работы и сформированы два направления на работу по вакансии «водитель автомобиля» в <данные изъяты>

Кандидатура Вотинова М.А. на замещение вышеуказанных должностей <данные изъяты>» была отклонена в связи с предоставлением листа временной нетрудоспособности.

Из личной карточки безработного (рег.) следует, что Вотинову М.А. необходимо было явиться в службу занятости населения ДД.ММ.ГГГГ с 09.00 до 14.00 часов.

Приказом территориального отдела по Осинскому району ГКУ ЦЗН ПК от ДД.ММ.ГГГГ Вотинову М.А. отказано в признании безработным в связи с неявкой в срок, установленный для принятия решения о признании его безработным.

Приказом территориального отдела по Осинскому району ГКУ ЦЗН ПК от ДД.ММ.ГГГГ Вотинов М.А. снят с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отказом в статусе безработного.

Их листка нетрудоспособности, выданного ГБУЗ ПК «Осинская ЦРБ» следует, что Вотинов М.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся временно нетрудоспособным.

Из письменных объяснений Вотинова М.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что последний через портал Госуслуг обратился в территориальный отдел по Осинскому району ГКУ ЦЗН Пермского края для регистрации в целях поиска подходящей работы, ДД.ММ.ГГГГ пригласили в территориальный отдел. ДД.ММ.ГГГГ в территориальном отделе выдали уведомление о явке на ДД.ММ.ГГГГ. В тот же день позвонила специалист и сообщила, что имеются подходящие вакансии. ДД.ММ.ГГГГ приехал в территориальный отдел, показал специалисту лист нетрудоспособности, несмотря на это были выданы направления работодателям. ДД.ММ.ГГГГ явился к ответчику, однако в признании безработным было отказано по причине неявки.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Осинского района Пермского края было направлено в адрес директора территориального управления по Осинскому району ГКУ ЦЗН ПК Бутаковой И.А. представление об устранении нарушений законодательства о занятости населения, которое последней было оставлено без удовлетворения.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее – Закон о занятости).

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (пункт 1 статьи 3 Закона о занятости).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона о занятости).

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.Пунктом 3 статьи 3 Закона о занятости установлено, что безработными не могут быть признаны граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных.

Во исполнение предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации принято постановление от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" и утверждены соответствующие Правила.

Пунктом 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 460 (ред. от 10.06.2020) утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Пунктом 2 Временных Правил установлено, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (пункт 3 Временных Правил).

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8 Временных Правил).

Из пункта 9 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891 следует, что постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях:

а) отказ гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы;

б) два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

в) неявка гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы;

г) неявка гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным;

д) представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.

Пунктом 12 Правил о регистрации безработных граждан установлено, что при предъявлении зарегистрированными гражданами, не явившимися в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в государственные учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы, документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, указанные учреждения принимают решение о признании таких граждан безработными и осуществляют постановку их на регистрационный учет.

Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 15.01.2013 N 10н утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, в число входит листок нетрудоспособности (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 N 27139).

Государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы. Безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки (пункты 13, 14 Правил о регистрации безработных граждан).

Таким образом, нетрудоспособность гражданина в связи с выдачей листка нетрудоспособности не препятствует постановке последнего на учет в качестве безработного.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Вотинов М.А. поставлен на регистрационный учет в территориальном отделе по Осинскому району ГКУ ЦЗН ПК в целях поиска подходящей работы, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был нетрудоспособен в связи с выдачей листка нетрудоспособности.

ДД.ММ.ГГГГ Вотинов М.А. предоставил специалисту службы занятости лист нетрудоспособности.

    В назначенную для посещения дату - ДД.ММ.ГГГГ, Вотинов М.А. явился к специалисту службы занятости, однако Вотинову М.А. было отказано в признании безработным по основанию неявки в срок, установленный для принятия решения о признании его безработным.

    Таким образом, в судебном заседании установлено и ответчиком не оспаривается, что Вотинов М.А. явился в установленный государственным учреждением службы занятости населения срок для принятия решения о признании его безработным, а именно ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, у ответчика не имелось правовых оснований для отказа Вотинову М.А. в признании безработным по указанному основанию, в связи с чем, приказ территориального отдела по Осинскому району ГКУ ЦЗН ПК от ДД.ММ.ГГГГ, нельзя признать законным.

    Нетрудоспособность Вотинова М.А. в связи с выдачей листка нетрудоспособности, являлось основанием для постановки последнего территориальным отделом по Осинском району ГКУ ЦЗН ПК на учет в качестве безработного.

    Утверждение ответчика о том, что Вотинову М.А. не могла быть оказана услуга содействия в поиске подходящей работы в связи с нетрудоспособностью, поскольку последний не был готов приступить к работе, отклоняются судом, поскольку материалами дела подтверждается факт временной нетрудоспособности истца, что не свидетельствует о неспособности истца к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества по окончанию периода временной нетрудоспособности.

Доводы ответчика о том, что нетрудоспособность Вотинова М.А. в указанном случае следует рассматривать как факт неявки в органы службы занятости, не могут быть признаны обоснованными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

Предоставление Вотиновым М.А. ответчику не закрытого листа нетрудоспособности правовым основанием для отказа последнему в признании его безработным также не является.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора о признании незаконным приказа территориального отдела по Осинскому району ГКУ ЦЗН ПК от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Вотинова М.А. безработным и возложении обязанности признать Вотинова М.А. безработным с ДД.ММ.ГГГГ, суд находит обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Главой III Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; … (пункт 1 статьи 28 Закона о занятости).

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что защита граждан от безработицы является одним из направлений государственной политики в сфере занятости населения. Названная цель реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на нейтрализацию негативных и нежелательных последствий, связанных с утратой гражданами работы, и социальную поддержку граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода). К числу таких мер относится пособие по безработице, которое выплачивается гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными.

Учитывая, что выплата пособия по безработице гарантируется государством гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными и поставленным на регистрационный учет в данном статусе, в результате издания ответчиком незаконного приказа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании безработным пособие по безработице Вотинову М.А. не выплачено, исковые требования прокурора о начислении и выплате Вотинову М.А. пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

исковые требования прокурора Осинского района Пермского края удовлетворить.

Признать незаконным приказ территориального отдела по Осинскому району Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края от 23.10.2020 об отказе в признании Вотинова Марата Агаповича безработным.

Обязать территориальный отдел по Осинскому району Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края признать Вотинова Марата Агаповича безработным с 15.10.2020, начислить и выплатить Вотинову Марату Агаповича пособие по безработице с 15.10.2020.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -

    

    

2-27/2021 (2-922/2020;) ~ М-921/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вотинов Марат Агапович
Прокурор Осинского района
Ответчики
ГКУ ЦЗН Пермского края
Суд
Осинский районный суд Пермского края
Судья
Томашевич Наталия Леонидовна
Дело на странице суда
osa--perm.sudrf.ru
02.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2020Передача материалов судье
03.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2020Судебное заседание
13.01.2021Судебное заседание
13.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2021Дело оформлено
21.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее