Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-3443/2019 от 19.11.2019

Судья Ноздрина О.О. Дело № 33-3443

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 декабря 2019 года город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Корневой М.А.,

судей Букаловой Е.А., Герасимовой Л.Н.,

при секретаре Панюковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-1-807/2019 по исковому заявлению Поликарпова А.Г. к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о восстановлении нарушенного права

по апелляционной жалобе Поликарпова А.Г. на решение Мценского районного суда Орловской области от 3 октября 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Букаловой Е.А., возражения на жалобу представителя ответчика - казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» - Пехтерева В.Н., изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Поликарпов А.Г. обратился в суд с иском к филиалу по г. Мценску казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о восстановлении нарушенного права.

В обоснование заявленных требований указывал, что он является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке, предусмотренном статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Несмотря на повышение уровня цен на оплату коммунальных услуг, размер субсидии, рассчитанный за период с <дата> по <дата>, снизился по сравнению с размером субсидии, полученной им в предшествующий период с <дата> по <дата>.

По изложенным основаниям просил обязать ответчика произвести перерасчет размера субсидии за период с <дата> по <дата> в соответствии с ростом цен на оплату коммунальных услуг.

В ходе рассмотрения дела филиал по г. Мценску казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» был заменен надлежащим ответчиком казенным учреждением Орловской области «Областной центр социальной защиты населения».

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Поликарпов А.Г. просит решение суда отменить как незаконное, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам своего иска, а также указывает на то, что суд фактически встал на сторону ответчика, приняв от него документы.

Считает, что расчет по оплате коммунальных услуг и заявленным им требованиям должен производиться не им, а специалистом в соответствующей области.

В заседание суда апелляционной инстанции истец Поликарпов А.Г., извещённый надлежащим образом, не явился, ходатайств и заявлений не представил.

Судебная коллегия на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец
Поликарпов А.Г., <дата> года рождения, являющийся инвалидом второй группы, проживает один по адресу: <адрес>.

Поликарпов А.Г. с <дата> является получателем пенсии по старости, с <дата> по <дата> размер его пенсии составлял 9441,29 руб., с <дата> – 9542,05 руб.

Кроме того, Поликарпову А.Г. как <...> предоставляется ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

<дата> решением филиала по г.Мценску казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее
- КУ ОО «ОЦСЗН») на основании заявления Поликарпова А.Г. последнему была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с <дата> по <дата> путем перечисления на банковский счет, составившая <дата> 1940,81 руб., <дата> – 1925,84руб., <дата> – 1995,43 руб.

Решением филиала по г.Мценску КУ ОО «ОЦСЗН» от <дата> Поликарпову А.Г. на основании поступившего от него заявления назначена субсидия, рассчитанная на период с <дата> по <дата> в размере 1845,61руб.

Однако в связи с изменением регионального стандарта стоимости
жилищно-коммунальных услуг с <дата> размер данной субсидии изменился и составил 1860,07 руб., а в связи с изменением величины прожиточного минимума с <дата> размер субсидии составил 1889,44 руб.

Проверяя представленный ответчиком расчет размера субсидии за период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данный расчет осуществлен на основании Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»; ст.ст. 5, 6 - 12 Федерального закона от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»; пункта 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512; Постановлений Правительства Орловской области об установлении величины прожиточного минимума в Орловской области на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области, действующих в спорные периоды; Постановления Правительства Орловской области № 124 от 27.04.2011 «О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» в редакции, действующей в спорные периоды.

Указанный расчет также учитывает фактические расходы истца на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и размер предоставленных истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Установив изложенное, приняв во внимание отсутствие контррасчета истца, отсутствие с его стороны конкретных доводов о несоответствии в какой-либо части действующему законодательству расчета, представленного ответчиком, суд отказал в удовлетворении исковых требований, признав расчет ответчика правильным.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 1, 2, 3, 7, 8 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.

Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления установлен Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, - федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых законом предусмотрена военная служба (п.7 Правил).

В силу п. п. 23, 24 Правил при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:

где: С1 - размер субсидии (в рублях);

ССЖКУр - размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях);

n - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;

МДДр - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах);

Д - совокупный доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке, установленном пунктом 40 настоящих Правил.

При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:

где: С2 - размер субсидии (в рублях);

К - поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле:

где: СД - среднедушевой доход семьи (в рублях), исчисленный в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил;

ПМ - величина прожиточного минимума семьи заявителя (в рублях), определяемая в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил.

Пунктами 32, 34, 35, 37 и 39 Правил установлен порядок исчисления совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, среднемесячного дохода каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина и среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде в целях предоставления субсидии.

Согласно п. 41 Правил гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

В силу п. 66 Правил финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

На основании п. п. 27, 27 (1), 27 (2) Правил размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки. Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы или их копии, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные ежемесячно в течение срока получения последней субсидии.

Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня представления получателем субсидии документов, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производит сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий.

В случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.

Согласно п. 66 Правил, в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные законоположения в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что размер субсидии, о повышении которой фактически ставит вопрос Поликарпов А.Г., относится к мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг наряду с компенсацией расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не являясь при этом постоянной растущей величиной. Напротив, в зависимости от приведенных выше критериев ее размер может изменяться, в том числе в сторону уменьшения.

Как отмечено выше и не оспаривалось Поликарповым А.Г., он является получателем двух мер социальной поддержки: субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

При этом из материалов дела следует, что в определенные периоды имела места переплата вышеуказанной субсидии, поскольку с учетом произведенной в эти же периоды компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг собственные затраты истца на данные цели не достигали покрываемого данными мерами социальной поддержки уровня.

Более того, судом бесспорно установлен факт изменения в спорном периоде регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и величины прожиточного минимума.

Указанные обстоятельства не опровергались истцом.

В этой связи судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно принят во внимание расчет, представленный ответчиком, осуществленный в соответствии с приведенными выше нормами права.

Доводы апелляционной жалобы, дублирующие основания иска, сводящиеся по сути к несогласию истца с допустимостью изменения мер социальной поддержки, предоставляемых ему, не опровергают выводов суда и основаны на неверном толковании действующего законодательства.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих его безусловную отмену, по делу не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от
3 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поликарпова А.Г. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Ноздрина О.О. Дело № 33-3443

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 декабря 2019 года город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Корневой М.А.,

судей Букаловой Е.А., Герасимовой Л.Н.,

при секретаре Панюковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-1-807/2019 по исковому заявлению Поликарпова А.Г. к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о восстановлении нарушенного права

по апелляционной жалобе Поликарпова А.Г. на решение Мценского районного суда Орловской области от 3 октября 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Букаловой Е.А., возражения на жалобу представителя ответчика - казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» - Пехтерева В.Н., изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Поликарпов А.Г. обратился в суд с иском к филиалу по г. Мценску казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о восстановлении нарушенного права.

В обоснование заявленных требований указывал, что он является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке, предусмотренном статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Несмотря на повышение уровня цен на оплату коммунальных услуг, размер субсидии, рассчитанный за период с <дата> по <дата>, снизился по сравнению с размером субсидии, полученной им в предшествующий период с <дата> по <дата>.

По изложенным основаниям просил обязать ответчика произвести перерасчет размера субсидии за период с <дата> по <дата> в соответствии с ростом цен на оплату коммунальных услуг.

В ходе рассмотрения дела филиал по г. Мценску казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» был заменен надлежащим ответчиком казенным учреждением Орловской области «Областной центр социальной защиты населения».

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Поликарпов А.Г. просит решение суда отменить как незаконное, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам своего иска, а также указывает на то, что суд фактически встал на сторону ответчика, приняв от него документы.

Считает, что расчет по оплате коммунальных услуг и заявленным им требованиям должен производиться не им, а специалистом в соответствующей области.

В заседание суда апелляционной инстанции истец Поликарпов А.Г., извещённый надлежащим образом, не явился, ходатайств и заявлений не представил.

Судебная коллегия на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец
Поликарпов А.Г., <дата> года рождения, являющийся инвалидом второй группы, проживает один по адресу: <адрес>.

Поликарпов А.Г. с <дата> является получателем пенсии по старости, с <дата> по <дата> размер его пенсии составлял 9441,29 руб., с <дата> – 9542,05 руб.

Кроме того, Поликарпову А.Г. как <...> предоставляется ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

<дата> решением филиала по г.Мценску казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее
- КУ ОО «ОЦСЗН») на основании заявления Поликарпова А.Г. последнему была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с <дата> по <дата> путем перечисления на банковский счет, составившая <дата> 1940,81 руб., <дата> – 1925,84руб., <дата> – 1995,43 руб.

Решением филиала по г.Мценску КУ ОО «ОЦСЗН» от <дата> Поликарпову А.Г. на основании поступившего от него заявления назначена субсидия, рассчитанная на период с <дата> по <дата> в размере 1845,61руб.

Однако в связи с изменением регионального стандарта стоимости
жилищно-коммунальных услуг с <дата> размер данной субсидии изменился и составил 1860,07 руб., а в связи с изменением величины прожиточного минимума с <дата> размер субсидии составил 1889,44 руб.

Проверяя представленный ответчиком расчет размера субсидии за период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данный расчет осуществлен на основании Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»; ст.ст. 5, 6 - 12 Федерального закона от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»; пункта 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512; Постановлений Правительства Орловской области об установлении величины прожиточного минимума в Орловской области на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области, действующих в спорные периоды; Постановления Правительства Орловской области № 124 от 27.04.2011 «О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» в редакции, действующей в спорные периоды.

Указанный расчет также учитывает фактические расходы истца на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и размер предоставленных истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Установив изложенное, приняв во внимание отсутствие контррасчета истца, отсутствие с его стороны конкретных доводов о несоответствии в какой-либо части действующему законодательству расчета, представленного ответчиком, суд отказал в удовлетворении исковых требований, признав расчет ответчика правильным.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 1, 2, 3, 7, 8 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.

Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления установлен Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, - федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых законом предусмотрена военная служба (п.7 Правил).

В силу п. п. 23, 24 Правил при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:

где: С1 - размер субсидии (в рублях);

ССЖКУр - размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях);

n - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;

МДДр - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах);

Д - совокупный доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке, установленном пунктом 40 настоящих Правил.

При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:

где: С2 - размер субсидии (в рублях);

К - поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле:

где: СД - среднедушевой доход семьи (в рублях), исчисленный в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил;

ПМ - величина прожиточного минимума семьи заявителя (в рублях), определяемая в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил.

Пунктами 32, 34, 35, 37 и 39 Правил установлен порядок исчисления совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, среднемесячного дохода каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина и среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде в целях предоставления субсидии.

Согласно п. 41 Правил гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

В силу п. 66 Правил финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

На основании п. п. 27, 27 (1), 27 (2) Правил размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки. Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы или их копии, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные ежемесячно в течение срока получения последней субсидии.

Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня представления получателем субсидии документов, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производит сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий.

В случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.

Согласно п. 66 Правил, в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные законоположения в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что размер субсидии, о повышении которой фактически ставит вопрос Поликарпов А.Г., относится к мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг наряду с компенсацией расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не являясь при этом постоянной растущей величиной. Напротив, в зависимости от приведенных выше критериев ее размер может изменяться, в том числе в сторону уменьшения.

Как отмечено выше и не оспаривалось Поликарповым А.Г., он является получателем двух мер социальной поддержки: субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

При этом из материалов дела следует, что в определенные периоды имела места переплата вышеуказанной субсидии, поскольку с учетом произведенной в эти же периоды компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг собственные затраты истца на данные цели не достигали покрываемого данными мерами социальной поддержки уровня.

Более того, судом бесспорно установлен факт изменения в спорном периоде регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и величины прожиточного минимума.

Указанные обстоятельства не опровергались истцом.

В этой связи судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно принят во внимание расчет, представленный ответчиком, осуществленный в соответствии с приведенными выше нормами права.

Доводы апелляционной жалобы, дублирующие основания иска, сводящиеся по сути к несогласию истца с допустимостью изменения мер социальной поддержки, предоставляемых ему, не опровергают выводов суда и основаны на неверном толковании действующего законодательства.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих его безусловную отмену, по делу не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от
3 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поликарпова А.Г. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-3443/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Поликарпов Анатолий Григорьевич
Ответчики
КУ ОО "Областной центр социальной защиты населения"
Суд
Орловский областной суд
Судья
Букалова Елена Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
03.12.2019Судебное заседание
23.12.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее