Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-219/2017 ~ М-156/2017 от 26.01.2017

Дело №2-219/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2017 года                         г.Зея, Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,

при секретаре Аршинюк О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клепиковой С.В. к государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору,

УСТАНОВИЛ:

Клепикова С.В. обратилась в суд с настоящим иском, указав, что 30 марта 2012 года между ней, ФИО3, ФИО4 и ОАО «<данные изъяты>» был заключен кредитный договор <Номер обезличен>, по условиям которого банк предоставил им кредит в сумме 2000000 рублей под 12,85 % годовых на срок 300 месяцев на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. 25 января 2012 года Правительством Амурской области в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» принято постановление №26 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков» (в ред. от 27 февраля 2014 года №108). Настоящее постановление вступило в силу с момента официального опубликования и распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года. В соответствии с указанным постановлением, она обратилась в ГКУ АО УСЗН по г.Зея и Зейскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному кредитному договору. Ответчиком принято решение о предоставлении ей компенсации расходов по уплате процентов по указанному кредитному договору. Однако выплата компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за период с июня 2013 года по июль 2014 года не была произведена, в связи с чем, образовалась задолженность в сумме 177269 руб. 61 коп. Кроме того, 26 октября 2016 года она вновь обратилась к ответчику с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по вышеуказанному кредитному договору за период с июля 2014 года по февраль 2015 года. Письмом от 01 ноября 2016 года заявление с пакетом документов возвращены без исполнения, поскольку с 01 января 2016 года ГКУ АО УСЗН прекратило приём документов на компенсацию расходов по ипотечным кредитам.

Истец просит признать незаконным бездействие ответчика в части несвоевременной выплаты компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору <Номер обезличен> от 30 марта 2012 года за период с июня 2013 года по июнь 2014 года, признать незаконным отказ ответчика в предоставлении социальной выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за период с июля 2014 года по февраль 2015 года, возложить на ответчика обязанность осуществить ей выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за период с июня 2013 года по февраль 2015 года, взыскать расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Определением суда от 28 февраля 2017 года производство по данному гражданскому делу в части исковых требований Клепиковой С.В. к ГКУ Амурской области - УСЗН по г.Зея и Зейскому району о признании незаконным бездействия, связанного с невыплатой компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору <Номер обезличен> от 30 марта 2012 года за период с июня 2013 года по июнь 2014 года и признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов за период с июля 2014 года по февраль 2015 года, прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.

В судебное заседание истец не явилась, просит рассмотреть дело в своё отсутствие, на удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности осуществить ей выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за период с июня 2013 года по февраль 2015 года и взыскании судебных расходов в сумме 300 рублей настаивает.

Представитель ответчика ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району в судебное заседание не явился, с иском не согласен, представил отзыв на иск, из которого следует, что истец является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья. Впервые с заявлением истец обратилась 03 августа 2012 года. Предоставление социальной выплаты осуществлялось до 01 января 2014 года в рамках программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года №617. Начиная с 01 января 2014 года, социальная выплата предоставляется в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2013 года №446. В указанных программах предусмотрен объём средств областного бюджета, выделенных на программные мероприятия. В 2014 году доведено средств на сумму 1500000 рублей, выплачено 1500000 рублей, долг перед гражданами на 01 января 2015 года составил 21441468,65 руб. В 2015 году ГКУ АО УСЗН по г.Зея и Зейскому району лимиты по подпрограмме доведены на сумму 1812116,27 рублей, выплачено гражданам 1812116,27 рублей. В 2016 году ГКУ АО УСЗН по г.Зея и Зейскому району лимиты по подпрограмме доведены на сумму 865577,49 рублей, фактически выплачено 865577,49 рублей. В 2013 году и январе 2014 года выплаты производились по заявлениям, поданным до 16 сентября 2013 года. Истцу по всем документам выплаты произведены по май 2013 года, по следующим документам, предоставленным за период с июня 2013 года по июнь 2014 года, возмещения не производились. Задолженность перед истцом за указанный период по состоянию на 09 февраля 2017 года составила 177269 руб. 61 коп., причиной которой является не бездействие сотрудников управления, а отсутствие необходимого финансирования. Постановлением Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 года №784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области», постановление Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26 было признано утратившим силу с 01 января 2015 года, вместе с тем, пунктом 2 постановления было установлено, что гражданам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, по заявлениям, поданным до 01 января 2015 года, были приняты решения о предоставлении социальных выплат, указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке. С 01 января 2016 года пункт 2 постановления признан утратившим силу, в связи с чем, ГКУ АО УСЗН прекращён приём документов на возмещение компенсации расходов по ипотечным кредитам, соответственно заявленная истцом сумма на выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за период с июля 2014 года по февраль 2015 года не может быть принята к оплате, поскольку за управлением сумма компенсации за данный период не числится.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - правительства Амурской области, министерства социальной защиты населения Амурской области, министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и третьих лиц.

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 30 марта 2012 года между истцом, ФИО3, ФИО4 и ОАО «<данные изъяты>» был заключен кредитный договор <Номер обезличен>, по условиям которого банк предоставил им кредит в сумме 2000000 рублей под 12,85 % годовых на срок 300 месяцев на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

03 августа 2012 года истец обратилась в ГКУ АО УСЗН по г.Зея и Зейскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному кредитному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2014 - 2020 годы».

Решением ГКУ АО УСЗН по г.Зея и Зейскому району №357 от 03 августа 2012 года расходы по уплате процентов по кредитному договору от 30 марта 2012 года <Номер обезличен>, приняты к компенсации.

Между тем, с июня 2013 года по июнь 2014 года выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору истцу не осуществляются. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Согласно справке ГКУ АО УСЗН по г.Зея и Зейскому району, сумма компенсации части процентов по ипотечным кредитам, подлежащая выплате истцу за период с июня 2013 года по июнь 2014 года составляет 177269 руб. 61 коп.

26 октября 2016 года истец также обратилась к ответчику с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по вышеуказанному кредитному договору за период с июля 2014 года по февраль 2015 года, с приложением к нему документов, подтверждающих несение указанных расходов, однако ей было отказано в принятии заявления.

Из ответа ГКУ - УСЗН по г. Зея и Зейскому району от 01 ноября 2016 года №03-4488 на указанное заявление следует, что порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья определялся постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 №26 «Об утверждении Положения о предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретения жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков», в соответствии с которым ГКУ АО УСЗН принимали от граждан документы и заявления на компенсацию. Постановлением Правительства Амурской области от 29.12.2014 №784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области» постановление Правительства Амурской области от 25.01.2012 №26 было признано утратившим силу с 01.01.2015, вместе с тем п.2 Постановления было установлено, что гражданам, указанным в п.1 настоящего постановления, по заявлениям, поданным до 01.01.2015, были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке. С 01 января 2016 года постановлением Правительства Амурской области от 11.12.2015 №593 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784» пункт 2 признан утратившим силу, в связи с чем, ГКУ АО УСЗН прекратили приём документов на компенсацию расходов по ипотечным кредитам. Одновременно ответчиком истцу были возвращены представленные документы.

Истцом предъявлены требования о возложении на ответчика обязанности по выплате компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору <Номер обезличен> от 30 марта 2012 года за период с июня 2013 года по июнь 2014 года в сумме 177269 руб. 61 коп. и за период с июля 2014 года по февраль 2015 года в сумме 108996 руб. 20 коп., полагая, что управление уклоняется от выполнения принятых социальных обязательств.

Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путём компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 – 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года №617.

Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года №519 постановление Правительства области от 23 ноября 2011 года №617 признано утратившим силу с 01 января 2014 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 01 января 2014 года.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путём компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, абз.2 п.2 которого предусматривал право на компенсацию всех граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории Амурской области, заключивших не ранее 01 июля 2009 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор на сумму не более 2000000 рублей на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта.

Постановлением Правительства Амурской Области от 29 декабря 2014 г. №784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области» постановление Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26 об утверждении вышеуказанного Положения, признано утратившим силу, вместе с тем, пунктом 2 Постановления было установлено, что гражданам, указанным в п.1 настоящего постановления, по заявлениям которых, поданным до 01 января 2015 года, были приняты решения о предоставлении социальных выплат, указанные выплаты производятся в установленном данным постановлением порядке.

С 01 января 2016 года постановлением Правительства Амурской области от 11 декабря 2015 года №593 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 года №748» пункт 2 указанного постановления признан утратившим силу.

Вместе с тем, на момент возникновения спорных правоотношений, постановление Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» являлось действующим и определяло условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам. Обратной силы настоящему Постановлению не придано, в связи с чем, его нормы подлежат применению при разрешении настоящего спора.

Судом установлено, не оспаривается ответчиком и подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец соответствует условиям действия государственной программы, введённой с 01 января 2014 года, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы».

Из материалов дела также следует, что в период с июня 2013 года по февраль 2015 года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась.

Ответчиком не оспаривается, что истец в период с июня 2013 года по июнь 2014 года в установленные законодательством сроки подтверждала своё намерение и право участвовать в подпрограмме, представив необходимые документы, при этом, расходы истца по уплате процентов за период с июля 2014 года по февраль 2015 года к компенсации ответчиком не приняты, в связи с тем, что с 01 января 2016 года утратил силу пункт 2 постановления Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 года №748 и ГКУ АО УСЗН по г.Зея и Зейскому району прекращён приём документов от граждан.

Отсутствие выплаты денежных средств за период с июня 2013 года по июнь 2014 года обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области, а за период с июля 2014 года по февраль 2015 года, в связи с прекращением приёма документов от граждан.

В соответствии с п.1 «Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков», данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Согласно п.4 Положения, компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесённые за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведённой в данной норме формуле.

Исходя из пп.6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению №1 к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.

Согласно пп.8.1, 9 и 10 Положения, предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очерёдности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счёт гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счёта для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.

Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счёт средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

Таким образом, функции государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району ограничены приёмом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведённых лимитов бюджетного финансирования, учитывая, Управление не участвует в процессе формирования объёма финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведённого лимита.

Вместе с тем, Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признаёт и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).

В силу приведённых конституционных положений и, исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от них причинам, не может самостоятельно обеспечить надлежащий уровень материального благосостояния.

Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012- 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.

Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка её финансирования, а также её изменения является дискрецией органов государственной власти субъекта.

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определённость, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года №20-П, от 24 мая 2001 года №8-П, от 19 июня 2002 года №11-П, от 23 апреля 2004 года №9-П, Определение от 4 декабря 2003 года №415-О и др.).

Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким – либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чьё толкование понятия «имущество» (содержащегося в ст.1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).

При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.

Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).

Российская Федерация, как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признаёт юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.

Как разъяснено в п.10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учётом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Из положений ст.46 Конвенции, ст.1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.

Принимая во внимание приведённые принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истец в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты (что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось), суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права, иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.

Рассматривая требования истца в части возложения на ответчика обязанности по выплате суммы компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за период с июля 2014 года по февраль 2015 года в сумме 108996 руб. 20 коп., суд приходит к выводу об их удовлетворении.

Так, исходя из п.4 Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утверждённого Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, размер компенсации за месяц определяется для граждан по формуле: К = S x Стр / СБ - АМ, где: К - размер компенсации; S - сумма уплаченных гражданином процентов по кредитному договору за месяц; Стр - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату представления гражданином документов об оплате, но не более 8,25%; Сб - ставка по кредитному договору; АМ - аналогичные меры социальной поддержки за счёт средств федерального бюджета, а также за счёт средств организаций.

Как следует из справки ПАО «Сбербанк России», сумма погашенных процентов по кредитному договору <Номер обезличен> от 30 марта 2012 года за период с июля 2014 года по февраль 2015 года составила 169769 руб. 89 коп.

Соответственно, с учётом понесённых истцом расходов за период с июля 2014 года по февраль 2015 года, сумма компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, подлежащая взысканию с ответчика за указанный период, составляет 108996 руб. 20 коп. (169769 руб. 89 коп. х 8,25% /12,85%).

В соответствии с положениями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» предоставление мер социальной поддержки граждан, о котором идёт речь в данном случае, является расходным обязательством Амурской области, выплаты компенсации производятся территориальными управлениями социальной защиты населения за счёт средств областного бюджета.

Кроме того, отсутствие в настоящее время указанных мер поддержки не может служить основанием для неисполнения ранее возникшей обязанности перед гражданином, в связи с чем, требования истца о возложении на ответчика обязанности выплатить истцу компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору, как за период с июня 2013 года по июнь 2014 года в сумме 177269 руб. 61 коп., принятые ответчиком к компенсации, так и за период с июля 2014 года по февраль 2015 года в сумме 108996 руб. 20 коп. подлежат удовлетворению, поскольку решение о предоставлении социальной выплаты истцу было принято ответчиком до 01 января 2015 года, расходы по уплате процентов по ипотечному кредиту были понесены истцом до 01 января 2016 года.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Клепиковой С.В. удовлетворить.

Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району обязанность по выплате Клепиковой С.В. компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору <Номер обезличен> от 30 марта 2012 года за период с июня 2013 года по февраль 2015 года в сумме 286265 рублей 81 копеек, за счёт средств областного бюджета.

Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району в пользу Клепиковой С.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его провозглашения.

Председательствующий                            С.Н.Куприянова

    

2-219/2017 ~ М-156/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Клепикова Светлана Витальевна
Ответчики
ГКУ АО- Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району
Другие
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Министерство финансов АО
Правительство АО
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Куприянова Светлана Николаевна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
26.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2017Передача материалов судье
27.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2017Судебное заседание
28.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее